Методическая разработка занятия "Путешествие по сказкам" - 2 младшая группа
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Методичесая разработка конспекта "Путешествие по сказкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrab.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Путешествие по сказкам

 Методическая разработка НОД

 

                                                                           

                                                                             Сусликова Лилия Николаевна                            

                                           воспитатель                                                                                        

п.Поныри

2017

      Данная методическая разработка позволит воспитателям организовать и провести НОД по закреплению знаний детей младшего дошкольного возраста о русских народных сказках. Она включает в себя цель, задачи (воспитательные, образовательные, развивающие), необходимую предварительную работу с детьми, методические приемы и материалы, используемые при проведении НОД. Предлагаемая непосредственно образовательная деятельность является частью моего проекта на тему «Сказка всегда рядом». НОД была представлена мною коллегам на районном семинаре в МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка».

Актуальность

             

      Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети получают много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Цель: развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

Задачи:

  • закрепить знание содержания сказок;
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;
  • развивать  умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
  • воспитывать интерес к сказкам;
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие

Формы реализации НОД:

         * Организация тематических центров.
        * Игровая деятельность.
        * Беседы с детьми.
        * Выполнение работ по изобразительной деятельности.
        * Чтение, прослушивание и просмотр сказок.
        * Театрализованная деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Дети хорошо знают сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя».
  • В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь
  • Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.
  • У детей появится интерес к играм, драматизациям.

Тема НОД: «Путешествие по сказкам»

Цель: развивать у детей творческое воображение, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Задачи:

   - закрепить знания детей о русских народных сказках;

   -  формировать умение узнавать и называть их;

   - воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному искусству;

   - развивать выразительную речь, память, внимание, коммуникативные способности, вызвать интерес к театру;  

   - совершенствовать средства выразительности в передаче образов.

   - развивать фантазию, проявлять творческие способности.
   

Методы и приёмы
   - практические (дидактические игры «Построим мостик», «Собери разбитое яичко», «Найди заплатку», драматизация сказки, украшение тарелочек);

    - наглядные (маски – шапочки, картинки 3 медведей, короб, ширма);
   - словесный (речевой образец, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба, загадки);

    - игровой (физкультурные минутки).


Предварительная работа: чтение русских народных сказок, разучивание физкультурных минуток.

Материал: музыкальное сопровождение; зонтик, «речка», картонные дощечки; куклы дедушки и бабушки; изображение яйца, разрезанное на части; игрушка-зайчик; маски для сказки «Теремок»; теремок; изображение тарелочек; декоративные камешки; короб; поднос; геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники; конфеты.


                                              

Ход НОД:

 Звучит сказочная музыка, входят дети, приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, а вы сказки любите? Кто же живет в сказках? А я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие.
Чудо-зонтик, покружи,
Деток в сказку унеси!

Ну, что идем?

(Подходим к «речке» - около неё разбросаны дощечки из картона)

                  Это кто же пошалил?
                 Кто нам мостик развалил?
                 Злой волшебник помешал,
                 Все дощечки разбросал.
                 Ребята, соберем мостик?

(Выкладывают мостик через речку и переходят по нему)

Ой, ребята, тише, тише,
Где-то рядом плач мне слышен. 

(Из-за ширмы появляется дед и баба)

Дед: Ох, и горе, ох, беда.
        Мышка к нам пришла сюда,

Баба: Повертелась, покрутилась,
          И яйцо наше разбилось.

Воспитатель: В какой сказке это случилось? («Курочка ряба»)

Дед и баба: А яичко не простое,
                    А яичко золотое.

Воспитатель и дети: Не горюйте дед и баба,
                                     Мы беде вашей поможем:
                                     Новое яичко сложим.

(Складывают яичко изразрезанных частей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием: яичко сложили, теперь мы можем отравляться в наше путешествие дальше.

Воспитатель: В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте: 
Вырастил однажды дед-
Этот овощ на обед,
А потом его тащил,
Вместе с бабкой что есть сил…
Не нужна подсказка,
Дети знают сказку. 
(«Репка»)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали сказку.

Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили (
Наклоны)
И водой ее полили. (Имитация движения)
А теперь ее потянем, (Имитация движения)
И из репки кашу сварим, (Имитация движения)
И будем мы от репки, 
Здоровые и крепкие. (
Показать силу)

(Идём дальше – встречается Зайчик-игрушка)

Игровой момент. Игра «Угадай настроение»

— В сказке, когда лиса выгнала зайчика, он  сначала удивился (как это так, она выгнала его из дома!). Покажите, как он удивился.

