Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванюшко Галина Ивановна

Цели:

1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.

2. Развивать самостоятельность, творческое воображение, сообразительность,  фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей интерес  к сезонным изменениям в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад  № 14

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

в подготовительной группе

с использованием технологии ТРИЗ

(противоречия в предметах)

по теме: «Волшебный сундучок зимы».

         

Воспитатель: Иванюшко Г.И.

                                                                           

г. Раменское

Задачи.        

1. Продолжать учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.

2. Развивать самостоятельность, творческое воображение, сообразительность,  фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей интерес  к сезонным изменениям в природе.

Оборудование:

8 предметов  для игры «Да-нетка»:  снежинка, снеговик, рукавичка, бусы, дракончик, снегурочка, коробка, сундучок с играми, лента; 5 набора  блоков  Дьенеша и схема к игре «Подбери ключик»;  мячик, предметные картинки,  листы А-4, сложенные пополам,  4 флакончика с  краской холодных оттенков: синий, голубой, фиолетовый; фломастеры.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин о зиме, наблюдение за погодой на прогулках, « Игры в антонимы», игры с блоками Дьенеша.

I. Организационный  момент

- Ребята, у меня для вас есть подарок, только его приготовила не я, а кто-то другой. Хотите узнать кто? (Да)

- Для этого вам нужно отгадать загадку: 

      Тройка, тройка прилетела.

            Скакуны в той тройке белы,

            А в санях сидит царица –

            Белокоса, белолица.

            Как махнула рукавом –

            Всех покрыла серебром.

- Кто это? (Зима)

- Как догадались, что это зима? (Ответы детей)

II. Основная часть.

1.  Игра «Да - нетка» (плоскостная). Дети с воспитателем стоят по одну сторону  стола.

-Ребята, Зима приготовила вам подарок, а вот что это за подарок вы опять должны отгадать, а поможет вам в этом игра «Да-нетка».

 На столе лежат 8 предметов, среди которых сундучок и рукавичка. Воспитатель лентой  делит плоскость пополам  Дети задают вопросы:

Д. -  Это справа от нас? (Нет)

Д. -Это слева от нас? (Да)

Д. - Это дальше от нас?  (Нет)

Д. -  Это ближе к нам? (Да)

Д. -  Это сундучок.

- Правильно, это сундучок.

2.  Игра «Подбери ключик». Блоки Дьенеша. (Дети работают группами по 4 человек за столами. На каждый стол по 1 набору блоков Дьенеша).

- Молодцы, это сундучок, но он не простой, а волшебный. Что бы он открылся, к нему нужно подобрать ключ, а поможет вам в этом схема.

 Дети по схеме подбирают ключ из коробки с блоками  Дьенеша. Схема висит на доске.

Если ключ подобран правильно, то сундучок открывается, а если нет, то продолжают подбирать дальше.   В каждой коробке может быть только 1 ключ. Например: красный квадрат.

- Молодцы! Сундучок открылся, а значит,  вы правильно подобрали ключик.

Воспитатель заглядывает в сундучок и говорит, что Зима приготовила для них игры.

- Ребята, вы любите играть? (Да)

-Зима знала, что вы любите играть и поэтому приготовила для вас игры.

3.  Игра « Наоборот» - с мячом. (Дети стоят на ковре).

- Ребята, я буду называть слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать слово, но уже с противоположным значением.

Зима - (лето)                           Весна - (осень)

Север - (юг)                             Запад - (восток)

День - (ночь)                          Холод - (жара)

Здоровый - (больной)         Белый - (чёрный)

Глубокий - (мелкий)             Горячий - (холодный)

Мокрый - (сухой)                  Ясный - (пасмурный)

Северный - (южный)            Бежать - (стоять)

Высоко - (низко)                    Длинный - (короткий)

Тёмный - (светлый)              Весёлый -  (грустный)

Острый - (тупой)                    Тяжёлый - (лёгкий)

4. Игра « Хорошо - плохо». Дети сидят на ковре на стульях. Воспитатель достаёт загадку из сундучка.

- Ребята, Зима приготовила вам загадку.

               Дали братьям тёплый дом,

               Чтобы жили впятером,

               Брат большой не согласился

               И отдельно поселился. (Рукавичка)

Воспитатель приносит со стола рукавичку. 

-  Молодцы! Ребята, назовите хорошие, полезные свойства рукавички? Какая рукавичка?

(Тёплая, мягкая, красивая)

-  Что хорошего в том, что рукавичка тёплая?

( Руки не мёрзнут и т.д.)

-  Что плохого в том, что рукавичка тёплая?

(Весной потеют руки и не закаляются)

ВЫВОД: Значит, в одних условиях тёплая рукавичка  это хорошо, потому что рука не мёрзнет в морозы, а в других плохо, потому что весной руке жарко и она потеет.

-  Что хорошего в том, что рукавичка мягкая?

(Приятно телу, приятно прикоснуться к другу и т.д.)

-  Что плохого в том, что рукавичка мягкая?

(Плохо защищает руку при падении, при ударе, при ушибах).

ВЫВОД: - Мягкая рукавичка хорошо, потому что телу приятно, но такая рукавичка плохо защищает при ушибах.

-  Что хорошего в том, что рукавичка красивая?

(Приятно глазу, приятно показать другим и т.д.)

-  Что плохого в том, что рукавичка красивая?

(Жалко, если потеряется; может понравиться другу, и он расстроится, что у него такой нет.)

ВЫВОД: Красивая рукавичка это хорошо, так как приятно глазу, но плохо, что может потеряться, а она стоит много денег или может понравиться другу, а у него такой нет.

-  Дети, получается, что и в хороших качествах рукавички есть  плохое.

5. Физкультминутка. Игра «Сделай наоборот». (Дети стоят на ковре.)

-  Дети, я буду давать команды, а вы выполнять их наоборот. Смотрите, не ошибитесь:

сядьте - (встали)

 стойте – (шагают)

шагайте – (стоят)

молчите – (кричат)

кричите – (молчат)

встаньте – (садятся)

6.  Игра « Где прячутся противоположностиДети стоят  у столов. На столах картинки: стул, кошка, утюг, чайник, топор, ножницы и т. д.

-  Ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком (по 2-3 картинки на  1 признак).

- Мягкий – твёрдый

(Стул – спинка твёрдая, а сиденье мягкое;  кошка-шерсть мягкая, а когти твёрдые.)

- Холодный – горячий

(Утюг – ручка холодная, а подошва горячая; чайник)

- Острый – тупой

(Топор, ножницы)

- Чёрный – белый

(Зебра)

III. Продуктивная деятельность.

- Дети, а кто рисует без кисти и красок?

(Мороз)

- А вы умеете рисовать без кисти?

( Да)

- Как можно рисовать без кисти?

(Пальчиками, тычками, кляксами и т.д.)

- А как узнает Зима, что мы умеем рисовать без кисти?

(Ответы детей)

- Предлагаю нарисовать рисунки и отправить Зиме по почте. Так мы отблагодарим Зиму за интересные игры, которые она подарила нам.

Дети рисуют кляксами. У каждого ребёнка белый лист, сложенный пополам и флакончики с краской.

IV. Анализ детских работ.

- Что у вас получилось?

- На что похоже?

-Как вы думаете, почему вы рисовали только оттенками синего цвета?

(Холодные цвета – любимые цвета зимы.)

- Дорисуйте фломастерами свои рисунки.

 Дети рассматривают рисунки, делятся впечатлениями.

V. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось?

- Кто что узнал нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе Тема: "Круговорот воды в природе"...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»

План-конспект  проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...