Речевое развитие. Нод в старшей группе "Путешествие в сказочный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Моисеенко Татьяна Сергеевна
НОД в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" ( русская народная сказка "Заяц - хваста)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирилюсский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Колокольчик»

Конспект НОД

по образовательной области

"Речевое развитие" в старшей группе

Воспитатель Моисеенко Т.С.

"Путешествие в сказочный лес "

Вид непосредственно образовательной деятельности: Интегрированная.


Интегрируемые образовательные области:  "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Тема образовательной деятельности: «Путешествие в сказочный лес». 

Форма деятельности:  Совместная деятельность взрослых и детей. 

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие  художественной литературы, двигательная. 

Используемые технологии: ИКТ – технологии, здоровье-сберегающие технологии , технология игрового обучения. 

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно,  выразительно передавать небольшие сказки.

Задачи:

1. Образовательные:
•    Закрепить представления детей о сказках (вспомнить названия любимых сказок, их героев);
•    Продолжать совершенствовать диалогическую речь;

•   Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку с опорой на иллюстрации;

2. Развивающие:

•    Развивать связную речь;

•    Развивать общую моторику;

•    Обеспечить развитие памяти и эмоциональной сферы детей;

3. Воспитательные:
•    Помочь получить эстетическое наслаждение  от  произведений художественной литературы;

•    Прививать любовь к русскому народному творчеству (сказка, загадка, пословица);

•    Воспитывать умение ждать;
•    Вызвать желание  детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

Словарная работа:

1. Существительные: гумно, снопы, хвастун, усищи, лапищи, зубищи.

2. Глаголы: хвастать, трепать.

3. Словосочетание : стадо зайцев; более не хвастай; не хвастун, а храбрец; выбились из сил.

Материалы и оборудование: 
Карта путешествия, массажные коврики, сказочные ворота,  «волшебный клубок», аудиозапись «В гостях у сказки», домик и письмо Бабы Яги, картинки животных, «Волшебный сундучок» с персонажами из разных сказок, слайдовая презентация «Загадки Бабы Яги», русская народная сказка в обработке О.Капицы "Заяц-хваста", иллюстрации к сказке, настольный театр «Заяц-хваста», картинки "Заяц".

Этапы образовательной деятельности:

1. Приветствие 

(Дети и воспитатель становятся  в круг).
Воспитатель: 

Становись скорее в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и...Солнышку!

Когда солнышко проснётся, оно выше, выше, выше!

Вечером, когда устанет, оно ниже, ниже, ниже.

Звучит музыка в «В гостях у сказки». 

Воспитатель: Что это за музыка? Зачем здесь стоят эти ворота?

 Дети и воспитатель подходят к сказочным воротам и находят карту сказочного леса.


2. Игра «Волшебный клубочек»


Воспитатель.  Ребята, смотрите! Что это такое? Карта сказочного леса!

А что можно делать с помощью карты? Правильно! Отправиться в путешествие! Вы готовы?

Взгляните на карту нашего путешествия. В самом начале пути стоят Сказочные ворота. Это путь в страну сказок.

Они пока закрыты, а поможет нам их открыть "Волшебный клубочек".

Мы будем друг другу передавать клубочек и называть любимую русскую народную сказку. (Ответы детей. Если дети ошиблись, объяснить, почему это не русская народная сказка). Как сказки начинались? Как заканчивались?

Молодцы, Сказочные ворота открыты! Мы сможем продолжить путь.

Давайте посмотрим на карту. Куда наш путь лежит дальше? (Ответы детей)

А дальше сказочная дорожка,  и мы должны снять обувь.

3.Ходьба по массажным коврикам.
4.«Сказочные загадки»

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту где мы?  Верно, на пути избушка Бабы Яги.

Ее домик стоит на нашем пути и не хочет нас пропускать. Смотрите, какое-то письмо.

Давайте прочтем? Ой да оно не простое, а волшебное!

Презентация. Загадки Бабы Яги.

Послание Бабы Яги
Привет девчонки и мальчишки!
Узнала я, что вы в путешествие собрались.

