Развитие речи в норме и недоразвитие речи
презентация к уроку по теме

Кортусова Галина Викторовна

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_u_detey_v_norme_i_nedorazvitie_rechi.pptx192.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи в норме и недоразвитие речи

Слайд 2

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. ЗАДАЧА

Слайд 3

1. Довербальный период . ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем . 2.Э тап возникновения речи . осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова . 3. Этап развития речевого общения . охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими Этапы развития речи ребенка в норме

Слайд 4

Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма. Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот. Монолог - один из детей говорит в присутствии других. Три основные формы речевых реакций у детей:

Слайд 5

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: первый - подготовительный - до одного года; второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет; третий - дошкольный - до семи лет; четвертый - школьный.

Слайд 6

крики - возникают самостоятельно - с рождения до 2-х месяцев; гуление - стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым - с 2 до 5-7 месяцев; лепет - его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев); слова - переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета - с 11-12 месяцев; Развитие речи в лингвистическом аспекте

Слайд 7

словосочетания - после усвоения двухсложных и трехсложных слов - с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев; предложения - конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы "где? куда?", с 3 лет - "почему? когда?" связный рассказ - появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках - с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

Слайд 8

Характеристика структурных компонентов речи Фразовая речь в норме Простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Фразовая речь при недоразвитии речи Фраза может отсутствовать; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами , звукоподражаниями ..а могут быть простые предложения с аграмматизмами, затрудняется распространять простые и строить сложные предложения.

Слайд 9

Понимание речи в норме Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют Понимание речи при недоразвитии Может носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов. А может приближаться к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грамматических структур, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные связи и отношения.

Слайд 10

Словарный запас в норме Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия, чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов, появляются притяжательные прилагательные шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги ,владеют словообразованием. Ярко проявляется словотворчество. Словарный запас при недоразвитии речи Может резко отставать от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует. А может значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Слайд 11

Грамматический строй речи в норме. Согласовывают прилагательные с существительными ,существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Грамматический строй речи при недоразвитии речи Может быть так, что фраза отсутствует; пользуется корневыми словами.А может правильно употреблять простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных, числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных -окончаниях.

Слайд 12

Звукопроизношение в норме Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. Звукопроизношение при недоразвитии речи Может быть резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков. Или могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слайд 13

Фонематическое восприятие в норме Достаточно хорошо развит фонематический слух, различают темп речи, тембр и громкость голоса. Фонематическое восприятие при недоразвитии речи Может фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны. А могут не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Слайд 14

Связная речь в норме Пересказывают знакомую сказку, выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном Связная речь при недоразвитии речи Может быть отсутствие речи, а может пересказ с грубыми аграмматизмами или с помощью педагога. Затруднения в составлении рассказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики

Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»

Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Роль игровых технологий в развитии речи детей с общим недоразвитием речи

Основная идея статьи: работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой деятельности...