Артикуляционные сказки.
картотека по развитию речи по теме

Яковлева Анжелика Алексеевна

Материал представлен в виде подборки сказок для артикуляционной гимнастики ( карточки форматом А5). Используются на начальном этапе коррекционной работы. Взрослый демонстрирует движения языка, ребенок повторяет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_skazki-artik.gim_.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

   История 1.

   Домик для Язычка.

   Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.

   А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка- нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-увуля.

   Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.

   История 2.

   Язычок делает ремонт.

   Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.)

   Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение “Маляр”.)

   Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.)

   После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.)

   Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение “Забор”.)

История 3.

   Язычок делает покупки.

   Язычок был очень пунктуален и не любил опаздывать, поэтому, прежде всего он решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону. (Движения языка из одного уголка рта в другой, рот открыт - упражнение “Часики”.)

   У часов были две длинные острые стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка, который как бы очерчивает циферблат и в нескольких местах касается округлённых губ, указывая расположение цифр на циферблате).

   Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик-так, тик-так!”, а каждый час били: “Бом-бом-бом!” (Дети повторяют.)

   Ещё Язычок купил розовую чашку и глубокую тарелку. (Рот открыт, широкий язычок в форме чашечки поднимается к верхним зубам, губы остаются неподвижными - упражнение “Чашечка”.) Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щёк.)

   Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил. (Сделать язык широким и плоским, как блин, и положить его на нижнюю губу, рот открыт, губы не напряжены - упражнение “Блинчик”.)

   Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (Широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт - упражнение “Вкусное варенье”.)

История 4.

   Утро Язычка.

  Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался, (Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой.)

   Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу (движения губ, челюстей, языка). Смотрел налево, направо, вверх (светит ли солнышко), вниз (нет ли луж на дорожке) и выходил из дома на утреннюю пробежку. (Дети выполняют языком указанные движения.) Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. (Круговые движения языка, рот широко открыт.) Сделав несколько дыхательных упражнений (вдох носом, выдох ртом), Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.


История 5.

   У Язычка появился новый друг.

   Однажды после традиционной утренней пробежки Язычок присел на крылечке. (Положить широкий спокойный язык на нижнюю губу; рот полуоткрыт; зубы не напряжены.) Ярко светило солнышко, дул ветерок (подуть на широкий язык), и Язычок задремал. Вдруг он услышал, что под крыльцом кто-то тихо мяукает. Язычок наклонился (опустить язык) и увидел маленького пушистого котёнка. Язычок погладил его. (Дети кистью правой руки имитируют поглаживание головы и спинки котёнка.) Но котёнку это не понравилось, и он выгнул спинку. (Кончик языка упирается в нижние зубы; широкий язык круто выгнут - упражнение “Киска сердится”.) Язычок, отдёрнув руку, удивлённо посмотрел на котёнка: тот оказался худым и голодным. “Его надо накормить!” - решил Язычок и пошёл в дом за едой. В своей любимой чашке (упражнение “Чашечка”) Язычок принёс котёнку тёплое молоко. Котёнок стал с жадностью его лакать (соответствующие движения языка). Когда молока не осталось, котёнок облизнулся (упражнение “Вкусное варенье”, 5-10 раз) и начал умываться. (Дети правой рукой имитируют движения умывающегося котёнка.) Язычок решил снова погладить котёнка. На этот раз тот не сердился и выгнул спинку от удовольствия (движение языка), а потом потёрся о ноги (верхними зубами как бы погладить круто изогнутый язык) и замурлыкал.  С тех пор котёнок стал жить вместе с язычком.

История 6.

   Новый велосипед.

 

 На день рождения друзья подарили Язычку велосипед: красивый, с двумя большими колёсами (круговые движения языка) и блестящим рулём. Язычок решил прокатиться на велосипеде вокруг дома. (5-10 круговых движениё языка, рот открыт как можно шире.) Но вот беда: на дороге валялся острый гвоздь. (Сделать язык длинным и узким, как игла, - упражнение “Иголочка”.) Язычок напоролся на него, и из камеры стал выходить воздух (“С-с-с-с”). “Не расстраивайся!” - начали успокаивать Язычка друзья. Они сняли колесо, заклеили дырку в камере и накачали её с помощью насоса. (“С-с-с-с”. Одновременно дети выполняют движения руками “Насос”.) Колесо поставили на место, и Язычок с друзьями снова мог кататься на велосипеде. (Несколько круговых движений языка.)