Только не пущу я вас, пока не выполните мои задания!


Воспитатель: Достаёт из избушки сундучок. А как же нам его открыть?

Что это за фигура на замке? А что у нас в группе похоже на эту фигуру?

 5.Игра "На что похоже?" (Ключ от замка под крышей домика).

Спрятала Баба Яга в сундучке  зверей из сказки  «Теремок». Давайте поможем вернуть героев в свою сказку.

(Картинки с разными животными. Дети должны выбрать среди них героев из сказки «Теремок»:  мышку, лягушку, зайца волка, лису, медведя). 

Идём дальше.

 6. Загадки Бабы Яги. 


Воспитатель: Надо отгадать загадки   Бабы Яги о сказках и сказочных героях. А загадки у Бабы Яги не простые, а компьютерные.

(Дети отгадывают загадки на слайдовой презентации).

Воспитатель: Молодцы ребята, говорит нам Баба Яга! Мы справились со всеми заданиями.

И Баба Яга  нас пропускает. Давайте посмотрим на карту, куда лежит наш путь дальше.

Загадка :

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

На компьютере картинка зайца.

Воспитатель:

-Где живёт заяц?

-Чем питается зимой и летом?

- Как меняется его шерстка зимой и летом?

-А как ещё зовут зайца?

На самом деле, он никакой ни косой. Просто у него очень малоподвижная шея, и оглянуться он не может. Давайте мы попробуем повертеть головой. Заяц так не умеет.  А ему смотреть надо на того, от кого удирает, вот и скашивает глаза заяц. А люди, видимо, решили – он всегда косит. И прозвали его косым.


Воспитатель: Какой чаще всего заяц в сказках?

Воспитатель: Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Зайка
Зайка, заинька косой,
Что ж ты бегаешь босой?
Подожди меня в лесу –
Я ботинки принесу.

 Дети выполняют упражнение «Зайчик».
Выполняют подскоки поочерёдно на одной и другой ноге.
Поднимают руки вверх с широко расставленными пальцами.
Наклоняются, не сгибая коленей, и касаются пальцами рук носков ног.

Идём дальше. Находим сказку "Заяц хвастун"

Воспитатель: Ребята, что вы здесь видите? Из какой сказки эти атрибуты?

Чтение сказки "Заяц - хвастун". 

Наталья Логванова художник-иллюстратор из Нижнего Новгорода

 Сказочница:

Расскажу я вам сказку старинную – не шибко

короткую, да не шибко длинную,

А такую как раз,  как от меня до вас!

Вопросы к детям:

-Где жил заяц?

- Зачем он забрался к крестьянину на гумно?

- Как он хвастался перед другими зайцами?

- Кому рассказали о хвастунишке зайцы?

- Что случилось потом с вороной?

- Как получилось, что заяц всё-таки помог вороне?

- Как она его поблагодарила?

Словарная работа.

Ребята,  а в сказке есть для вас непонятные слова?

Существительные «гумно»( помещение, сарай, где хранили зёрна хлеба), «сноп»(связанные пучки сена), "стадо" вводятся путём объяснения с демонстрацией картинок (слайдов со словами и соответствующими картинками).

Глагол «трепать» объясняется демонстрацией действия «трепать за ушко», глагол «хвастать» - подбором синонима «хвалиться», словосочетание «выбиться из сил» - подбором синонима «устать» (подбор синонимов производится путём выбора из нескольких предъявленных слов).

Читаем ещё раз.


Физкультминутка

Тра-та-та, Тра-та-та, (хлопают в ладоши)

Рада снегу детвора. (пальцы сжаты в кулак, большой смотрит в верх)

Тра-та-та, Тра-та-та, (хлопают)

Лепим мы снеговика. (лепят снежки)

Ком на ком поставим, (руки вперёд, округленные в локтях, пальцы в замок)

Глазки подведём, (пальчиками показывают очки)

Нос морковкой вставим,( к носу кулачки)

Шапочку найдём. (руки к голове)

Вот такой снеговичок, (руки на плечи, пояс Два раза по коленкам)

Снежный, белый толстячок.  (Округляют руки в локтях, сцепляют пальцы в замок перед собой, покачивают руками из стороны в сторону)

-Отдохули?

