Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Ель»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Проневская Надежда Васильевна

Цель: закрепление  знаний  детей о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

Задачи:

-совершенствовать вербальный анализ и синтез;

-совершенствовать умение обобщать полученные знания с помощью метода «синквейн»;

-развивать умение размышлять, рассуждать, думать на заданную тему;

- воспитывать любовь к природе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

в подготовительной группе: «ЕЛЬ»

Цель: закрепление  знаний  детей о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.

Задачи:

-совершенствовать вербальный анализ и синтез;

-совершенствовать умение обобщать полученные знания с помощью метода «синквейн»;

-развивать умение размышлять, рассуждать, думать на заданную тему;

- воспитывать любовь к природе;

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу)

 Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, прикладывая  ладошку к ладошке, и называя друг друга ласковыми именами (дети по кругу называют друг друга ласковыми именами).

Здравствуй, Наташенька (дети продолжают).

Ребята, я приглашаю вас на зимнюю поляну, вы  согласны пойти со мной? (Да). Тогда мы должны с вами одеться. Давайте оденем  зимние сапоги  (имитируют движения), шапочки, шубки, рукавички. А чтобы веселее нам было идти, споем песенку:

Раз шажок, два шажок-

Под ногой скрепит снежок.

На шнурке ботинка –

Звездочка-снежинка.

Мальчик взял её рукой-

Нет снежинки никакой,

А на рукавичке-

Капелька водички.

         Ну, вот мы с вами пришли на  поляну (дети приходят в зону группы оформленную под поляну). Здесь такое чудесное место, что хочется повеселиться и поиграть  в игру «Превращение» (педагог называет слова: снег, лед, пар. Дети  услышав слово «снег» - берутся за руки, «лед» - держась за руки, дети  еще больше сплачиваются, «пар» - дети опускают руки и кружатся).
       Ой, ребята, посмотрите,  здесь кто-то обломал
  елочку (в стороне «поляны» стоит искусственная елочка, без веточек. Педагог  обращает внимание  детей на веточки, которые лежат рядом с елочкой).

Скоро  волшебный праздник Новый год и что же делать без елочки?

Слышатся звуки вьюги и голос в записи:

«Спасти елочку  вам поможет стихотворение. Если вы правильно назовете в нем все слова, свершится чудо. Она вновь появится на этой поляне».

Ребята, вы слышали, что нам сказала Вьюга? (Да) А  вы  хотите спасти елочку? ( Да)

Сегодня мы с вами  спасем елочку от гибели и сочиним  про нее необычный  рассказ.  Но сначала, давайте вспомним  про нее стихотворение.

(Дети вместе с педагогом читают стихотворение):

Елочка, елочка-

Колкая иголочка,

Где ты выросла? В лесу.

Что ты видела? Лису.

Что в лесу? Морозы,

Голые березы,

Волки и медведи-

Вот и все соседи.

А сейчас по порядку назовите  каждое слово стихотворения отдельно и вместе со словом, появится веточка (дети по порядку называют слова из стихотворения и после каждого слова вставляют веточку в ствол елочки)

Вот и свершилось чудо. Елочка вновь радует нас своей красотой. Чтобы елочка стала еще красивее, надо развесить шишки. Они появятся на елочке только тогда, когда вы назовете родственные слова. Эти слова спрятались в стихотворении. Послушайте его.

 Елочки, елки и ели

Выросли в чаще лесной,

Еловый лесок – это ельник,

Мы в нем погуляем с тобой.

Какие родственные слова к слову ель вы услышали? (дети называют слова и после каждого названного слова вешают на елочку шишку)

Ребята, посмотрите, а что это под елочкой? (Снежки.) (маленькие мячики, оформленные под снежные комочки)

Давайте поиграем с ними. Я вам буду задавать вопрос и при каждом слове ударять снежком о землю, посмотрите (показ педагога).  

Ель – это дерево?

 Вы  должны ответить на вопрос и также как я при каждом слове ударять снежком о землю.

Ель – это дерево.

Ель – это хвойное дерево?

Ель – это хвойное дерево.

Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу?

Ель – это хвойное дерево, которое растет в лесу.

Мы  замечательно поиграли в снежки. Положите, пожалуйста, их под елочку и встаньте в круг. Сейчас мы с вами поиграем с моим снежком, передавая его по кругу  и называя слова-признаки к слову ель (какой, какая) 

А сейчас назовите слова-действия.( что делает?)

Придумайте слова-предметы на зимнюю тему.
Интересной получилась игра с моим снежком, а сейчас давайте придумаем необычный рассказ   о ели   из 5 строк.

В первую строку мы запишем предмет, о котором мы будем говорить. О каком предмете мы будем говорить? (дети называют - ель или елочка, выбирают из этих слов одно слово. Педагог записывает его на доске)

 ЕЛЬ

Во вторую строку запишем признаки этого предмета - слова, которые  отвечают на вопрос: какая? (дети называют, из названных слов-признаков выбирают два слова, педагог записывает)

ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ

В третьей строке напишем слова, которые обозначают действие этого предмета. Что делает ель? (дети называют, из названных слов-действий выбирают три слова, педагог записывает)

РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ

Для четвертой строки нужно составить предложение из 3-4 слов о ели. (дети называют, из названных предложений выбирают одно, педагог записывает)

Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ

А сейчас подумайте, какие впечатления у вас возникли от слова ель? Выразите их одним или двумя словами. И мы их запишем в пятой строке. (дети называют, из названных вариантов выбирают три, педагог записывает)

ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

Послушайте, какой необычный рассказ о ели  мы с вами сочинили:

Ель.

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, Новый год, игрушки.

(Педагог смотрит на часы) Ребята, зимний день очень короткий. Нам нужно вернуться в детский сад до темноты. Помните  нашу походную песенку?
(под песенку возвращаются в группу и имитируют раздевание верхней  одежды)
Ну, вот мы и в группе, какое дело на поляне  вы делали с радостью?  Какие трудности вы там встретили?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...