Проектная деятельность с детьми старшой группы "Лабиринты сказок "
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Батыргова Анфиса Сафарбиевна

Проектная деятельность с детьми старшой группы "Лабиринты сказок "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_labirinty_skazok.docx233.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта: творческий, игровой

Участники проекта: дети  старшей группы  №3, воспитатели Батыргова А.С. Карданова Ф.М., родители

Место реализации: МКОУ "СОШ№27" (Детский сад№3)

Длительность: 2016 -2017 учебный год.
Вид проекта: групповой

Актуальность

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».  

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
А сказка как сокровищница народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.  

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Новизна проекта: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием конструктора сказок - "Карты Проппа"

Практическая значимость: заключается в создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по речевому развитию в процессе ознакомления сказками. 

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития, связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, с использованием конструктора сказок "Карты Проппа".

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции.
  • Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.
  • Использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.
  • Учить придумывать сказки с использованием конструктора сказок "Карты Проппа"
  • Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, зрительную память, смекалку;
  • развивать конструктивные навыки и воображение;
  • развивать внимание, связную речь.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь и навыки самооценки;
  • воспитывать инициативность, самостоятельность.

Проект осуществлялся  через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Проект  построен на принципах:

Принцип комплексного воспитания 

Предусматривает единство задач, средств и методов воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребёнка в дошкольном учреждении, семье и обществе.

Принцип воспитания в деятельности

Необходимо использовать все виды детской деятельности для своевременного возникновения и развития нравственных качеств ребёнка.

Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребёнка

В каждом ребёнке есть положительные качества, достоинства, которые необходимо видеть педагогу и способствовать их  развитию в деятельности.

Содержание работы по проекту

Виды  деятельности:

Совместная образовательная деятельность– воспитывать дружеские взаимоотношения. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Образовательная деятельность в режимных моментах– закреплять, автоматизировать, совершенствовать сформированные навыки, обогащать словарь формулами словесной вежливости в различных видах деятельности детей в повседневной жизни.

Самостоятельная деятельность – применять полученные знания и умения в совместной деятельности с окружающими.

Совместная деятельность с семьей – включить родителей в процесс развития нравственных навыков дошкольников.                        

План действий по реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

I  Вводный этап  (2016г май – сентябрь) 
Подготовительный

1. Изучить методическую литературу;

2. Разработать учебно - тематический план на год обучения
3. Подобрать  диагностический инструментарий.

4. Оформить игры и пособия.

II Основной этап (2016 – 2017г октябрь – май)

Задачи:

  1. Учить детей умению понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.
  2. Развивать у детей сочувствие, отзывчивость, умение проявлять заботу о младших, защищать тех, кто слабее.
  3. Формировать умение детей оценивать свои поступки и поступки сверстников.

III Заключительный этап (2017г. май)  

     Аналитический

  1. Сравнить полученный результат с ожидаемым результатом.
  2. Обобщить опыт работы по проекту.
  3. Открытое меропоиятие по итогам проета.

Формы организации:

  • индивидуальные;
  • подгрупповые;

Условия реализации проекта

Одно из главных условий реализации проекта является взаимодействие участников. Партнерское взаимодействие осуществляется через планирование и организацию совместных мероприятий.  

Воспитатель создает благоприятные условия в группе для речевого развития по средствам х сказок, проводит диагностическое обследование для проверки результативности работы, взаимодействует с педагогами детского сада, родителями воспитанников, социальными учреждениями.

Педагог – психолог помогает воспитанникам справиться с негативными эмоциями, наладить взаимоотношения со сверстниками.

Родители воспитанников (законные представители) взаимодействуют с педагогами  в вопросах  речевого развития  ; принимают активное участие в совместных мероприятиях.

Список литературы

1. Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие / Р.С. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.

2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г

3. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 415 с.

4. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. - М.: Сфера, 2001. - 210 с.

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Аркти, 2003. - 156 с.

6. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2003. - 85 с.

7. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.

8. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа). - М., 2000.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.

10. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

11. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Приложение1

Перспективный план работы I  года обучения

        (с воспитанниками старшей группы)        

Сентябрь

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Знакомство  с картами В.Я. Проппа

Чтение сказки

 "Заяц  - хвастун"

Д.И «Назови героя»

Беседа

о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Цель: познакомить детей с картами Проппа и их функциями  

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить детей  работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера героев сказки.

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам. Развивать умение детей различать такие нравственные качества, как добро - зло, правда - ложь.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2 неделя

Знакомство с картами Проппа

Чтение сказки "Лиса и  кувшин"

Дидактическая игра  «Действия героя»

Игра драматизация

«Я герой сказки»

Цель: продолжать знакомить детей с картами Проппа

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. Учить детей  работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера героев сказки.

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Цель: учить детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

3 неделя

Знакомство с картами Проппа

Рассказывание сказки

«Заяц -  хвастун»

(с помощью карт Проппа)

Дидактическая игра  "Четвертый лишний"      

 

Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да маслянный "              

Дидактическая игра  «Действия героя»

Цель: продолжать знакомить детей с картами Проппа.

Цель: формировать умение  детей рассказывать сказку с помощью карт Проппа. Учить подбирать карты по содержанию сказки.

Цель:  учить детей определять лишний предмет. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Цель: показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, чувство товарищества.

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

4 неделя

  Работа с картами Проппа

 

Чтение с детьми сказки 

" Лисичка со скалочкой";

"Лисичка-сестричка и серый волк".