- Ребята, пока мы Снеговика лепили, ветер все наши картинки перепутал, и сказка вся перепуталась. Давайте поможем сказке, вспомним, что зачем происходило.

          Дети по очереди собирают картинки и пересказывают сказку, опираясь на иллюстрации.

-Начнёт сказку…

-Продолжит…

Расскажет, что же случилось потом…

 -Ребята, мне очень понравилось с вами играть, и слушать, как вы сказку рассказывали. Сказка говорит вам спасибо, что вы ей помогли. А теперь пора возвращаться назад в группу.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Наш путь закончился, пора возвращаться обратно к сказочным воротам. И так, в обратный путь!

Ходьба по массажным коврикам. Звучит музыка в «В гостях у сказки». 

5. Прощание со сказочной страной

(Дети и воспитатель становятся  в круг).
Раз, два, три, четыре, пять! (дети загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять, (дети берутся за руки)
Со сказками прощаемся,
В группу возвращаемся.

Рефлексия:

- Где мы с вами побывали?

- Какие задания и упражнения выполняли?

- Какую сказку новую услышали?

- Что больше всего понравилось?

- Какой художник помог нам увидеть сказку?



Предварительный просмотр:

Ссылка презентации к НОД по речевому развитию "Путешествие в сказочный лес"

https://drive.google.com/file/d/1sVCZj--PO5RKHJQYDnMwqpsghP-Eavvx/view?usp=sharing

Ссылка на аудиофайлы к презентации

Музыка зайца

https://drive.google.com/file/d/13WClQjtWL08hWdfT4XWWVlJliTBIlzuc/view?usp=sharing

Баба Яга

https://drive.google.com/file/d/1DhO9baxqXU3sETJetceIazKV7W_2fD0M/view?usp=sharing

Заставка в гостях у сказки

https://drive.google.com/file/d/1XLKeUds63N1t9I4Na7LE2y-ioolzaJ20/view?usp=sharing



Предварительный просмотр:

 «ЗАЯЦ ХВАСТУН»

( в обработке О.Капицы)

Расскажу я вам сказку старинную – не шибко

короткую, да не шибко длинную,

А такую как раз,  как от меня до вас!

Это ещё не сказка, а присказка,  а сказка впереди  и называется сказка.

ЗАЯЦ- ХВАСТУН

Жил-был заяц в лесу.  Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут  хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи,  я никого не боюсь.!

Пошел заяц опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

- А ну скажи, как ты хвастался?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи.

Потрепала его ворона за ушки и говорит:

- Смотри, больше не хвастай!

Испугался заяц и обещал больше не хвастать.

Вот сидела ворона на заборе,  вдруг собаки набросились на неё и стали трепать.

Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает: надо бы вороне помочь. А собаки  увидали зайца, бросили ворону — да побежали за зайцем.

Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

- Ну, - говорит ворона ему, - ты молодец: не хвастун, а храбрец…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой ООД по речевому развитию в младшей группе «Путешествие по сказочному лесу»

Целью представленного итогового  занятия является выявление  уровеня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста в конце учебного года....

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе «Путешествие сказочный лес».

                  Знакомить детей с новыми малоподвижными играми.             Учить...

Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе «Сказочные пальчики»

Развивать диалогическую речь посредством пальчиковых игрО: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником (объединяя в пары в первую очереди коммуник...

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «По сказочным тропинкам» (с элементами сказкотерапии)

Цель занятия: Закрепление знаний с детьми о русских народных сказках, формирование речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством элементов сказкотерапии....

Методическая разработка открытой образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации "Прогулка по сказочной стране"

Цель: Развитие связной речи у детей через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательные:• Формировать у детей умение сочетать движение и слово, при этом развивая чувство партнерства...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами театрализации «Путешествие в сказочный мир»

Цель:: создание   благоприятных   условий для творческой   активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формирование у детей интереса к игре - драматизации. Развит...