конспект нод по развитию речи старшей группы по теме "комнатные растения".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Белобородова Раиса Михайловна

материал преднозначен для детей старшего возраста . Набор карпинок по природному уголку саршей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_komnatnye_rasteniyadokument_microsoft_word.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по теме:    

  «Комнатные растения».

Цель: Развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные:

-вырабатывать навыки  осознанного и умственного употребления слов в соответствии с картинками.

-составление краткого описания комнатных растений, используя план схему.

 Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать навык составления предложений с предлогами «на», «между» с опорой на схему.

-совершенствовать диалогическую речь, продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем ребёнком, между детьми.

-продолжать работу по обогащению словаря: называниями комнатных растений, глаголами, прилагательными.

-Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, мышление, память.

-Упражнять в развитии зрительно-сенсорного восприятия, практического ориентирования в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самоконтроль за речью.

 Оборудование: обруч с цветами для выполнения дыхательных упражнений; бабочки; комнатные цветы; схемы с графическим изображением предлогов; опрыскиватели; разрезные цветы четырёх цветов; картинки с изображением комнатных растений, опорная схема описания.

                                                                                    Ход

 1. Организационный момент.

 На моем окошке

 Настоящий сад!

 Крупные сережки

 Фуксии висят.

 Лезет финик узкий —

 Листики свежи.

 А у пальмы русской

 Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

 Весь под волосами

 Кактуса пенек.

Прыгают синицы

 Под окном моим.

 Радуются птицы —

Ведь приятно им

 Посмотреть на это

 Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

                       Е. Благинина

 2. Объявление темы.

 

 - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах).

  А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные).

  Правильно, ребята!

  Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.

 Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома.                       Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы, другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки). Эффектно выглядят в доме драцены, кордилины, аукуба, папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно.

 

3. Игра «Подбери признак к растениям».

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.

 - Кактус (какой) – колючий;

 - Пальма (какая) – пушистая, высокая;

 - Фикус (какой) – высокий, широколистный;

- Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая. И т. д.

 

 Ребята!Что нужно растению чтобы оно росло. ( горшок ,земля,вода,свет)

 А как нужно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они не погибли?

 Дети: Их поливают, опрыскивают.

 Человек рыхлит землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой.

 А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.

  Воспитатель показывает детям растения, называет их и рассказывает, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.

 4. О растениях

 Алоэ. Родина — Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название – «дурак»). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный полив.

  Герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте. 

 Фикус — крупнолистный фикус (эластика) кустообразный, достигает высоты небольшого деревца, с очень крупными кожистыми блестящими зелеными листьями. Растет в любых условиях. В жаркой плохо проветриваемой комнате листья делаются вялыми, опускаются. Любит умеренный полив.

 Фиалка имеет укороченный стебель, несущий розетку волосистых сильноопушенных листьев. Листья широкоовальные или круглые. Цветы простые или махровые, различной окраски. Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений. Цветы — это самые совершенные творения природы. Фиалка, олицетворяющая приход весны, оживление природы, любимый цветок у многих народов. Эти нежные маленькие цветы полны изящества, неземной красоты и совершенства. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года. Совершенно не прихотлива, не требует яркого освещения, хорошей земли, крупных горшков.

 Хлорофитум. Родина — Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение, образует свисающие побеги — усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

 5. Подвижная игра «На окне в горшочках».

Цель: Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Воспитатель  приглашает детей на ковер и предлагает им сделать упражнение.

 На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)

 Поднялись цветочки ( Медленно встают).

 К солнцу потянулись ( Тянутся на носочках, руки вверх).

 Солнцу улыбнулись  (Широко в стороны).

 К солнышку листочки( Ладони повернуть вверх).

 Повернут цветочки.

 Повернут бутоны,( Руки соединить над головой).

 В солнышке утонут ( Медленно повернуть в стороны).

 6. Беседа по картинке.

Воспитатель  выставляет картинки и дает детям некоторое время на то, чтобы их рассмотреть. Затем проводит беседу.

 - Что вы видите на картинке?

 - Какое растение по величине? По цвету?

 - Какой у него запах?

 - Из каких частей состоит растение?

 - Какую пользу приносит людям?

 7. Составление рассказа используя план схему.

    Примерный рассказ

 Герань – это очень красивое растение. По размеру оно не крупное. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.

 Герань состоит из корня, стебля, листьев, цветов. Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.

 8. Ребята, предложите, куда мы поставим наш цветок. Помогут в этом вам схемы.

Дети составляют предложения с предлогами «на», «между». Я поставлю традесканцию на полку между геранью и фиалкой.

 Да! Цветы красивые! Ими можно любоваться, украшать жилище, а вот поиграть с ними нельзя. Я приготовила для игры другие цветы.

 9. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

 Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.

  Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

 Ответы детей.

 1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

 2-й - У меня две герани и пять гераней.

 3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.

 4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.

 5-й - У меня две фиалки и пять фиалок

 6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.

 Молодцы. Вы отлично выполнили задание.

 10. Работа с разрезными картинками.

Учитель – логопед: приглашает детей сесть за стол, на котором лежат конверты с целыми и разрезными предметными картинками.

 Садитесь на стульчики и достаньте из конвертов целые картинки. Вы узнали растения? Назовите их.

 Дети по очереди называют растения на картинках.

 А теперь достаньте такие же картинки, разрезанные на части. Соберите их.

 11. Итог занятия.

Ребята! Для чего же нам нужны комнатные цветы?

 Дети: - Для уюта.

 Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они убивают вредоносные бактерии. Самое полезное комнатное растение – это хлорофитум. За сутки это растение поглощает почти все вредные бактерии и токсины, накопившиеся в помещении.

.

Комнатные растения приносят радость человеку, они полезны, но и требуют от него заботливого внимания.

12. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».

Комнатные растения нужно поливать…..

Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет….

Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.

Комнатные растения нужны человеку…..

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе "Сравнение комнатных растений".

Конспект экологического занятия в старшей группе  "Сравнение комнатных растений"....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Черенкование комнатных растений".

Конспект экологического занятия в старшей группе "Черенкование комнатных растений"....

Конспект НОД по развитию речи.Тема "Описание комнатных растений "Фиалка".

                                   Конспект  НОД по развитию речи...

Конспект НОД с детьми средней группы Тема: «Комнатные растения»

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.Возраст детей: 4-5 лет.Форма деятельности: совместная де...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Как живут растения?"

Цель занятия - обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; показать зависимость всего живого от растительн...

Конспект ООД во 2 младшей группе «Сравнение комнатных растений»

Организованная деятельность дает детям представление об основных отличительных чертах комнатных растений. знакомит с основными отличительными черты комнатных растений,закрепляет строении цветка (...

Конспект НОД с детьми средней группы. Рассматривание комнатного растения (Фиалка)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы (образовательная область «Познавательное развитие»). Рассматривание комнатного растения (Фиалк...