 

Рассказывание с детьми сказки "Лиса и кувшин"

( с использованием карт Проппа)

Беседа с детьми на тему: "Почему изменился характер героя" (используя сказку Крылатый мохнатый и масленный)

Дидактическая игра  "Хороший плохой"

Беседа с детьми на тему "Какие вам больше нравятся сказочные герои?"

Цель: продолжать знакомить детей с картами Проппа.

Цель: познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и т.д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Цель:  учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: продолжать учить  детей рассказывать сказку с помощью карт Проппа. Учить подбирать карты по содержанию сказки.

Цель: учить детей замечать особенности характера героев. На примере сказки  воспитывать у детей   дружеские, уважительные  взаимоотношения                

Цель:  учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Воспитывать интерес к положительным сказочным героям.

 

Октябрь

Содержание совместной деятельности

Цель

1

неделя

Чтение с детьми сказки  - "Каша из топора"

 (с использованием карт Проппа)

Дидактическая игра  "Чудеса в решете "

Дидактическая игра  " Узнай героя"

Проблемная ситуация " А если бы Баба яга стала доброй, волк дружил бы с зайцем и т.д."

Цель: учить детей выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

Цель: учить детей понимать как и с помощью чего осуществляются чудеса и волшебство

Цель: формировать умение детей выявлять позитивные и негативные черты  характера героев.

Цель: развивать способность воображения,  формировать умение  детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев.

2 неделя

Чтение с детьми сказки " Заюшкина избушка"

Дидактическая игра  "Найди знакомые карты" (По прочитанной сказке)

Дидактическая игра  "Действия героя "

Беседа с детьми на тему " Что общего у сказок"

Цель: учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

Цель: развивать умение детей работать с картами Проппа.

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Цель: учить детей делать сравнительный анализ с точки зрения  сходства и различия между ними.

3 неделя

Чтение с детьми сказки "Волшебное кольцо "

Дидактическая игра  " Узнай героя "

Дидактическая игра  "Найди знакомые карты" (По прочитанной сказке)

Дидактическая игра  " Волшебные слова"

Цель: вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Цель: формировать умение детей выявлять позитивные черты характера героев. Воспитывать уважительное отношение к персонажам сказок.

Цель: продолжать учить детей работать с картами Проппа, формировать  умение детей пересказывать сказку используя карты.

Цель: вызвать у детей интерес к волшебным словам, сказочным приговорам, несущим основную смысловую нагрузку

4 неделя

Чтение с детьми сказки "Баба Яга" с использованием карт Проппа

Дидактическая игра  "Найди знакомые карты" (по прочитанной сказке)

Беседа с детьми на тему "Что поучительного можно извлечь из  сказки ".

Игра – превращение

«Я – герой сказки»

Цель: познакомить детей с новой русской народной сказкой.  Побуждать детей  рассказывать о конкретном поступке литературного персонажа.

Цель: продолжать формировать умение детей работать с картами Проппа.

Цель: формировать умение детей оценивать поступки героев и делать  выводы.

Цель: учить детей перевоплощаться в героев сказок, на примере поступков героев показать, что хорошо, а что плохо.

Ноябрь

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение с детьми сказки "Иванушка дурачок"

Дидактическая игра  "Найди знакомые карты "

Дидактическая игра  "Назови героя"

Игра – превращение

"Я – Иванушка - дурачок"

Цель: учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

Цель: продолжать учить детей выделять  узловые моменты сказки выстраиваются схемы по сюжету сказки и рассказать по картам Проппа.

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку (злой, добрый, и т.д).

Цель: продолжать формировать умение детей перевоплощаться в героев сказок, на примере поступков героев показать, что хорошо, а что плохо, выделять положительные качества героя.

2 неделя

Чтение с детьми сказки "Крошечка - Хаврошечка",  "Снегурочка"

Дидактическая игра  «Найди ошибку» 

Дидактическая игра  "Волшебник"

Дидактическая игра  "Оживи картинку"

Цель: дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

Цель: учить детей замечать ошибки в расположении карт Пропа, формировать умение детей располагать карты в соответствии с сюжетом сказки.

Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

Цель: учить детей принимать образ положительных или отрицательных героев на себя и делать выводы.

3 неделя

Чтение с детьми сказки "Кощей Бессмертный"

Игра – превращение

"Я - Кощей"

Беседа с детьми на тему "Вспомни чего нельзя было делать в сказках" (пить из колодца, сжигать шкуру лягушки и

т. д)

Перевирание

сказки "Аленушка и братец Иванушка"

Цель: воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего), показывать детям на примере русских народных сказок , что добро побеждает зло.

Цель: продолжать формировать умение детей перевоплощаться в героев сказок, на примере поступков героев показать, что хорошо, а что плохо, выделять отрицательные качества героя.

Цель: продолжать формировать умение детей анализировать сказки выделять волшебные предметы, понимать характер героев совершивших поступок.  

Цель: учить детей брать на себя ответственность за все то, что может случиться, в придумываемой сказке. Развивать умение детей отличать хорошее от плохого.

4 неделя

Чтение с детьми сказки "Ленивая жена"

 (с использованием карт Проппа)

Дидактическая игра  "Оживи картинку"

Дидактическая игра  "Что в дороге пригодится?"

Дидактическая игра  " Определи отсутствие знакомой карты "

Цель: закреплять умение детей выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

Цель:  учить детей принимать образ положительных или отрицательных героев на себя и делать выводы.

Цель: продолжать формировать умение детей анализировать сказки выделять волшебные предметы  и придумывать новые, которые помогут героям сказок в борьбе со злом.

Цель: продолжать учить детей выделять  узловые моменты сказки выстраиваются схемы по сюжету сказки и рассказать по картам Проппа.

Декабрь

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки "Мена"

Создать с детьми книжку- малышку  по сказке (Снегурочка)

Игра – превращение

"Я - Медведь; Я -  Снегурочка"

Дидактическая игра  " Найди

 ошибку "

Цель: развивать интерес детей к русским народным сказкам. Формировать умение детей сопереживать героям. Закреплять умение детей выявлять позитивные и негативные черты  характера героев.

Цель:  учит детей создавать книжку - малышку, руководствуясь картами Проппа. Формировать умение детей уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей.

Цель: продолжать формировать умение детей перевоплощаться в героев сказок, на примере поступков героев показать, что хорошо, а что плохо, выделять положительные и отрицательные качества героя.

Цель: продолжать учить детей замечать ошибки в расположении карт Проппа, формировать умение детей располагать карты в соответствии с сюжетом сказки.

2 неделя

Чтение сказки "Морозко"

Проблемная ситуация "Сказки на изнанку" (Снегурочка злая а волк добрый)

Дидактическая игра  «Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Дидактическая игра  "Сказочные слова"

Цель: учить детей внимательно слушать.  Развивать понимание детей нравственных категорий и качества личности, такие как добро - зло, приветливость - грубость, жадность - бескорыстие, трудолюбие - лень. Воспитывать уважение к старшим.

Цель: развивать умение детей различать позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность.

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. (Сим-сим, открой дверь)

3 неделя

Чтение сказки

"По щучьему велению"

Беседа с детьми на тему  

"Мои любимые сказочные герои"

Создать с детьми книжку малышку по сказке "Медведь и мужик"

Дидактическая игра  " Определи отсутствие знакомой карты "

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять  смысл и содержание сказки. развивать интерес детей к русским народным сказкам. Формировать умение детей сопереживать героям.

Цель: Воспитывать желание детей подражать положительному  герою сказки.

Цель: учит детей создавать книжку - малышку, руководствуясь картами Проппа. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных героев.

Цель: продолжать учить детей выделять  узловые моменты сказки выстраиваются схемы по сюжету сказки и рассказать по картам Проппа.

4 неделя

Интеллектуальная игра

"Знатоки русских народных сказок"

Дидактическая игра  "Что общего"

Дидактическая игра  "Определить отсутствие знакомой карты" (с использованием знакомых сказок) 

Составление детьми собственной волшебной сказки (из 5 карт Проппа)

Цель:

Закреплять умение детей определять сказки волшебные, бытовые, о животных по иллюстрациям, отрывкам. Упражнять детей в  умении работать с картами Проппа.  Воспитывать в детях такое нравственное качество, как терпение, дружеские, уважительные  взаимоотношения друг к другу.

Цель: развивать умение детей делать сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними.

Цель: продолжать учить детей выделять  узловые моменты сказки выстраиваются схемы по сюжету сказки и рассказать по картам Проппа.

Цель: учить детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Январь

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки

"Пастушья дудочка"

Беседа с детьми на тему "Что за прелесть эти сказки"

Дидактическая игра  "Узнай сказочного героя по описанию"

Составление детьми собственной волшебной сказки (из 5 карт Проппа)

Цель: Познакомить детей с новой сказкой. Учить работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера героев.

Цель: вызвать интерес детей  к русским народным сказкам. Закреплять знания детей о сказочных героях. Подводить детей к нравственному пониманию сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Цель: закреплять умение детей отгадывать сказочного героя по описанию, поступкам. Формировать желание детей быть похожими на положительных сказочных героев. Воспитывать любовь к героям русских народных сказок.

Цель:  учить детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

2 неделя

Чтение сказки "Петух и бобок"

Создание с детьми сказочного словаря (придумай новое слово или нарисуй сказочный предмет)

Дидактическая игра «Салат из сказок»

Составление детьми собственной волшебной сказки (из 5 - 6  карт Проппа)

Цель: познакомить детей с новой сказкой. Учить работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини. Учить передавать содержание эпизодов сказки, используя наглядные модели.

Цель: развивать у детей творческое воображение, вызвать у желание придумывать или рисовать сказочные слова. Совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать желание детей работать дружно.

Цель: развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей - новой сказки. воспитывать у детей умение анализировать поступки героев сказок.

Цель: продолжать учить детей сочинять сказки используя карты Проппа. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Воспитывать желание работать с картами Проппа.

3 неделя

Чтение сказки

"Поп и работник"

Дидактическая игра «Сказочная путаница»            

Игра - драматизация "Заюшкина избушка"

Составление детьми собственной волшебной сказки из 5 - 6 карт Проппа

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять  смысл и содержание сказки. развивать интерес детей к русским народным сказкам. Формировать умение детей сопереживать героям.

Цель: формировать умение детей различать и называть сказки. Развитие у детей воображение, творческого мышление. Воспитывать  добрые  чувства.

Цель: учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение,  самостоятельность, умение согласованно действовать в коллективе. Формировать умение детей передавать содержание эпизодов сказки, используя наглядные модели.

Цель: продолжать учить детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

4 неделя

Чтение сказки "Рассказ  о ведьме"

Дидактическая игра "Салат из сказок»

Пролблемная ситуация «Новый характер Бабы – Яги»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием  карт Проппа

Цель: помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла.

Цель: развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей - новой сказки. воспитывать у детей умение анализировать поступки героев сказок.

Цель: продолжать формировать умение детей анализировать образ героя. Развивать умение детей передавать новый положительный образ. Воспитывать желание детей быть только положительными героями.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Февраль

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки

"Свинья на свадьбе"

Дидактическая игра "Сказочная путаница"

Беседа с детьми на тему

«Героиня сказки Крошечка – Хаврошечка»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. Учить детей  работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера героев сказки.

Цель: продолжать формировать умение детей различать и называть сказки. Развитие у детей воображение, творческого мышление. Воспитывать  добрые  чувства.

Цель: способствовать восприятию детьми положительного образа героя, терпеливого, доброго, заботливого. Воспитывать  уважение к взрослым и товарищам, желание им помочь в трудную минуту.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

2 неделя

Чтение сказки

"Два Мороза"

Дидактическая игра "Найди лишнюю"

Беседа с детьми на тему "Вспомни, какое волшебство бывает в сказках"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Помогать  детям понимать особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла.

Цель: продолжать учить детей замечать ошибки в расположении карт Пропа, формировать умение детей располагать карты в соответствии с сюжетом сказки.

Цель: продолжать учить детей выделять реальные события от вымышленных событий.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

3 неделя

Чтение сказки "Белая уточка"

Игра – превращение

"Я - герой сказки"

Дидактическая игра "Где-то, кто-то"

Составление детьми собственной сказки с использованием карт Проппа

Цель: помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла.

Цель: продолжать учить детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях

Цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

4 неделя

Чтение сказки «Богатырь»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Игра – превращение

 «Я – герой сказки»

Создать с детьми книжку - малышку по сказке которую сочинили  сами дети.

Цель: дать детям нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и никем нельзя пренебрегать. Формировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как верность, стойкость и терпение.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Цель: продолжать развивать умение детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Март

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки "Волк у которого не было сердца"

 

Игра – перевоплощение "Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз "

Беседа с детьми на тему" Кого красит ложь?»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: познакомить детей с новой сказкой, помочь понять  смысл и содержание сказки. Развивать интерес детей к русским народным сказкам. Формировать умение детей сопереживать героям. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Цель: показать детям на примере сказочных отрицательных героев , что ложь это плохое качество. Учить детей говорить правду. Воспитывать такое нравственное качество как правдивость.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

2 неделя

Чтение сказки

" Мужик и барин"

Игра – превращение

 "Я - Барин"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Дидактическое упражнение "Придумай другой конец сказки"

(с использованием карт Проппа)

Цель: помочь детям понять значимость сказки. Совершенствовать умение детей работать по сказке: отвечать на вопросы полными, содержательными ответами. Подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера героев. Воспитывать у детей чувство уважения к людям.

Цель:  продолжать развивать умение детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, отражать черты характера, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества

Цель: развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку используя карты Проппа; совершенствовать умение детей придумывать другой конец сказки используя карты.

3 неделя

Чтение сказки "Дикая утка, лиса и ворон"

Игра - драматизация "Заяц - хваста"

 Перевирание сказки

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: способствовать восприятию образа животных  как образца внимания и доброты к окружающим. Способствовать развитию милосердного внимательного отношения. Воспитывать желание детей помогать друг другу.

Цель: учить детей рассказывать сказку по модели, используя карты Проппа. Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты.

Цель: учить детей брать на себя ответственность за все то, что может случиться, в придумываемой сказке. Развивать умение детей отличать хорошее от плохого.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества

4 неделя

Чтение сказки

"Болтливая баба"

Дидактическое упражнение «Придумай другой конец сказки»

Игра – превращение

  «Оживи картинку»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Помогать  детям понимать содержание сказки. Закреплять умение детей выявлять позитивные и негативные черты  характера героев. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку используя карты Проппа; совершенствовать умение детей придумывать другой конец сказки используя карты.                                     

Цель: Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Апрель

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки

"Волшебная водица"

Игра – превращение

"Я - герой сказки"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Проблемная ситуация: Что было бы, если бы  в сказке «Два Мороза» Морозов стало три?»

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Помогать  детям понимать содержание сказки. Закреплять умение детей выявлять позитивные и негативные черты  характера героев. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: продолжать развивать умение детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, отражать черты характера, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Цель: учить детей сочинять истории, наделяя героев сказки положительными характерами. Подвести детей к нравственному пониманию ситуации, оценке поступков и характера героев сказки. Воспитывать любовь к персонажам русских народных сказок.

2 неделя

Чтение сказки "Дочь - семилетка"

Дидактическая игра «Сказка наизнанку»

Игра - драматизация «Дикая утка лиса и ворон»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: совершенствовать умение детей  выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать сюжет сказки, отражая характерные черты главных героев. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

3 неделя

Чтение сказки "Журавль и цапля"

Дидактическое упражнение "Придумай другой конец сказки"

(с использованием карт Проппа)

Игра - драматизация «Петух и бобок»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку используя карты Проппа; совершенствовать умение детей придумывать другой конц сказки используя карты.                                     

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку; умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями опираясь на карты Пропп.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы.

