Отчет по самообразованию "Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей"
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Шеповалова Ольга Александровна

 Отчет по самообразованию "Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей". Средняя группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию. Тема:                                                      « Роль театрально - игровой деятельности в развитии речи детей».

1 часть (4-5 лет средняя группа)

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…».                                                                                          

                                                                                           Б. М. Теплов

Актуальность. 

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности в детском саду и дома.

Задачи:

1. Пробудить интерес детей и родителей к театру.

2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение) .

3. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

4. Развитие речевой активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• анализ программно-методических материалов;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Работу по театрализованной деятельности я начала со средней группы.

В возрасте 4 – 5 лет ребёнок постепенно переходит:                                                                                                                                     - от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;                                                                                         - от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;                                            

- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);                                                                                                                                           -от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Мы учились  разыгрывать песенки «Петушок, петушок»  колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка».

 Разыгрываем знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

 Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок».  Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В средней группе большое внимание уделяю выразительности речи. Закрепляется умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки  Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик - дождик» , сказки В.Сутеева «Яблоко», «Кто сказал мяу?» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр би-ба-бо;
  • настольный театр;
  • плоскостной театр;
  • платковый театр.
  • театр ряженых;
  • театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.

В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

 Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества ( художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Работа по  театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр  на ложках, который, я думаю, детям тоже будет интересен.  В изготовление нового вида театра буду привлекать родителей, с которыми уже  беседовала на эту тему и они обещали помочь. Также нам необходимо сделать театральную ширму.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения.  Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что то  взять для себя в изготовлении нового вида театра

В следующем учебном году планирую провести конкурс «Домашний театр» среди родителей.

Список  литературы:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию за 2012 – 2013г.г.Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»...

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности....

Отчет по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 3 - 4 лет»

Развитие связной речи являетсяцентральной задачей речевоговоспитания детей. Именно в связнойречи реализуется основная,коммуникативная, функция языка и речи.(Л. С. Выгодский.)Работа по самообразованиюО...

Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей.

Презентация. Отчет по самообразованию "Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей". Средняя группа....

Отчет по самообразованию "Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей"

Отчет по самообразованию "Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей". Средняя группа....