Статья: "Развитие связных монологических умений у детей среднего дошкольного возраста при составлении рассказа по картине"
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Куликова Наталья Николаевна

Данная статья посвящена проблеме развития связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине. Даны рекомендации и  описан комплекс игр и заданий  по развитию связной монологической речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНЫХ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

Развитие связной речи в жизни любого человека играет огромную роль. Каждые человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать таким интересным человеком требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать связную речь с детства.

Многие выдающиеся отечественные ученые Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и другие занимались задачами и проблемами становления связной речи детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике основным видом связной речи считается речь, протекающая в форме беседы. Такую речь называют разговорной, или же диалогической (диалоговой). Это речь, в которой во время беседы принимают участие двое, используя при этом простейшие обороты языка и фразы.

Иную форму устной речи называют монологической. Эта речь представляет собой речь, произносимая одним человеком, а в это время другие лишь только воспринимают речь того, кто говорит, но в ней не принимают участие.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы, в которых рассматриваются современные требования к речевому развитию.

Пятый год жизни – этап высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи, особенно связной монологической речи.

Одной из характеристик связной монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые полно и точно передают смысл того, что говориться.

Развитие связной монологической речи у дошкольников происходит с помощью различных средств, таких, как:

- пересказ;

- рассказ по картинам;

- составление описательных рассказов.

В своей работе по развитию связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста я использовала различные средства, но наиболее эффективное средство выступает рассматривание картин. Рассматривая картины, ребенок учится высказывать свои мысли, у него возникает большое желание рассказывать, выяснять и воздействовать на себя и других людей.

Перед собой ставила задачи, которые сводились к тому, чтобы научить ребенка данного возраста рассматривать картину, замечать в картине не только главные предметы, объекты, но и понимать, что на ней изображено, оценить изображенное.

Картины подбирала в соответствии с возрастом детей четырех-пяти лет, понятные детям. При рассматривании их у детей закреплялись не только представления о знакомых предметах, явлениях, объектах, но и дети узнавали что-то новое.

На таких занятиях использовала различные методы и приемы и обычно начинала с небольшой вводной беседы. Она помогала мне вызвать у детей эмоциональный настрой перед рассматриванием картины.

Основным методическим приемом в своей работе использовала словесный прием, в котором подбирала вопросы для того, чтобы помочь ребенку при рассматривании картин. Вопросы были понятны и доступны для восприятия, чтобы ребенок мог ответить на них без затруднений. Если ребенок не мог ответить, я помогала ему, подсказывала, дополняла ответ, помогала найти нужное слово, чтобы у ребенка вызвать желание составлять рассказы. Например, при рассматривании картины «Кошка с котятами» можно задать ряд вопросов: Кто нарисован на картине? Какая кошка-мама? Что она делает? Что делает рыжий котенок? Такой прием помогал мне учить детей правильно соотносить слова с предметами, с их качествами и свойствами, незаметно для детей учить детей составлять рассказ по картине. Рассказы вначале составляли коллективно, но постепенно дети сами стали составлять свои рассказы, при этом старались составлять рассказ развернутый, полный.

В заключении я составляла свой рассказ по картине, как образец. При помощи готового образца учила детей правильно строить предложение. Чтобы детей заинтересовать, использовала в своем рассказе художественное слово: читала небольшую потешку или небольшое стихотворение, загадывала загадку про предмет или объект, за которым наблюдали, пела песенки.

Когда дети научились рассказывать по образцу, предлагала им составлять рассказ по самостоятельно выбранному словесному плану или по предлагаемому плану. При этом использовала мнемотаблицы, которые помогали мне находить решения во всех речевых задачах: учили детей описывать внешний вид предметов или объектов, составлять описательные рассказы, включая новый прием: сопоставление, сравнение.

После просмотра картин на занятии я оставляла картину на несколько дней в группе, так как дети могли, что-то не заметить на картине, при первоначальном рассматривании, какие-нибудь незначительные детали. При повторном рассматривании поддерживала детский разговор, говорила с детьми, задавала наводящие вопросы, постепенно развертывая их на беседу, руководила их вниманием и языком. При таком приеме дети учились высказываться, повторно обсуждать картину.

С целью корректировки речевого развития мною был разработан комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие  связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста. Согласно требованиям ФГОС ДО вся работа строилась по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями и создание развивающей речевой среды.

  1. Работа с детьми

Цель данного направления: сформировать умения связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Обучение по развитию умений связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста  при рассказывании по картине проводилась в форме игры, которая включала в себя разработанные мною игры и задания (приложение 1).        

II. Работа с родителями.

Как указано в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на ребенка в любом возрасте. Поэтому в своей работе я старалась привлекать к образовательному процессу родителей (законных представителей) воспитанников. Только в тесном сотрудничестве и диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Следовательно, нужно разъяснять родителям их ответственность в деле речевого развития их детей.

Родители нуждаются в положительном опыте, так как из-за занятости родителей, ребенок остается один на один с собой. Современные дети много времени проводят за компьютером, речь детей становится скудной – она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами из мультфильмов. Дети не могут пересказать то, что они увидели или услышали.

Поэтому в своей работе старалась сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель данного направления: вовлечь родителей в единое образовательное пространство.

  1. Создание развивающей речевой среды.

Доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Цель данного направления: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

В группе создан уголок, который называется «Речевичок». Уголок эстетически оформлен, привлекателен для детей. Игровой материал доступен детям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс игр и заданий, направленный на развитие умений связной монологической речи у детей при рассказывании по картине.

Этап 1. Определение объектов на картине.

Цель:

- учить детей определять состав картины, выявлять объекты и представлять их в общих чертах.

- активизация словарного запаса дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

  • Игра с «подзорной трубой».

Детям предлагается картина для исследования, альбомный лист для имитирования подзорной трубы. Правило: направить глазок подзорной трубы на объекты, перечислить и назвать их.

  • Игра «Кто больше увидит?»

Детям предлагается картина для рассмотрения. Правило: необходимо назвать как можно больше объектов, предметов, которые дети увидят на картине.

  • Игра  «Кто главный»

Детям предлагается перечислить все объекты на картине, найти и назвать, по их мнению, главный персонаж.

  • Игра «О ком (о чем) я рассказываю?»

Детям предлагается картина. Воспитателем составляется описательный рассказ или загадывается загадка про объект, предмет на картине, а ребенок должен догадаться про кого или про что говорит взрослый.

  • Игра «Почему так названа картина?»

Детям предлагается для рассмотрения картина, воспитатель говорит название картины и просит объяснить, почему так назвали картину.

  • Игра «Составь картину из частей»

Детям предлагается сложить разрезанную на части картину и рассказать, кто на ней изображен или что на ней изображено.

  • Игра «Составь картину»

Детям предлагается картина, на которой объекты изображены контурно. Правило: найти к каждому контуру соответствующую картинку и рассказать, кто изображен на картине.

  • Игра  «Кружок, в котором живет…»

Детям предлагается листок бумаги с вырезанным в середине кругом и картина. Правило: положить этот листок бумаги на предложенную картину, водить им по картине и описывать объект или предмет, который попадает в круг.

Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязи между объектами.

Цель:

- учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.

- учить объяснять связи между объектами.

  • Игра «Волшебник Объединялка».

Детям предлагается рассмотреть картину. Волшебник Объединилкин называет и объединяет определенные объекты на картине и предлагает детям объяснить, почему он их объединил?

К примеру: Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание) на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, не любит, заботится), на уровне родственных связей (мама – дети).

Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Цель:

- учить детей на основе понимания объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, осязание, обоняние).

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я смотрю на объект, предмет и представляю, чем он может пахнуть, какой он на ощупь и какие издает звуки».

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

  • Игра «Ожившие предметы»  

Детям дается картина. Правило: необходимо ребенку выбрать тот объект, который ему больше всего понравился. Предлагается определить его характер, рассказать, по возможности, о его поступках и мыслях.

  • Игра «Кто о чем говорит?»

Детям предлагается рассмотреть картину и представить себе, что объекты на картине ожили, о чем бы они могли поговорить между собой или могли подумать.

  • Игра «Друзья».

Детям предлагается рассмотреть картину, назвать объекты на картине и объяснить, могут ли они между собой дружить и почему.

  • Игра «Кто что умеет делать?»

Детям предлагается рассмотреть картину, назвать персонажей и рассказать, кто, что умеет делать (кошка – мяукает, мурлычит, прыгает; собака – лает, спит, бегает).

  • Игра «Что ты слышишь?»

Детям предлагается описать  возможные ощущения, полученные с помощью слуха.

(Например: «Я слышу, как котенок мурлычит», «Я слышу, как щенок лает»).

  • Игра «Что ты ощущаешь?»

Детям предлагается описать возможные ощущения, полученные с помощью тактильного анализатора.

(К примеру: «Я ощущаю, что щеночки маленькие, пушистые, мягкие».

«Я ощущаю, какая корзинка прочная, крепкая, прутики у нее ровные, ребристые»).

  • Игра «Я нюхаю»

Детям предлагается описать возможные ощущения полученные через органы обоняния.

(К примеру: «Лавка пахнет доской, деревом»,«Блюдечко пахнет водичкой, молочком»,«Щеночки пахнут щеночками, молочком»).

Этап 4. Составление загадок по картине.

Цель:

- учить детей составлять загадки по моделям.

- учить детей узнавать изображенные этапы и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

- активизировать в речи слова - прилагательные по сюжету картины.

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и находится объект или несколько объектов, у которых данный признак ярко выражен.

К примеру: «Собака, какая? Большая, как волк, лошадка. Умная, как сова, человек. Пушистая, как коза, шубка, одеяльце», «Кошка, какая? Ласковая, как мама. Зоркая, как сова. Пушистая, как хвост, снежок, цветок» 

  • Игра  «Назови больше»

Детям предлагается картина. Нужно подобрать как можно больше слов для описания выбранного объекта.