— Выгнала лиса зайчика из избушки, стало ему обидно и печально (показать соответствующее выражение лица).

— Почему собаки и медведь убежали? Лиса была доброй или злой? Что  она сказала? Скажите это сердито (Дети изображают на лице злость)

Воспитатель: — А мне больше нравится, когда ваши лица радостные, веселые. Покажите, какие вы бываете, когда радуетесь (улыбаются).

(Идём дальше – стоит Теремок)

Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.

Вы узнали сказку?

А давайте мы с вами её покажем.

                                Драматизация сказки  «Теремок»

(Дети инсценируют сказку)

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку -

На сметане мешён, на окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок, покатился …("Колобок")

               Игра-физминутка «Колобок»

 

Мы лепили колобка (дети имитируют движения «лепки»),
Тесто мяли мы слегка (сжимают и разжимают пальцы),
А потом его катали («катают» колобка)
На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их).
Он с окошка прыг, да прыг (стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник (вращение кистями).
Колобок, Колобок (идут, покачиваясь с боку на бок, поставив руки на пояс),

Колобок - румяный бок.

По дорожке покатился  (бегут на носочках, держа руки на поясе).

И назад не воротился (машут рукой).

Встретил мишку, волка, зайку (встав лицом в круг, изображают медведя, волка и зайца).

Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке).

И от всех он убежал (имитируют бег)

И в беду он не попал (разводят руками).

  (Идут дальше – на доске изображение трёх медведей)
Кто-то в домик к ним пришёл
Беспорядок в нём навел.
Съел из миски, стул сломал,
И в кроватке полежал.
Что за сказка, отгадайте! (
Три медведя)

Воспитатель: Вспомним, как зовут медведицу?
– Как зовут медведя?
– Как зовут медвежонка?
– Расставим их по росту. Кто самый большой?
– А поменьше?
– А Мишутка какой?
– Давайте украсим тарелочки для медведей. (
Дети делятся на 3 подгруппы и с помощью декоративных камешков украшают 3 тарелочки).

 (Идут дальше - стоит короб, а там дырки в виде геометрических фигур)

– Ребята, посмотрите какой короб! Чей он может быть? (ответы детей – Сказка «Маша и медведь»). Смотрите, а короб-то наш дырявый. Кто же это мог сделать? (Ответы детей)
– А мне кажется, это сделал тот, про кого я сейчас прочитаю загадку: «Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки» (Мышка)
– Правильно ребята, это мышка прогрызла короб. Но как же Мишка донесёт пирожки бабушке и дедушке – он же их потеряет
(возможные ответы детей). А давайте мы починим короб.

                                     Игра «Найди заплатку»
(На подносе лежат заплатки в виде геометрических фигур, дети накладывают их и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта короба) 
– Дети, а какие геометрические фигуры нам понадобились? (Ответы детей)
– Какого они цвета? 
(Ответы детей)
– Молодцы, ребятишки, справились с этим заданием, короб починили, а в коробочке угощение для нас и наших гостей
(достают конфетки).

Воспитатель: Сказку встретить каждый рад,
                        Но пора нам в детский сад.
                        Чудо-зонтик, покрути,
                        Нас ты в детский сад верни.

(Итог занятия): 

Детки, вам понравилось путешествие? Вы молодцы! Cегодня

 мы не только путешествовали, но и много добрых дел сделали. Какие?

Крепко за руки возьмёмся, 
И друг другу улыбнёмся, 
А гостям мы за внимание

Дарим нежный поцелуй!

(посылается воздушный поцелуй)

Вывод:

           - У детей развит интерес к сказкам.

           - Созданы условия для активного использования сказок в деятельности детей.

  •  Дети вовлечены в активную речевую работу.
  •  Дети с интересом относятся к театрализованной деятельности.

Список литературы:

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М. Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс,1998.
  2. Л.Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991
  3. Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. – Москва, 1988.
  4. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – ТЦ Сфера, 2015.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

методическая разработка НОД для детей младшей группы "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

Проявлять интерес детей к русским народным сказкам, развивать чувство эмпатии к героям сказок....

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания куль...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...