«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин.  

В речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог Тарасова А.Ю. МДОУ №57 г.Люберцы «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Слайд 2

Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. В речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Слайд 3

Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника ). Мнемоника - искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.

Слайд 4

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 5

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Слайд 6

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Слайд 7

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан«. Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный... Каждый охотник желает знать где сидит фазан И ван Р одил Д евчонку В елел Т ащить П еленку

Слайд 8

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты , мнемодорожки , мнемотаблицы .

Слайд 9

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов: Этап 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 10

Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

Слайд 11

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах ). Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Слайд 12

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы.

Слайд 13

Что является опорным в таблице ? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев . Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 14

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком .

Слайд 15

Например , при заучивании стихотворения В. Орлова « Почему медведь спит зимой?» (средняя группа ). - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд! Можно использовать следующую мнемотаблицу . ? ****** ******

Слайд 16

«Новый год» Встали девочки в кружок Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег на высокой елке. Наверху- звезда , бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

Слайд 17

При разучивании загадки о зиме В. Орлова «Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость людям подарила И на санках прокатила». Используем данную мнемодорожку .

Слайд 18

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на : • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления ; • перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы ; •помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение • Развивает графические навыки . Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.

Слайд 19

Благодарю за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми".

Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об...

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Проект: «Использование мнемотехники для повышения уровня связного речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель проекта: повысить уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста, используя метод мнемотехникиЗадачи:определить научно-теоретические основы проблемы развития связной речи у дош...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно ...