Опыт работы
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Рыжова Ирина Юрьевна

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие связной речи через театрализованную деятельность.

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе.          

 Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» Л.С. Выготский.

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника.

     Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 -  развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 -   обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой,

-игры со словом, развивающие связную речь, 

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д.  Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. 

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой. Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

На занятиях может использоваться следующее оборудование:

-  настольная и напольная ширмы;

- плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

- декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);

- наборы кукол для пальчикового театра;

- куклы би-ба-бо;

- рукавички с изображением мордочек животных:

- костюмы персонажей сказок;

- игрушечные персонажи.

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Дети начинают легче переключаться с одного  движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции,  четкой дикции, разнообразной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рас сказов и сказок. Здесь используются разные  маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети мо гут разыгрывать текст как актеры.

Особенности театрализованной деятельности детей с общим недоразвитием речи. Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа — мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на индивидуальных логопедических занятиях: учатся «рычать как мишка», «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театрализованной деятельности — участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной и выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...