К примеру: «Петушок молодой, золотой, боевой, задиристый, бойкий. Уточка маленькая, добрая, хорошая, заботливая, храбрая»

  • Игра «Я начну, а ты продолжи»

Детям предлагается картинка. Воспитатель начинает описывать объект, после того, как дети догадались о каком объекте идет речь, продолжают описывать начатое описание.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Цель:        

- учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.

- активизировать речь за счет рифмующихся слов.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо выбрать объект, определить его признаки, связи, место действия и сами действия.

Жила-была стрекоза,

Была она так озорна,

Были у нее крылышки

А в них много силушки.

Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.

Цель:

- учить детей пространственной ориентировке  на картине.

- активизировать в речи слова - наречия, обозначающие пространственные ориентировки.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.

На этом этапе расширяется  словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины.

Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине.

К примеру: Собака «Я собака. Я сижу на полу слева. Около меня сидит небольшой щенок. С другой стороны стоит большая корзинка. За мной сидит щенок с блюдцем. Впереди меня на матрасике другие маленькие щенята». 

Щенок с мячиком. «Я щеночек, сижу вдалеке, на веранде. Около меня блюдце и другой щенок. Мне очень хочется поиграть с ним, я трогаю его лапкой. За мной крылечко со ступеньками, но я еще не пойду по ним, потому что я маленький».

  • Игра «Ожившая картина»

Найденный объект «оживает» и находит себе место на ковре. Детям предлагается описать объект по месту на картине.

Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.

Цель:

- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.

- учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».

- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Дети самостоятельно ищут объект перевоплощения. Описание того, что изображено на картине идет от имени героя. Эмоциональное состояние героя может быть дополнено мимикой, жестами, междометиями и другими средствами интонационной яркости речи.

Примерные речевые рассказы, которые составляют дети вместе с воспитателем от лица объекта:

Грустный щенок. Я  маленький щенок, сижу около забора на веранде. Мне очень грустно, я скучаю, я о чем-то думаю. Около меня мячик, я его трогаю лапкой. Я очень хочу с ним поиграть.

Собака – мама. Я  большая собака. Я умная, веселая, преданная. У меня много маленьких смешных щенят. Я люблю своих щенят и поэтому забочусь о них. Впереди меня стоит блюдце. Сбоку от меня стоит корзина.

Этап 8. Описание объекта, изменяя его во времени.

Цель:

- учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.

- учить детей узнавать изображенный этап и произносить правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

- активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (утро – вечер, было – будет, раньше – позже, весна – осень, до того – после того).

К примеру:

Дети

Дети утром проснулись в своих домах.

Потом они захотят вылепить снеговика на улице.

Вечером все дети будут гулять на улице и радоваться вылепленному снеговику.

Мальчик, в желтой курточке.

Раньше, мальчик в курточке желтого цвета, катался на санках, а теперь наблюдает за детьми, как они лепят снеговика.

Потом он поможет приделать нос снеговику.

Когда снеговик будет готов, он снова пойдет домой.

Мальчик с лопатой.

Утром мальчик не хотел идти на улицу.

Он увидел детей, которые лепили снеговика и решил выйти погулять.

После того, как  он слепит снеговика, то пойдет кататься на санках.

Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.

Цель:

- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.

- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.

- активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.

- учить детей узнавать изображенный  этап и произносить правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

  • Игра «Почему так назвали картину?»

Детям предлагается рассмотреть картину, Предложить придумать самим название и объяснить, почему они так назвали картину.

Этап 10. Игры по составлению рассказов по картине по плану.

Цель:

- учить детей составлять небольшие рассказы по плану.

  • Игра «Собери картину и составь по ней рассказ»

Детям предлагается составить картину на тканевой основе, подбирая подходящие детали и составить рассказ.

  • Игра «Скажи что-нибудь о картинке»

Детям предлагается картинка, нужно рассказать о ней.

Примерные вопросы:

  1. Кто изображен на картине?
  2. Представь и опиши героя.
  3. Где и когда происходит действие?

В ходе целенаправленной работы по обучению детей рассказыванию  по картине  у детей возникает желание составлять  рассказы по картине,  как на занятии, так и в повседневной жизни; вырастает и расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется словарный запас. Дети справляются со своей робостью, застенчивостью, боязнью неправильно высказаться, образуется смелость и уверенность в собственных силах; дети начинают активней общаться друг с другом и со взрослыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. и сред., пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
  3. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]/ О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии. 2001. - 240с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Презентация проекта «Активизация связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа»

В отличие от традиционного подхода ведения занятия, при котором формируются стороны речи (звуковую культуру речи, лексическую и грамматическую),дополнительно я использую модули «Аудирование&raqu...

Статья. Развитие этических норм речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы обучения и развития у детей этических норм речевого поведения....