Главные вкладки

    Консультация:"Роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

    Иванова Валентина Васильевна

    Консультация:"Роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль потешек в процессе воспитания детей первой младшей группы

    Первые годы жизни чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки гармоничной личности. Большую роль на развитии ребенка играют потешки, частушки, приговорки и другие фольклорные произведения, дети очень чутки к меткому народному слову. Уместно прочитанная потешка улучшает настроение, вызывает улыбку у загрустившего ребенка, успокаивает плачущего.

    В своей работе с малышами я использую народное творчество. Потешки, приговорки, пестушки уместны во всех процессах воспитания. Прививая малышам навыки личной гигиены, обращая внимание на неопрятность в одежде, прически, использую следующие потешки:

    При умывании:

    Ой, лады, лады

    Не боимся мы воды

    Утром умываемся,

    Маме улыбаемся.

    Или:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы смеялся роток.

    Чтоб кусался зубок.

    Причесывая ребенка после сна, заплетая косичку девочке, приговариваю следующую потешку:

    Расти коса до пояса

    Не вырони не волоса

    Расти, косонька, до пят –

    Все волосоньки в ряд.

    Формируя навыки самообслуживания при одевании и раздевании читаю потешку:

    Валенки, валенки.

    Невелички, маленьки,

    Опушка бобровая,

    Маша чернобровая.

    Или:

    Наша Маша маленька

    На ней шубка аленька

    Опушка бобровая

    Маша чернобровая.

    Чтобы научить ребенка правильно одевать обувь читаю потешку:

    Вот они сапожки;

    Этот – с левой ножки,

    Этот с правой ножки.

    Во время кормления читаю потешку:

    Травка – муравка со сна поднялась,

    Птица – синица за зерно взялась

    Зайка – за капустку

    Мышка – за корку

    Детки – за молоко.

    Или:

    Ладушки, ладушки

    Пекла бабка оладушки

    Маслом поливала

    Деткам давала.

    Или:

    Умница Катенька,

    Ешь кашку сладеньку,

    Вкусную, душистую,

    Мягкую пушистую.

    Во время прогулки использую потешки о явлениях природы:

    Солнышко, покажись!

    Красное нарядись!

    Твои детки плачут,

    По камушкам скачут.

    Или:

    Дождик, дождик

    Кап да кап

    Ты не капай долго так!

    Дай дойти до дому

    Дедушке седому.

    Увидев и наблюдая за кошкой читаю потешку:

    «Как у нашего кота».

    Или«Киска, брысь».

    Наблюдая за собакой читаю потешку «Вот собачка Жучка».

    Наблюдая за бабочкой – коробочкой, уместно прочитать

    потешку«Бабка-коробка», за улиткой «Улитка, улитка», за воробьем«Чили, чили, воробей»«Клюй, клюй покапель!».

    Гуляя с детьми по территории детского сада использую потешки«Большие ноги» или «По дороге» или «По ровненькой дорожке шагают ножки». Если дети устали, предлагаю погладить ножки и читаю потешку «Устали наши ножки».

    Перед сном использую потешки, чтобы успокоить детей, настроить их на сон.

    Бай, бай, бай,бай

    Ты собачка не лай,

    И в гудочек не гуди,

    Наших деток не буди!

    Или:

    Баю, баюшки, баю

    Не ложись на краю,

    Придет серенький волчок

    И утащит во лесок.

    После сна использую потешки, которые вызывают улыбку, радостное настроение:

    Вот проснулся петушок,

    Встала курочка

    Подымайся мой дружок

    Встань, мой Юрочка.

    Или:

    Потягушки – потягушечки!

    От носочков до макушечки!

    Мы потянемся – потянемся,

    Вот уже растем, растем.

    Очень много потешек, которые используют для игр с детьми, как для индивидуальных, так и для коллективных. Они сближают ребенка с взрослым. Помогают ему осознать собственное «Я», ощутить свое тело, и обращены они не просто к мальчикам и девочкам, а лично к Машеньке, Катеньке, Ванечке.

    Кто у нас хороший,

    Кто у нас пригожий?

    Ванечка – хороший,

    Ванечка – пригожий,

    или:

    «По кочкам по кочкам».

    «Еду, еду к бабе, к деду»

    «Этот пальчик – дедка,

    «Этот пальчик – бабка».

    «Сорока – сорока»;

    «Наши уточки с утра»,

    «Ладушки-ладушки»

    «Катя, Катя маленька»

    «Этот пальчик хочет спать»

    «У кошки боли, у собачки боли» и другие.

    Проговаривая потешки вместе с воспитателем дети учатся вместе звукоподражать, у них активизируется речь, расширяется представление об окружающем, обогащаются эмоционально – игровые действия, интонационная выразительность. Они просты по содержанию, легко запоминаются детьми и повторяются неоднократно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

    Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

    Постер-консультация для родителей "Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста"

    В ДОО постерное консультирование понимается как форма информирования родителей посредством постеров, плакатов, содержанием которых является лаконично и кратко изложенная информация, адресованная родит...

    Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста

    Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни....

    Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"

    Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

    Педагогического опыта по теме «Роль фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста»

    Педагогического опыта по теме  «Роль фольклора в жизни детей  младшего дошкольного возраста»...