История 7.

Язычок и лошадка.

   Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движение языка из стороны в сторону).

 Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца. Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губ).

   На спине у лошадки было широкое седло (упражнение “Чашечка”), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками “держат поводья” и звонко цокают языком - упражнение “Лошадка”.)

   Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение - упражнение “Натянем поводья”) и останавливал лошадку: “Тпр-р-р...” (Подуть на губы, а затем на губы и язык - упражнение “Кучерское межгубное р-р-р”. Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.

 История 8.

Язычок в зоопарке.

   Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, ездил верхом. (Упражнение “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

   В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое.)

   Самым сердитым был индюк. Когда кто-нибудь сердил его, он тряс красным носом и “болботал”. (Очень быстрые движения широким языком, который бьёт по верхней губе, издавая при этом характерные звуки - упражнение “Индюк”.)

   Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался страшным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало. (Упражнение “Иголочка”.) Язык быстро-быстро передвигался из стороны в сторону. (Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение “Змейка”.)

   Самой весёлой была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожи: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спину и шипел. (Упражнение “Киска сердится”.)

   Для своих новых друзей Язычок приносил лакомства: лошадке - солёный хлеб (движение губами, захватывающими что-то); бегемоту - большую конфету (кончиком языка как бы прилепить конфету к нёбу за верхними зубами - упражнение “Конфетка”); индюку - зёрна пшеницы (кончиком языка как бы клюют зёрнышки); ужу - молоко (лакательные движения); обезьяне - банан (попытаться сделать язык похожим на банан); тигру - кусок мяса (жевательные движения).

   История 9. Язычок в цирке.

   Вместе с друзьями Язычок отправился в цирк. Сколько же интересного они там увидели!

   Открыли представление барабанщики. Выйдя на арену, они громко били в барабаны: “Ды-ды-ды!” (Кончиком языка постучать по нёбу за верхними зубами - упражнение “Барабанщик”.)

   Затем под куполом цирка появились воздушные гимнасты. Они раскачивались, перелетали с одной трапеции на другую. (Широким языком выполнить движения языком вперёд-назад, рот открыт - упражнение “Качалочка”, повторить 5-10 раз.)

   После гимнастов выступали цирковые лошадки. (Упражнения “Лошадка”, “Натянем поводья”, “Кучерское межгубное р-р-р”.)

   Очень интересным было выступление дрессированных тигров, которые сидели на высоких тумбах (широкий язык положить на нижнюю губу), качались на качелях. (Рот открыт, язык дотрагивается сначала до верхней, а потом до нижней губы 5-10 раз; губы при этом не напрягаются и не подворачиваются, а язык не зажимается зубами - упражнение “Качели”.) Иногда тигры сердились на дрессировщика и выгибали спины. (Упражнение “Киска сердится”.)

   Но больше всего Язычку понравилось выступление фокусника. Придя домой, он придумал собственный фокус. (Положить ватку на кончик носа и сдувать её, направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашечки, языка вверх; язык высунут, щёки не раздуваются; зубы не прикусывают язык - упражнение “Фокус”.)

История 10.

Язычок собирает грибы.

   Наступила осень - пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упражнение “Чашечка”), отправился в лес. По дороге в лес увидел ручеёк. (Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке - упражнение “Ручеёк”.) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения: “А какая вода в твоём ручейке?”)

   Язычок долго ходил по лесу и, наконец, вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Широкий язык “присасывается” к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка - ножку гриба - упражнение “Грибок”.) Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: “Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор... «и т.д. Набрав полную корзину грибов, Язычок вернулся домой.


История 11.

Язычок учится играть на музыкальных инструментах.

   Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку и гармошку.

   Сначала Язычок стал брать уроки игры на барабане. Палочки звонко отбивали дробь: “Ды-ды-ды...” (Упражнение “Барабанщик”.)

   Освоив барабан, Язычок начал учиться игре на дудочке. (Упражнение “Трубочка”: свернуть язык трубочкой и подуть в неё.) Самым трудным оказалось научиться игре на гармошке. (Язык “присасывается к нёбу, как в упражнении “Грибок”, а затем движением нижней челюсти вниз-вверх подъязычная уздечка растягивается, как меха у гармошки; при этом надо стараться, чтобы язык не оторвался от нёба - упражнение “Гармошка”.) Язычок очень старался, поэтому учёба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии. (Несколько раз повторить упражнения “Барабанщик”, “Дудочка”, “Гармошка”.)

История 12. 

Храбрый комар.

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку.

И чистил свой хоботок вот так. (Сжимать двумя пальцами губы в "хоботок".) А потом он весело улыбался всем насекомым, которые жили рядом ( Губы фиксируются в улыбку двумя пальцами. )

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и глотала насекомых. (Открывать широко рот)

Комар решил защитить друзей. Он сделал страшную мордочку, чтобы напугать лягушку. (Верхняя губа двумя пальцами поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется.) 

Когда лягушка увидела комара, она так удивилась, что открыла рот. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.)

Тогда комар выпустил жало и полетел на лягушку (Взять язык двумя пальцами и осторожно двигать вперед-назад)

Лягушка испугалась и тут же ускакала (Быстро открывать и закрывать рот). 

Насекомые стали махать крыльями и праздновать победу. (Взять язык двумя пальцами и качать вверх-вниз).

История 13.

   Сказка о Веселом Язычке.

   Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит.

Продолжение «Сказки  о Весёлом Язычке» история13

Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

История 14.

Сказка о Веселом Язычке

Жил - был Весёлый Язычок. Он всем весело улыбался. (Вот так!) Открыл он однажды широко двери своего домика. (Вот так широко!), вышел, погрелся на солнышке. (Вот такой плоский, ленивый!) Потом пошел дальше, дальше. (Вытянулся вперед вот так!) Посмотрел Язычок на солнышко, посмотрел под ноги, потянулся вверх, наклонился вниз. (И еще разок, вот так!)

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часы: маятник на часах бегал из стороны в сторону(Вот так! )."Пора пить чай" - подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку. (Вот такую!) На чай к Язычку зашел Индюк. И для него нашлась чашечка.(Вот такая!)Индюк выпил чай и весело заболботал.(Вот так! )

Потом друзья вместе пошли к Лошадке. Она весело скакала и цокала копытами. (Вот так!) Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать. (Вот так!)

Устал Веселый Язычок, вернулся домой, лег спать, а во сне увидел Индюка, Лошадку и новый барабан. (При необходимости эти упражнения можно повторить для закрепления).

История 15.

«Про Машу»

В одном домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красивым забором (упражнение «Заборчик»). Чтобы зайти во двор, нужно открыть ворота (упражнение «Ворота»). Домик у Маши красивый, с круглыми окошечками(упр-е«Окошко»).Сегодня Маша печет блины(упр- е«Блинчик»). Блины горячие, их нужно остудить(упр-е «Подуй на блинчик»).К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку(упр-е «Чашечка»).Чай горячий, Маша дует на чай. (упр-е «Фокус») Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку (упр-е «Вкусное варенье»). Выглянуло солнышко и Маша прикрыла окошко шторкой(упр-е «Парус»).Ветерок дует на шторку. (упр-е «Подуй на парус» ),а Маша слушает, как шторка шуршит: ш- ш- ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р  и Рь  в форме   сказки с картинками....

Артикуляционная сказка "Девочка Маша"

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....

Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"

Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста пред­ставленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у  дошкольников интерес к орга­нам...

Артикуляционная сказка Винни-Пух

Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....

Артикуляционные сказки

Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений...

Артикуляционные сказки

В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционные сказки"

подборка комплексов артикуляционной гимнастики...