Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Земцовская Елена Анатольевна

Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие интонационной выразительности

посредством стихов-диалогов».

Воспитатель МБДОУ Детский сад № 88  Е.А. Земцовская

Цель выступления: показать средства и способы развития интонационной выразительности речи у детей-дошкольников.

Тема моей работы по самообразованию звучит так: « Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности». Многие мои коллеги, работая с детьми в данном направлении, начинают сразу ставить спектакли, что в корне неверно. И я начинала так же. Со временем я обозначила проблему: дети-дошкольники не умеют ждать время своей реплики и поддерживать диалог. А также у детей отсутствует выразительность речи. Это мы все видим на детских утренниках. Я думаю, вы все со мной согласитесь. Дети стали меньше учить стихов, дома родители этим практически не занимаются. Таким образом, я пришла к более узкому направлению своей работы:  «Развитие интонационной выразительности посредством стихов-диалогов».

Актуальность темы определяется:

  • не достаточностью внимания развитию произвольной выразительности речи детей. Это связано в первую очередь с загруженностью воспитателей и недопониманием значения интонационной выразительности для развития ребенка – дошкольника,
  • а также требованиями ФГОС
  • и потребностью общества в воспитании творческой личности, важную роль в котором играет раннее овладение ребенком родным языком, выразительностью речи.

  Интонация включает в себя ритм речи, темп и тембр, мелодику речи, логическое ударение, речевой слух, силу и высоту голоса, речевое дыхание.

        Мелодика речи – это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

        Ритм речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по силе и длительности голоса

        Темп речи – это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. Для почеркивания смысловых  частей высказывания а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания.

        Тембр речи – это эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления грусти, радости и т.д.

        Логическое ударение – это смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

        Все это мы отрабатываем с помощью стихов-диалогов в индивидуальных упражнениях. Начинали мы работать с младшей группы, поэтому я не брала большие диалоги. Детям очень нравились такие:

        

«Киса»

  1. ребёнок: Здравствуй, Киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?
  2. ребёнок: Не могу я с вами жить, хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

«История о храброй собаке»

  1. ребёнок: Собака, что лаешь?
  2. ребёнок: Волков пугаю.
  1. Собака, что хвост поджала?
  2. Волков боюсь!

В таких диалогах участвуют по два ребенка, фразы простые, вопросительные и восклицательные, что помогает нам поработать над мелодикой речи. Присутствуют оттенки удивления и грусти, делая на них акцент мы развиваем эмоциональную окрашенность (тембр речи). Также я даю задания на различный темп речи: «Произнеси быстрым  (медленным) темпом». Не оставляем без внимания и работу над логическим ударением: «Выдели силой голоса главное слово в предложении». (Собака, ЧТО лаешь? ВОЛКОВ пугаю.)

        Сейчас мы эти все моменты попробуем на собственной речи. У Вас в руках есть листочки с диалогами. Пожалуйста, выходите, у кого диалог – стихотворение с названием «Киса». Определитесь, кто будет отвечать за Кису. Покажите нам интонационную выразительность Вашей речи. (Зачитыают.)

Хорошо. Давайте еще одних участников диалога пригласим. У кого «История о храброй собаке».  (Зачитывают) Хорошо получилось у хозяина показать нам логическое ударение! (обратить внимание на скорость произнесения речи).

        Давайте еще проиграем диалог «Перестарался». В работе с детьми младшего возраста я сама зачитываю слова автора:

«Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

-Что с тобой? – вскочила мать. – Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

Замечательно получилось! Спасибо Вам, коллеги, за участие.

Когда мы научились строить диалог между двумя детьми, мы перешли к стихам-диалогам между 3-4 участниками. Например «Помощник» (Приглашаю участников диалога. Зачитывают.) Прекрасно! Спасибо!

        Таким образом, эта работа проводится мной в индивидуально в пятиминутки между режимными моментами, на прогулке, в вечернее время. Давалось мною задание детям на дом, проиграть дома с родителями. Были случаи, когда дети из дома приносили новые интонации. Когда дети научились ждать время своей реплики, поддерживать диалог и передавать интонационную выразительность, мы использовали пальчиковый театр, а затем и костюмы для отработки умения входить в образ.

        Также на утренниках мои дети стали лучше и выразительнее читать стихи. Даже у самых скромных и застенчивых детей появляются улучшения в речи. Мною было отмечено, что и во время свободной деятельности и сюжетно-ролевых игр дети используют навыки, отработанные нами с помощью стихов-диалогов.

На этом у меня все. Спасибо за участие и за внимание!

                                                   «Киса»

-Здравствуй, Киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить: хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

«Киса»

-Здравствуй, Киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?

- Не могу я с вами жить: хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

 «История о храброй собаке»

  1. Собака, что лаешь?
  2. Волков пугаю!
  1. Собака, что хвост поджала?
  2. Волков боюсь!

«История о храброй собаке»

1.        Собака, что лаешь?

2.        Волков пугаю!

1.        Собака, что хвост поджала?

2.        Волков боюсь!

«Перестарался»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

-Что с тобой? – вскочила мать. –Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

«Перестарался»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

-Что с тобой? – вскочила мать. –Заболел, сыночек?

- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

«Помощник»

1 Ты чего ревешь?

2 Не знаю!

1 Ну, а ты чего?

3 Не знаю!

1 Ну, а ты хоть знаешь?

4 Знаю! Я реветь им помогаю!

«Помощник»

1 Ты чего ревешь?

2 Не знаю!

1 Ну, а ты чего?

3 Не знаю!

1 Ну, а ты хоть знаешь?

4 Знаю! Я реветь им помогаю!

«Помощник»

1 Ты чего ревешь?

2 Не знаю!

1 Ну, а ты чего?

3 Не знаю!

1 Ну, а ты хоть знаешь?

4 Знаю! Я реветь им помогаю!

«Помощник»

1 Ты чего ревешь?

2 Не знаю!

1 Ну, а ты чего?

3 Не знаю!

1 Ну, а ты хоть знаешь?

4 Знаю! Я реветь им помогаю!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Сообщение к семинару на тему "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"

   Научив ребёнка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.    ...

Методические рекомендации по теме "Развитие интонационной выразительности речи дошкольников"

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством театрализации...

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...