Этапы развития речи в норме
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Тюрина Оксана Владимировна

Каждому родителю важно знать, как именно развивается речь  ребенка. К пяти годам должен завершиться весь процесс формирования  речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_rechi_v_norme.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития речи в норме.

     Программа  воспитания  в  детском  саду  предусматривает  развитие  всех  сторон  устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный состав   языка  -  это все  слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила  соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь  с  помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом  связаны  друг  с  другом.  Словарь  и  грамматический  строй  развиваются  и совершенствуются  постоянно  не  только  в  дошкольном  возрасте,  но  и  в  процессе  обучения  в  школе.  Правильное  звукопроизношение формируется  у  ребенка  в  основном к пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков  родного  языка  должно  быть  закончено  в  дошкольном  возрасте.   Речевая  деятельность  ребенка  формируется  постепенно  и  проходит  несколько  этапов своего становления.

       Формирование связной речи у ребенка невозможно без усвоения звуковой стороны  русского  языка,  куда  входят  два  взаимосвязанных  процесса:  процесс  развития  восприятия звуков  и процесс произношения звуков речи.

Развитие звуковой стороны речи в норме.

Возраст ребенка  

Звуки, появившиеся в речи

1 год - 1,5 года  

б, т, к, ч

1,5 года -2 года

  ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года - 2 года 6 месяцев

  сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес.- 3 года 5 мес.

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года - 3 года 8 мес.  

ч, щ

4 года - 4 года 6 мес

ш, ж,

4года 6 мес. - 5 лет

 рь, р

Этапы развития детской речи от 0 до 1 года

Возраст

Основные показатели  

Понимание речи

1 месяц

Крик. В крике преобладают гласные звуки

2 месяца

Улыбка при общении с ребенком

3 месяца

Комплекс  оживления  при  общении  с  взрослым,

гуление  

Например, "у-у-у-у" или "гу-у-у-у";

Прислушивается  к

голосу,  узнает знакомые голоса.  

6 месяцев

Лепет  (многократное  повторение  слогов:  "ба-ба-ба",

"ма-ма-ма")  Понимает  отдельные

инструкции  в  конкрет-ной  ситуации (поцелуй

маму,  Дай  ручку.

9 месяцев

Реакция  на  незнакомое  лицо.  Лепет  сводится  к «лепетным  словам»,    "ба-ба",  "па-па".  Но  ребенок  пока  не  соотносит

произносимые слова с людьми или предметами

Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки»

10 месяцев

Использование  1-2  «лепетных  слов»,  понятных  при

соотнесении с ситуацией

1 год

Использование  3-4  «лепетных  слов»,  понимание

простой  инструкции    Появление  двусложных  слов,  сос-тоящих

из одинаковых слогов: «мама, дядя».

Знает,  как  его  зовут.

Понимает слово «НЕТ»

2 года

Ближе к 2 годам использует глаголы типа:  ниси, ди, дай. Понимает  значе-ние  предлогов  в  при-вычной  конкретной

ситуации  -  На  чем  ты

сидишь? начинает  использовать

предложения из 2 -3слов. Появляются прилагательные.

Пользуется словами: Да, нет, еще

3 года

Общается

предложениями  из  3  и  более  слов.  Называет  свое  имя,  пол,  возраст,

понимает  значение  простых  предлогов,

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает,

свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает  сложно-подчиненные  предло-жения типа: "Когда мы

придем  домой,  я

буду...".  Понимает  воп-росы типа: "Что у те-бя

в  руках?".  Слушает

объяснения  "как"  и

"почему".  

4-5 лет

6 лет

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов. Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право - лево у себя, но не у других.

Знает  простые  антонимы  (большой,  маленький,

твердый - мягкий)

Считает до 10.

Все звуки произносит правильно.

Умеет  рассказывать  и  пересказывать.

Пользуется сложными предложениями.

Различает и дифференцирует звуки речи на слух

и в произношении

Может  пересказать

события  прошедшего

дня, мульт-фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в норме и недоразвитие речи

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...

Биологические и социальные предпосылки развития речи в норме

Часто родители задаются вопросом: "Что нужно сделать для того, чтобы речь малыша развивалась нормально?". В данной статье кратко и понятно для широкого круга читателей изложены основные и главные усло...

Этапы развития речи дошкольника в норме

Описаны этапы формирования речи детей дошкольного возраста...

Для родителей самых маленьких: развитие речи в норме и патологии.

Консультация для родителей детей младшего возраста. О речевом развитии ребёнка, начиная с 2-х месячного возраста в норме и патологии ....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Тема: "Этапы развития речи ребёнка в норме"

1. Развитие звуковой стороны речи у детей в норме2. Этапы развития детской речи от 0 до 1 года3. Развитие детской речи от 1 года до 2-х лет4. Развитие детской речи от 2-х лет до 6-ти лет...

Выступление на Городском методическом объединении. «Сенсорная интеграция на разных этапах развития ребенка в норме»

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формиру...

Консультация для родителей на тему: "Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву)."

Этапы формирования речи в норме (по А.А. Леонтьеву).I период. Подготовительный (от 0 до 1 года).II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).III период. Дошкольный (3 – 7 лет).IV период. Школьный (...