Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Любимова Светлана Павловна

Развитие речи у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._deyat._kak_sr-vo_razv.rechi_.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Наша группа взяла тему "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР".

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность - это не только игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

На что направлена театрализованная деятельность?

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

- На развитие фантазии;

- На формирование волевых качеств;

- На развитие многих навыков и умений ( речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Цель:

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Задачи:

1. Пополнение и активизация словаря ( за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).

2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Этапы работы:

1. Ознакомление с произведением, распределение ролей ( учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.

2. Обогащение словаря, по данной и смежным темам ( дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).

3. Разучивание текста, "подгонка" роли под определенного ребенка ( замена слов с учетом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.

4. Изготовление атрибутики ( билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлекая родителей.

5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).

6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки ( сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация.


Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность:

- Разные виды театра

- Маски

- Детские рисунки

- Природный бросовый материал

- Аудиозаписи музыкального сопровождения

- Костюмы, парики, атрибуты для постановок

- Стеллаж с детской литературой

Речь ребенка и различные виды театра:

Пальчиковый театр

* Способствует развитию речи, внимания, памяти

* Формирует пространственные представления

* Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений

 * Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга

Стимулирование кончиков пальцев.движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф

*  Развивают творческие способности

 * Содействуют эстетическому воспитанию

* Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный настольный театр

* Помогает учить детей координировать движение рук и глаз

* Сопровождать движение пальцев речью

* Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи

Театр на перчатке

* Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами

* Помогает справиться с переживаниями, страхами

* перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя ( свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча. Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театр на дисках

Развивает речь, образы мышления, моторику рук.

Театр на ложках

* Развивает свободное общение со взрослыми и детьми, диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей.

* Способность передавать повадки, голоса животных.

* Развивает умение обыгрывания слов куклами.

Теневой театр

Всегда любим детьми и великолепно развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию.


Театр масок

* Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных.

* Также маски используются, как способ адаптации детей в группе, как сюрпризные моменты, для заучивания стихов.

Игра - драматизация - самый "разговорный" вид театрализованной деятельности.

* Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.

* способствует самопознанию и самовыражению личности.

* Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи, как игра-0драматизация.

Формы работы с детьми:

* Совместная деятельность с детьми в режимных моментах.

* Самостоятельная деятельность детей.

* Непосредственно образовательная деятельность.

Элементы педагогических технологий:

* Здоровьесберегающие технологии

* Личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей.

* Индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях.

* Игровые технологии.

* интегрированное обучение.

* Взаимодействие с семьей.

Творческие методы и приемы:

* Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения)

* Моделирование.

* Ситуация "проживания".

* Ассоциации

* Коммуникативные ( диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание).

* Просмотр видеофильмов

* Слушание аудиозаписи

* Проектирование

* Коллаж из сказок

В нашей группе мы использовали интерактивные технологии: "Карусель", "Работа в парах", "Цепочка", "Хоровод", "Броуновское движение".

"Цепочка»

Д/и «Расположи последовательно героев сказки «Теремок».

Дети учатся взаимодействовать друг с другом , последовательно располагают героев сказки «Теремок» по порядку.

"Работа в парах»

Д/и «Собери слово»

Работая в паре, детям необходимо составить слово,  по мере возрастания цифр, в котором заключено название сказки.

"Хоровод»

Д/и «Назови любую сказку», «Назови своего любимого героя сказки».

Ведущий передает мяч по кругу, а дети по очереди называют сказку или своего любимого героя.

"Карусель»

Д/и «Назови героя сказки по описанию».

Перед детьми разложены куклы Би-ба-бо из сказок «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»,  «Колобок», «Волк и семеро козлят». Ребёнок стоящий во внутреннем круге описывает героя сказки, а ребенок стоящий во внешнем круге должен назвать этого  героя и из какой он сказки.

"Броуновское движение"

Участники свободно перемещаются по группе, с целью сбора информации по предложенной теме, вступают в контакт между собой, находят героев сказки «Теремок» и «Заюшкина избушка», называют героя и, посовещавшись, объединяются в группу своей сказки.Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда.

Ключевая цель – максимальное внутригрупповое взаимодействие, снятие напряжения.Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

          Задачи:

1. Развитие речи детей и коррекция ее нарушений.

2. Обеспечение понимания детьми способов коррекции речи.

3. Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.

4. Развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда - Научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на :

 - Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

- Четкой дикцией

- Умение владеть правильной артикуляцией

- Разнообразной интонацией

- Логикой

- Игры со словом, развивающие связную речь

- Творческую фантазию

- Умение сочинять небольшие рассказы и сказки

- Подбирать простейшие рифмы

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

* Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

* Самостоятельность  (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

* Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

* Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

* Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев - через  оценку своих поступков - динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

* Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме.с использованием логосказок, также способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка.


Результаты работы:

*Благодаря проделанной работе дети стали сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

*  Дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх-драматизациях.

*  Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития  детей, мы используем материал словесного творчества народа.

*   Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок научился многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Вывод:

*Обогатился активный словарь детей

* Улучшилась монологическая и диалогическая форма речи

* Повысилась интонационная и звуковая культура речи

* Повысился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

* Проявляет творческие способности в театрализованной деятельности.

Используемая литература:

Н.В. Нищева "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста".

А. Касьянова, М. Рогожникова "Инновации в логопедическую практику".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР"

Театрализованная деятельность это прекрасное средство для развития речи и обогащения словаря детей с ОНР....

Театрализованная деятельность - как средство развития речи детей раннего возраста

Дети-прирожденные артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрально-игровой деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с ОНР»

Презентация "Театрализованная деятельность как средство развития детей с ОНР"...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...