4 неделя

Чтение сказки "Волшебный цветок"

Игра - драматизация «Журавль и сказка»

Рассказывание сказки «Болтливая баба», «Волшебная водица»

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: совершенствовать умение детей  выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, пользоваться набором карт Проппа. Воспитывать желание детей выслушивать друг  друга и помогать.

Цель: совершенствовать умение детей составлять сказки собственного сочинения используя карты Проппа, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать у детей творческое воображение.  Воспитывать в детях положительные нравственные качества.

Май

Содержание совместной деятельности

Цель

1 неделя

Чтение сказки

"Зазнайка"

Дидактическое упражнеие "Придумай другой конец сказки"

(с использованием карт Проппа)

Игра – превращение

"Я -герой сказки"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: продолжать знакомить детей с новыми русскими народными  сказками, помочь понять  смысл и содержание сказки. Развивать интерес детей к русским народным сказкам. Формировать умение детей сопереживать героям.

Воспитывать сострадание к героям сказки.

Цель: развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку используя карты Проппа; совершенствовать умение детей придумывать другой конец сказки используя карты.                                     

Цель: продолжать развивать умение детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, отражать черты характера, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Воспитывать умение детей самостоятельность и согласованно действовать в коллективе.

2 неделя

Чтение сказки

"Золотая яблонька"

Игра – превращение

"Я -герой сказки"

Игра –перевоплощение "Пантомима"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: совершенствовать умение детей  выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: продолжать развивать умение детей принимать образ героя на себя и перевоплощаться, отражать черты характера, применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

Цель: продолжать учить детей принимать на себя роль сказочных героев. продолжать развивать умение детей точно передавать черты характера  мимикой, голосом, жестами.

Цель: развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать сюжет сказки, характерные особенности героев сказки. Воспитывать умение детей самостоятельность и согласованно действовать в коллективе.

3 неделя

Чтение сказки

"Иван крестьянский сын и чудо - юдо"

Дидактическая игра " Придумай необычное существо"

Дидактическая игра "Как спастись от колдуна"

Составление детьми собственной волшебной сказки с использованием карт Проппа

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: развивать умение детей заниматься словотворчеством, формировать , умение анализировать и различать реальные и фантазийные образы, придумывать характер герою (существу).

Цель: Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро -  зло, послушание -  непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. Воспитывать в детях доброжелательность.

Цель: совершенствовать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Воспитывать умение детей самостоятельность и согласованно действовать в коллективе.

4 неделя

Чтение сказки "Гуси - лебеди"

Праздник «Сказка ложь да в ней намёк…»

Создание с детьми "Шкатулка со сказками собственного сочинения"

Дидактическая игра «Сочиняем сказку»

Цель: совершенствовать умение детей  выкладывать карты Проппа по ходу чтения сказки в соответствии с сюжетом. Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. Воспитывать у детей любовь к сказкам.

Цель: создать у детей праздничное настроение,  помочь находить нужную информацию о сказке, обсуждать характер понравившегося героя, рисовать портрет сказочного героя.

Продолжать  совершенствовать у детей творческое воображение, выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Воспитывать умение детей самостоятельно и согласованно действовать в коллективе.

Цель: Учить детей сочинять сказки. Развивать у детей желание хранить свои сказки и рассказывать другим. Воспитывать трудолюбие и самостоятельность.

Цель: продолжать учить детей придумывать разные ситуации с помощью карт Проппа. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро -  зло, трудолюбие - лень, ложь. воспитывать уважение друг другу.

Приложение 2

План работы с родителями

Цель:  

  • познакомить родителей с содержанием работы по проекту;
  • повысить компетентность родителей в сфере речевого развития дошкольников;
  • способствовать организации совместных форм деятельности в семье по развитию нравственных качеств.

 (1й год обучения)

Неделя

Форма работы

Октябрь

1.

Беседа «Содержание и средства формирования у воспитанников представлений о социальной действительности и нормах морали»

2.

 Клуб «В гостях у сказки»

3.

  Знакомство с результатами мониторинга

Ноябрь

1.

Мастер – класс  «Игры по технологии ТРИЗ»  

2.

Буклет «Карты Проппа»  

Декабрь

1.

 Тематическая выставка книжек -  малышек  по сказке «Снегурочка»  

2.

 Беседа «Воспитание у дошкольников гуманных чувств»  

3.

Буклет «Общение как средство социализации личности»  

Январь

1.

Клуб «В гостях у сказки»

Февраль

1.

 Беседа «О развитии умений видеть проблемы»

Буклет «Проблемы. Как их увидеть»

2.

Консультация «Пересказ сказок с помощью карт Проппа»  

Практическое задание «Составление сказки при помощи карт Проппа»  

Март

1.

Консультация «Фантазированию можно учиться»

2.

Практическое  задание «Системный оператор»

Апрель

1.

Клуб «В гостях у сказки»

2.

День открытых дверей (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).

Май

1.

Знакомство с результатами мониторинга

2.

Совместный праздник «Сказка ложь да в ней намёк…»

Приложение 3

Работа с «картами Проппа»

Известный русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп выделил определённую структуру, по которой строится каждая народная (волшебная) сказка. Он сформулировал 31 функцию, выполняемую героями сказки в той или иной последовательности.

Джанни Родари предложил использовать «пропповские функции» для создания сказочных историй с детьми и свёл их к двадцати: предписание или запрет, нарушение, вредительство или недостача, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антагониста, борьба, победа, возвращение, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, беда ликвидируется, узнавание героя, ложный герой изобличается, наказание антагониста, свадьба.

Если в процессе работы педагог успешно и неоднократно использует «карты Проппа» на занятии по сочинению сказочных историй он может пользоваться 20 картами. При работе с детьми 10-11 лет лучше сократить функции до 16.

Для занятия понадобится плакат с крупно написанными сказочными функциями. Рядом можно нарисовать небольшие понятные рисунки, поясняющие значение каждой функции.

После того, как плакат прикреплён на доску, педагог начинает занятие: «Сегодня мы будем сочинять сказочные истории при помощи необычной схемы. В сказках происходят разные события, но если их внимательно читать, можно увидеть, что все сказки чем-то похожи друг на друга.

Итак, в сказке случается…

1.Запрет или поручение. Главному герою сказки часто запрещают что-то делать. Например, Спящей красавице было запрещено прикасаться к веретену, а Братцу Иванушке сестрица Алёнушка строго запрещала пить из лужицы. При этом главного героя обычно предупреждают, что за нарушение им грозит смерть или болезнь. Иногда герою не запрещают, а наоборот, поручают, приказывают что-то сделать. Например, царь отправляет своих сыновей за молодильными яблочками, а купеческая дочь просит привезти ей аленький цветочек. Причём, как правило, для того чтобы привезти полученное, герой тоже что-то нарушает.

2.Нарушение. Сказка не была бы сказкой, если бы главный герой не нарушил запрет. Так, жена Синей бороды заглянула в закрытую комнату, братец Иванушка напился воды из лужи, а Красная Шапочка заговорила с волком. В результате герой терпит наказание: впадает в долгий сон, заболевает или должен выполнить сложное поручение.

3. Вредительство или недостача. Бывает так, что герой нечаянно портит или теряет какую-то вещь, из-за чего ему приходится отправляться в дальний путь или выполнять сложную работу. Например, в сказке «Госпожа Метелица» девочка уронила ведёрко в колодец, и её пришлось за ним спускаться, а потом служить у госпожи Метелицы.

4. Отъезд героя. Герой в сказках не сидит на месте. Рано или поздно ему приходится уезжать из родного дома. Он может уехать в начале сказки – отправиться искать приключений по свету, а может уехать, чтобы исправить ту беду, которая на него свалилась. Например, как в сказке «Двенадцать месяцев» злая мачеха приказала девочке: «И без подснежников не возвращайся!»

5.Задача. Задача – это то задание, которое нужно выполнить герою. Например, нарвать подснежников, найти прекрасную принцессу или отнести пирожки бабушке.

6.Встреча с дарителем. Очень часто в сказках герой встречает человека, волшебника, фею, который помогает ему и дарит какой-нибудь волшебный предмет. Все помнят фею, которая подарила Золушке волшебные башмачки. Даже Баба-Яга дарит Ивану-царевичу волшебный клубок.

7. Волшебные дары. Волшебные дары – это волшебный предмет, который помогает нашему герою. Можно спросить детей, какие волшебные предметы бывают в сказках. Однако волшебный предмет может принести неприятности, если с ним неправильно обращаться. Так, в сказке про горшочек, который наварил целый город каши, потому что девочка забыла заклинание. Кстати, забывание заклинания девочкой считается своеобразным «вредительством» (см. функцию 3)

8.Сверхъестественные свойства антагониста. Антагонист – это антигерой, злодей, который противостоит главному герою (например, мачеха в «Золушке»). Часто с таким злодеем сложно бороться, потому что он обладает сверхъестественными способностями (у змея Горыныча вырастают отрубленные головы и т.д.). Иногда со злодеем сложно бороться, потому что он наделён властью (колдунья-мачеха, которая ненавидела Белоснежку).

9. Трудные испытания. Герой обязательно должен пройти через трудные испытания, чтобы завоевать своё счастье: уйти за тридевять земель и вернуться, служить в слугах у госпожи Метелицы, и даже спать на жёсткой горошине. Часто в испытаниях ему помогают волшебные дары.

10. Борьба. Борьба – это битва героя и злодея, в борьбе часто используются волшебные дары.

11. Победа. Как правило во всех сказка главный герой побеждает злодея.

12.Возвращение. Герой часто возвращается домой, часто по пути встречая тех, кто ему помогал.

13.Прибытие домой. Обычно герой прибывает домой после сложных испытаний, где его ждут как победителя. Но герой может возвращаться домой и в середине сказки, а потом снова уезжать – как в сказке «Аленький цветочек», когда купеческая дочь вернулась домой на несколько часов, а впереди её ждали ещё испытания.

14.Беда ликвидируется. Спящая красавица просыпается, братец Иванушка вновь становится мальчиком, Чудище превращается в прекрасного принца. Словом, всё несчастье становится счастьем.

15. Наказание антагониста. Злодея или злодейку, которая строила нашему герою всевозможные козни, изобличают и наказывают: выгоняют из страны, сажают в бочку с гвоздями, выставляют на всеобщее посмешище и так далее.

16. Свадьба. Здесь всё понятно. Сказка заканчивается свадьбой, пиром и долгими годами жизни. Можно спросить у детей, какими словами обычно заканчиваются сказки.

После того как педагог объяснил значение каждой функции, он предлагает детям сочинить сказку: «В сказке всё может вставать с ног на голову. Поэтому совсем необязательно, чтобы сказочные события следовали друг за другом, как на нашем плакате. Какие- то события могут не происходить совсем. Давайте сочиним новую сказку, которая начинается так…»

В руках у педагога 16 табличек, на каждой из которых написана сказочная функция. Когда дети только знакомятся с «картами Проппа», им сложно связать в логический ряд сразу 16 функций, расположенных в произвольном порядке. Поэтому педагог перемешивает таблички, вынимает только 5-6 штук и прикрепляет на доску. При необходимости ведущий может поменять местами пару табличек, но можно этого и не делать.

