Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Васильева Марина Александровна

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.

Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию

Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника)

Мнемоника греч. - искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов, запоминание последовательности, закрепление в памяти

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое.

. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ

сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы.

Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы). Например, при заучивании стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой?» (средняя группа)

- Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому, что снег и лёд -

Не малина и не мёд!

При разучивании загадки о зиме В. Орлова

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

Используем данную мнемодорожку.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов — памяти,

внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

•помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение

• Развивает графические навыки.

Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

Консультация на тему: «Использование ИКТ в работе с дошкольниками по развитию логического мышления»

Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека...

«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Проблема речевого развития дошкольников  в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного  развития, дошкол...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

В данной консультации обосновывается актуальность применения мнемотехники, описывается суть работы с мнемосхемами на примерах, даются основные отличительные черты мнемотехники от других технологий....

Консультация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,  но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»К.Д.Ушинский...