Упражнения для совершенствования техники чтения
картотека по развитию речи на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

В статье представлены упражнения, которые помогут педагогам начальной школы в работе по формированию и совершенствованию навыка беглого безошибочного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_sovershenstvovaniya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

            Упражнения для совершенствования

Чтение - сложный психофизический процесс. Для его формирования и совершенствования требуется длительная кропотливая работа, строящаяся с учетом возрастных особенностей организма младшего школьника, состояния его внимания, работоспособности, преобладающей мотивации поведения.

Исследования последних лет показывают, что у большого количества учащихся имеются проблемы соматического, нервно- психического здоровья, затрудненность формирования устойчивого учебного мотива (преобладающими являются мотивы успеха и игровой). В сложившейся ситуации задача формирования навыка беглого безошибочного чтения, с высоким уровнем понимания прочитанного, еще более затрудняется. Так, по результатам исследования техники чтения, у российских школьников низкие показатели понятийного уровня чтения.

Все выше сказанное требует при формировании навыков чтения, удовлетворяющих требованиям современного общества, при необходимости вовремя корректировать недостатки чтения, а также активизировать деятельность ребенка через использование разнообразных приемов, приспособлений, специальных упражнений. Ниже будут приведены некоторые из них.

техники чтения.


  1. «Фотоглаз».

Цель:        развитие зрительного восприятия целого слова,

формирование устойчивости внимания, оперативной памяти. Прием используется с периода обучения грамоте, постепенно усложняется;

-за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложений, записанных на доске, листке, т.д.;

-за фиксированный период времени ученик должен «сфотографировать» столбик слов, ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово;

  1. «Молния».

Цель: повышение верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения.

Содержание упражнения. Чередование чтения про себя в комфортном для каждого ребенка режиме скорости с чтением вслух на максимально доступной каждому скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!».

Период чтения в максимально ускоренном режиме увеличивается постепенно от 20 сек. до 2 мин.

  1. «Губы».

Цель: предупреждение активного внешнего проговаривания при чтении, разграничение чтения вслух и про себя Содержание упражнения. По команде «Читай про себя» дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам и начинают читать.

  1. «Буксир».

Цель: развитие скорости чтения, тренировка в умении изменять скорость чтения в зависимости от содержания текста.

Содержание упражнения. Взрослый читает текст, варьируя скорость чтения в пределах возможной скорости чтения детьми. Дети читают тот же про себя, стараясь успеть за взрослым. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком- либо слове. Ребенка просят показать, повторить данное слово.


5» «Инструкция».

Цель: развитие интереса к чтению, тренировка в работе по алгоритму.

Содержание упражнения. Детям предлагается задание, последовательность выполнения (алгоритм) которого записана на доске, листке, т.п. Дети выполняют задание молча.

Например:

1.Прочитать загадку.

Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

2.Подойди к взрослому, скажи отгадку на ухо.

  1. «Сравни».

Цель: активизация деятельности детей по увеличению скорости

чтения.

Содержание упражнения. У каждого ребенка имеется тетрадь учета скорости чтения с графами «Дата», «Знакомый текст», «Незнакомый текст». В ней 1 -2 раза в неделю ребенок отмечает скорость чтения, сравнивает с результатами предыдущей недели. Примечание. Приведенные упражнения на развитие скорости чтения с осторожностью применять в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

  1. «Кто быстрее».

Цель: расширение фиксационного поля.

Содержание упражнения. На ковре, паласе рассыпан печатный материал (статьи, вырезки из газет, журналов, т.д.), содержащий одно и тоже предложение. Количество вырезок в три-пять раз больше, чем детей. Взрослый сообщает задачу: найти заданное предложение в предлагаемых текстах. По команде «Начали» каждый ученик берет статью, «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Находит, предъявляет взрослому. Вопросы по содержанию текста не ставятся.

  1. «Считаем слова».

Цель: тренировать в чтении глазами через максимальную загруженность слухового аппарата ребенка посторонней работой. Содержание упражнения. Детям предлагается на максимально возможной скорости считать слова и одновременно искать ответы на предварительно поставленные вопросы. В первом классе вопросов должно быть не более двух-трёх, во втором – не более трёх-четырёх, в третьем – не более четырёх-пяти.


  1. «Считаем строки»

Цель: расширение зоны восприятия при чтении.

Содержание упражнения. Детям предлагается считать строчки текста путём одномоментной фиксации на каждой по удару манометра (частота 50-60 ударов в минуту). Запрещены движения глаз вдоль строки слева-направо.

  1. «Спринт»

Цель: тренировка в скорочтении.

Содержание упражнения. Найти ответы на вопросы при чтении про себя на максимальной скорости. Губы и зубы в процессе чтения плотно сжаты.

  1. «Кенгуру»

Цель: расширение зоны восприятия.

Содержание упражнения. Даётся задание: ответить на вопросы после чтения на счет. На начальном этапе на счёт 1, 2, 3, фиксируем взгляд на начале, конце, середине строки. Затем на счёт 1, 2, фиксируем взгляд только на начале и конце строки.

                                      12.   «Динамическое окошко»

Цель использования приспособления: предупреждение угадывающего чтения и  дизлексических ошибок.

Вырезается из плотной бумаги. Размер «окошка» в 3-4 буквы того шрифта, с которым работаем (шрифт крупнее, чем обычно на уроке).

Порядок работы.

  1. Предварительно пробежать текст глазами и понять содержание.
  2. Разместить «окошко» на текст. Виден только первый слог, далее передвигать его по тексту в темпе деятельности ребёнка.

Примечание. Задание усложняется через увеличения темпа и увеличения размеров «окошка».

  1.     «Динамическая строка»

Цель использования приспособления: предупреждение

угадывающего чтения и дизлексических ошибок.

Из плотной бумаги вырезается фигура размером в страницу текста

Порядок работы.

  1. «Строку» наложить на строку текста.
  1. 2. Строку текста открывать постепенно, в темпе деятельности ребенка
  2. . Ограничение текста идет справа.

  1.     «Гребенка».

Цель использования приспособления: предупреждение

угадывающего чтения и дизлексических ошибок.

Из плотной бумаги вырезается форма гребенки (прямые, волнистые). Расстояние между зубцами в 6-7 букв (размер среднего слова используемого шрифта).

Гребенки видоизменяются следующим образом: чем шире зубец, тем больше пространство между ними.

Порядок работы.

1. Предварительно текст «пробежать» глазами. Лучше использовать знакомые сказки.

  1. Гребенку наложить на страницу текста.
  2. Поставить задачу: «Восстановить текст».
  3. Помощь: усиление внимания, посмотри, что «до», что «после».
  4. Проверка: чтение без «греб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей....

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики...

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения....

Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению возникновения предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с нарушением речи...

Совершенствование техники чтения

Упражнения для совершенствания техники чтения момогут ребенку в чтении....