Приложение 4

Правила ведения беседы

Построение беседы. Вступление (зачин).

Цель — вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, интерес к беседе. Это может быть осуществлено различным образом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать ее важность, объяснить детям мотивы ее выбора.

Вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют рыбки...»; «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не троллейбусом, и я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?»

1.        Беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, то есть перестают активно мыслить.

2.        Во время беседы педагог должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: не интересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

3.        Нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться

вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если педагог долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том,  что детям уже хорошо известно.

4.        Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если
педагог ставит вопрос, на который у многих дошкольников есть один и тот же простой ответ, то можно позволить ответить хором.

5.        Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний: в таких случаях можно удовлетвориться кратким ответом, даже
односложным ответом.

6.Нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка — беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т. п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое
повторение «полного ответа».

7.Часто вопрос, задаваемый педагогом, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций, и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть к этому готов и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую
у ребенка мысль в целях проводимой беседы или прервать ребенка, заявив:
«Об этом поговорим в другой раз».

8.Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень их активности. Застенчивых, замкнутых — поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами, выслушивать их мнение, хвалить. Именно речевая активность детей в беседе является показателем ее эффективности. Следует стремиться к тому, чтобы как можно больше детей принимало участие в коллективной беседе. Ответы детей могут быть краткими, односложными и развернутыми.

9.Необходимо учить детей задавать вопросы: с опорой на игрушки; яркие, интересные предметы; куклы из кукольного театра, при переодевании, использовать шапочки, детали костюмов персонажей;  чтении стихов, считалок, потешек в кругу и т. д.  Этому виду работ необходимо уделять много времени, так как умение задавать вопросы говорит о мыслительной деятельности и овладении им ребенка речевыми средствами.

Полезно вызывать детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов в форме речевых логических задач.

Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря рассуждению, анализу, сравнению.

Старшие дошкольники часто рассказывают в детском саду о ярких, интересных событиях, участниками которых они были. Структура этих рассказов неустойчива, последовательность изложения нарушена, но такое рассказывание из опыта очень полезно для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Мы должны учить выражать свои наблюдения, впечатления в свободном повествовании. Умение рассказывать приобретается в повседневном общении ребенка с окружающими, но главным образом — в процессе обучения, то есть на занятиях и в дидактических играх. Методика предполагает учить детей рассказывать сначала по вопросам и образцу педагога и только потом самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило. Необходимо обогащать детские впечатления походами в лес, зоопарк, на речку (посмотреть ледоход, разлив), на выставку домашних животных, в библиотеку, ателье и т. д. Тема должна быть конкретной, знакомой: «Как мы работаем на огороде», «Наши зимние забавы», «Расскажем о веселом случае», «Смешной случай в моей жизни», «Расскажи о своем доме». Необходимо использовать план рассказа, вспомогательные вопросы, указания, совместный рассказ педагога и ребенка. Вопросы следует задавать в естественно-разговорной форме, выражать свою заинтересованность предметом рассказа, желание узнать о нем поподробнее.

Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Цель: продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам. Развивать умение детей различать такие нравственные качества, как добро - зло, правда - ложь.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Беседа с детьми на тему: "Почему изменился характер героя" (используя сказку Крылатый мохнатый и масленный)

Цель: продолжать учить  детей рассказывать сказку с помощью карт Проппа. Учить подбирать карты по содержанию сказки.

Беседа с детьми на тему "Какие вам больше нравятся сказочные герои?"

Цель:  учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Воспитывать интерес к положительным сказочным героям.

Беседа с детьми на тему " Что общего у сказок"

Цель: учить детей делать сравнительный анализ с точки зрения  сходства и различия между ними.

Беседа с детьми на тему "Что поучительного можно извлечь из  сказки ".

Цель: формировать умение детей оценивать поступки героев и делать  выводы.

Беседа с детьми на тему "Вспомни чего нельзя было делать в сказках" (пить из колодца, сжигать шкуру лягушки и т. д)

Цель: продолжать формировать умение детей анализировать сказки выделять волшебные предметы, понимать характер героев совершивших поступок.  

Беседа с детьми на тему  

"Мои любимые сказочные герои"

Цель: Воспитывать желание детей подражать положительному  герою сказки.

Беседа с детьми на тему "Что за прелесть эти сказки"

Цель: вызвать интерес детей  к русским народным сказкам. Закреплять знания детей о сказочных героях. Подводить детей к нравственному пониманию сказок. Воспитывать любовь к русским народным сказкам

Беседа с детьми на тему "Вспомни, что  какое волшебство бывает в сказках"

Цель: способствовать развитию положительных нравственных качеств. Продолжать учить  детей  делиться впечатлениями. Воспитывать дружеские отношения.

Беседа с детьми на тему" Кого красит ложь?»

Цель: показать детям на примере сказочных отрицательных героев , что ложь это плохое качество. Учить детей говорить правду. Воспитывать такое нравственное качество как правдивость.

Приложение 5

Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

  1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
  3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
  5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
  6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
  7. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
  8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры — осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».

Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Последовательность знакомства с картами

  1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).
  2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
  3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
  4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
  5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
  6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Смотрите приложение №2.
  7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Приложение 6

Пересказ сказок с помощью карт Проппа

(Методические рекомендации)

         На вводных занятиях детям предлагается помощь при определении жанра произведения, чтобы воспитанники могли усвоить понятие, что такое сказка,  чем она отличается от рассказа, детей необходимо учить соотносить сюжеты сказок со схемами (картами). Только после этого можно приступить к работе над пересказом.

       На каждую сказку отводится по два занятия. На первом происходит знакомство со сказкой, работа над ее содержанием с выделением узловых моментов и выстраиванием схем – карт Проппа. На втором занятии проводится чтение сказки вслух с установкой на пересказ, дети самостоятельно  подбирают карты в соответствии с выделенными на предыдущих занятиях узловыми моментами и, наконец, пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

      В результате проведенной работы дети умеют:

– определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание, понятие, что такое сказки, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами;

– чувствовать красоту и образность родного языка.

1.Чтение русской народной сказки «Рукавичка» и рассказа

К. Ушинского «Лиса Патрикеевна».

Цель: воспитывать умение воспринимать на слух художественное произведение; познакомить детей с понятиями «сказка», «рассказ»; учить определять жанр произведения;  учить использовать в речи образные выражения; учить подбирать прилагательные – Какие звери попали в рукавичку?

– Почему дед потерял рукавичку? Какой он? (Подбор определений.)

– Хорошо или плохо, что звери встретились в рукавичке?

– А деду хорошо без рукавички?

– Как вы думаете, могут ли такие события происходить на самом деле?

– Значит, это выдумка, вымысел?

– Что такое сказка?

2. Чтение рассказа «Лиса Патрикеевна». Беседа с детьми.

– Есть ли в этом произведении вымысел, волшебство? (Определяем, что это рассказ.)

– Как в рассказе выглядит лиса?

Как она принаряжена?

– Покажите и расскажите, как ходит лисонька.

– Почему свой пушистый хвост она носит бережно?

– Почему писатель Ушинский назвал лису разбойницей и хитрой?

Рассказываю детям о писателях, которые пишут сказки и рассказы.

 Подведение итога, оценка работы детей.

3.Знакомство с русской народной сказкой «Терёшечка».

Цель: учить детей проникать в смысл

текста, обращать их внимание на выразительные средства; совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавая узловые моменты сказки с помощью карт

Проппа; развивать способность передавать свое отношение к положительным и отрицательным героям сказки; образовывать однокоренные слова от слова мать. Обогащение словаря: колодочка, челнок (челночок).

Чтение сказки «Терёшечка». Беседа с детьми.

– Понравилась ли вам эта сказка? Покажите свои эмоции, используйте мимику.– Знаете, мне понравился Терёшечка.  Угадайте, почему. (Он ловил рыбу, кормил родителей.)– Какой поступок Терёшечки мне не понравился, как вы думаете?

– Из чего был сделан Терешечка?

– Вы знаете, что такое колодочка? (Деревянный брусок.)

– На чем Терёшечка поехал рыбу ловить? (На челноке – это легкая лодочка.)

– На чем можно еще плавать по озеру или реке?

– Как мать звала Терёшечку? Скажите и покажите голосом, как она это делала.

– Образуйте новые слова от слова мать (Мама, мамочка, мамуленька и т.д.)

– Почему защипанный гусенок спас Терёшечку?

Зарисовка детьми узловых моментов сказки с помощью карт Проппа.

– Какую карту вы нарисовали первой? Почему?

– О чем рассказывает нам эта карта?

– Был ли в сказке запрет и какой?

– Можно ли ведьму назвать доброй? – Какой картой мы ее обозначим?

– Есть ли в сказке вредительство?

– Какую задачу нужно было выполнить Терёшечке?

– Кто помог ему вернуться домой?

– Будет ли гусенок героем? (В сказке два героя.)

– Как закончилась сказка? Счастливый ли у нее конец?

Подведение итога, оценка работы детей.

4. Пересказ сказки «Терёшечка».

Цель: продолжать учить детей при пересказе текста опираться на план схему;  учить пересказывать сказку последовательно, близко к тексту используя слова и выражения, характерные для героев данной сказки; учить подбирать прилагательные и глаголы к слову ведьма;  учить делать обобщения и отбирать нужное слово (Терёшечка, мать, ведьма, гусенок).

Беседа с детьми.

– С какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?

– Какой поступок Терёшечки вам не понравился?

– Как бы вы поступили на месте Терёшечки?

– Кто вам больше всего не понравился в сказке? (Ведьма.)

– Какая она?

– Что она делала?

– Присутствуют ли в сказке добрые герои? Кто они?

– Подарите им свои улыбки.

Работа с индивидуальным набором карт. Коротко вспоминаем узловые моменты сказки.

Чтение сказки с установкой на пересказ (дети поднимают карты во время чтения узловых моментов).

Пересказ текста детьми по узловым моментам.

– Вы еще на прошлом занятии догадались, что мне не понравился поступок Терёшечки, когда он изжарил дочь ведьмы. А как можно было с ней справиться по-другому?

Подведение итога, оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»

Проектная деятельность  с детьми  старшего дошкольного возраста «По дорогам сказок»...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Знатоки сказок К.И. Чуковского"

Данная статья посвещена вопросам формирования интереса детей к произведениям известных писателей, а именно К.И.Чуковскому. В статье раскрыты задачи,  методы, формы и виды совместной деятельности ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....