Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Митрофанова Аксиния Валериевна

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_mitrofanova_razvitie_rechi.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звуки л, ль»

Воспитатель: Митрофанова А.В.

Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль.

Задачи:

  1. Обучающие: упражнять детей в произношении звука л, ль в слогах и словах; учить произносить звук л твёрдо и мягко; различать слова с этим звуком.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух, речевое внимание, интонационную выразительность.
  3. Воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи, обогащать и активизировать словарь ребёнка, воспитывать культуру общения.

Демонстрационный материал: картинки с предметами, в названии которых присутствуют и отсутствуют звуки  л и ль; раздаточный материал: карточка с картинками, фишки.

 

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, дети!   Какой сегодня прекрасный день.    Лучик  солнца  прыгнул    ко  мне  на  ладошку  и поделился хорошим настроением. И я хочу поделиться им с вами (дети передают в ладошках хорошее настроение).

Мы ладошки протянули

И на солнышко взглянули.

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. 

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей) Правильно - весна. Весна пришла не только к нам, она заглянула и в лес, и в поле, и в сад, и просто на улицу.

Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете? (солнце греет, снег тает, капель, появляются проталины, бегут ручьи, на речке треснул лед и плывет по реке, набухают почки на деревьях, появляются первые подснежники, птички прилетают из теплых краев, зайка сменил шубку на серую, медведь проснулся в берлоге, просыпается ёж, барсук, травка растет…)

Воспитатель: Предлагаю прослушать звуки весеннего леса. (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц)

Воспитатель:  А теперь попробуйте отгадать, чья эта песня? (звуки курлыкания индюка) Все звери и птицы радуются хорошей погоде. И только индюк сердито ходит по двору и поет свою ворчливую песенку: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл» (вывешивается картинка индюка). Что бормотал индюк?

Воспитатель:  Чтобы у вас получилась песня индюка, надо надуть щеки и заставить язычок бегать быстро-быстро: «Бл-бл-бл». Попробуйте.

Индивидуальные повторы.

Воспитатель:  В песенке индюка живет звук «л». Песенка сердитая и звук твердый. Чтобы правильно его произнести, надо приоткрыть ротик, улыбнуться, кончиком языка коснуться верхних зубов (дети повторяют вместе с воспитателем звук «л-л-л»)

Воспитатель:  Ребята, песенки умеет петь не только индюк. У колокольчика тоже есть своя песенка, вот послушайте (звенит колокольчиком). Колокольчик поет «ли-ли-ли». Эта песенка нежная, легкая. В ней живет мягкий звук «ль». Давайте споем вместе с колокольчиком (повторяют сначала девочки, затем мальчики и затем несколько детей индивидуально).

Воспитатель:  Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, другие – на песню колокольчика (дети повторяют за воспитателем):

ла-ла-ла –  ля-ля-ля,

лы-лы-лы – ли-ли-ли,

лу-лу-лу – лю-лю-лю,

ол-ол-ол – ял-ял-ял.

Пальчиковая гимнастика

«Индюк»

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.                      (пальцы «шагают» по коленям).

Игра «Найди лишнее»

Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас картинки, с изображением того, что можно встретить в весеннем лесу, в словах которых есть звуки «л, ль». Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без звуков. Теперь лишние картинки нужно найти и убрать. Поможете мне?

На мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука «л, ль». Принимают решение: убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением.

Игра «Не ошибись»

 Я буду называть слово, а вы, если услышите в нем звук «л, ль», хлопните в ладоши один раз.

Слова: весна, лес, снег,  лед, почки, муравей,  капель, сосулька,  апрель, ласточка.

Воспитатель:  Молодцы, вы были очень внимательными.

Динамическая пауза

Ласточки, летели, летели

Люди глядели, глядели

Ласточки садились, садились

Люди дивились, дивились

Ласточки взвились, полетели, полетели,

А детишки на стульчики свои сели.

Игра «Найди картинку»

Воспитатель: Я приглашаю вас сесть за стол. Перед вами лежат карточки с картинками и круги - фишки. Давайте посмотрим, что изображено на картинках (дети называют предметы на карточках). Вы должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук «л», или «ль». И закрыть эту картинку фишкой. (Дети выполняют ее самостоятельно. Затем каждый объясняет свой выбор картинки. Если ребенок ошибается, воспитатель с детьми помогает ему)

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Были внимательными, старательными. Мне помогли. А теперь скажите: с каким звуком мы с вами познакомились? В какие игры играли? Чьи песенки пели? Чья песенка вам больше всего понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ч".

Цели:1) Научить правильному произношению звука Ч (изолированно, в словах, стихах);2) Развивать фонематический слух детей.3) Объяснить и показать детям артикуляцию звука Ч;4) Научить произносить звук Ч...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки «з-зь»

Конспект ОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звуки "з" и "зь"...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"

Конспект занятие по развитию речи в средней группе  на тему: "Звуковая культура речи: звук "ж"...