Конспект по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Коспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе

Составление рассказа «Весна»

Обучающие задачи:

-упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий;

-развивать словарный запас – называть отличительные признаки весны, диких животных (заяц, волк), используя мнемотическую таблицу;

-активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ о весне.

Развивающие задачи:

-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

-формировать умение соотносить знаковые символы с образцом.

Воспитательные задачи:

-воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить;

-приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Весна»; игрушка-заяц, шапочка-маска волка, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча.

Ход занятия:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

                                              (Весна)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о весне. И люди, и растения, и животные ждут прихода весны. Давайте отправимся в весенний лес и посмотрим, как его обитатели встречают весну.

Проводится игра «Эхо»

Дети повторяют за воспитателем слоги, завершающие строки стихотворения

Я иду и пою (ю-ю-ю)

Очень лес я люблю (лю-лю-лю)

Как прекрасна земля (ля-ля-ля)

Это родина моя (я-я-я)

Вос-ль: Ой ребята, я что-то слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой. (Дальше педагог берёт роль зайчика Степашки на себя).

Вос-ль: Здравствуй, Степашка, очень рады видеть тебя. Давайте погладим Степашку. Мы его не боимся, и он нас не боится. (Дети гладят зайку).

Вос-ль: А почему ты плачешь?

Степашка: Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Он, наверное, хотел у меня отнять морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

Вос-ль: Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовём зайку ласково?

Дети: зайчик, зайчонок, заюшка, зайчишка.

Степашка: Спасибо, ребятки, какие вы добрые!

Вос-ль: Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».

Степашка: Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку.

Вос-ль: А сейчас узнаешь, ребятки тебе всё расскажут про волка. В этом нам опять поможет помощница-таблица. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».

Степашка: Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь и я тоже знаю всё про волка и смогу перехитрить его. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы»

Покружились, покружились

В зайчиков превратились.

Степашка надевает шапочку-маску волка, а остальные ребята превращаются в зайчиков. Зайчики под лёгкую музыку прыгают, волк в конце игры догоняет зайчиков, а они убегают от него.

Степашка:

 Покружились, покружились

И в ребяток превратились.

Дети садятся на свои места.

Степашка: На улице ярко светит солнышко, я люблю весну. А вы, ребятки, любите весну? (дети отвечают)

Вос-ль: А почему вы любите весну?

Дети: Весной тает снег, появляются лужи.

Вос-ль: Но наши ребятки в лужу не пойдут.

Степашка: А почему?

Вос-ль: Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдёт, умный лужу обойдёт»?

Степашка: Я умный, я бегаю по лужам – так здорово! Попробуйте ребятки!

Вос-ль: Что ты, что ты нельзя бегать по лужам.

Степашка: А почему? А вот я бегаю. Расскажите почему нельзя бегать по лужам.

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Вос-ль: вот почему, Степашка, нельзя ходить и бегать по лужам.

Степашка: Ребята, я хочу вам загадать загадки. Вы сможете их разгадать?

Дети: да.

Загадки о приметах весны (картинки-отгадки постепенно выставляются на доску).

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все (солнце).

Пушистая вата

Плывёт куда-то (облако)

Висит за окошком

Кулёк ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька)

Бегу, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручей).

На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки (почки).

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг (подснежник).

Лежал, лежал,

Весною в реку побежал (снег).

Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей (грач).

Растаял снежок, ожил лужок.

-Что появилось? (первые проталинки)

Словарная работа, игра «Подбери слова» (к картинкам-отгадкам подбираются действия)

-Весна что сделала? (Пришла, явилась, наступила, нагрянула)

-Солнце, что делает? (Выглянуло, светит, греет, припекает, улыбается, радует)

-Облака, что делают? (бегут, плывут).

-Снег, сосульки что делают? (снег тает, сосульки-плачут, капают, капель-звенит, радует, брызгает).

-Ручьи что делают? (Бегут, текут, журчат, звенят, поют).

-Проталинки что сделали? (появились, затемнели).

-Почки что сделали? (набухли, появились, распустились).

-Цветы что сделали? (появились, распустились, выглянули).

-Птицы что сделали? Что делают? (прилетели, примчались, вернулись, летают, вьют, щебечут, выводят, высиживают).

Вос-ль: Ребята, а теперь давайте попробуем составить рассказ о весне с помощью наших картинок. Как мы можем начать наш рассказ?

Дети: Наступила весна, пришла весна.

Вос-ль: А какими словами можно закончить рассказ?

Дети: Я люблю весну, потому что…

Вос-ль: а сейчас давайте расскажем Степашке всё, что мы знаем про весну. В этом нам помогут картинки.

Составление рассказа по мнемотаблице «Весна».

Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко. На краях домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы. Я очень люблю весну!

Вос-ль: Ребята, а давайте покажем Степашке, какое мы с вами знаем стихотворение о весне.

Мнемотаблица «Отшумела злая вьюга» м «Я сосульку не сосу»0

Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог ставит на стол зажжёную свечу.

Вос-ль: Пламя свечи - это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь и добро. Посмотрите на пламя свечи (пауза).

Вос-ль: Сейчас руки положим на колени и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно слушают музыку.

-Придумали ласковые слова зайчику. Придумывали рассказ о весне. Читали стихотворение по таблице. Вы чудесно отдохнули, а сейчас Степашка хочет вас угостить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...