Дидактическая игра как метод формирования словаря детей
методическая разработка по развитию речи на тему

Майорова Любовь Васильевна

Дидактическая игра как метод формирования словаря детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как метод формирования словаря детей» 

     Развитие словаря у детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуально.

      Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению, освоению языка. Наш язык – это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

      Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, усвоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

      Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

      Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошей развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

      Проводя словарную работу, воспитатель влияет на общую культуру речи ребенка, сообщает ему круг общепринятых литературных слов и выражений, преподносит их в правильной звуковой и грамматической форме, устраняя у детей случай диалектной лексики, заменяя внелитературную физиологию литературными формами. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Идет планомерное обогащение активного словаря детей незнакомыми или трудными для них словами. Дошкольному возрасту свойственны самые высокие темпы накопления словаря.

      Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, направленного воспитания детей. Чем раньше будет обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

      Проблемой развития детского словаря занимались многие представители отечественной педагогике и психологии.

      Большое место в развитии речи и обучении родному языку детей дошкольного возраста заняли в практической и теоретической деятельности работы Е.И. Конради, А.С. Симонович, М.Х. Свентицкой, Е.И. Тихеева. Всех этих ученых объединило стремление создать системы дошкольного воспитания, учитывающие национальные особенности России.

      Основное место в педагогической деятельности Е.И. Тихеевой заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста. Много внимания уделяется обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы со словарем. Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Е.И. Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации и правилах проведения экскурсий и осмотров нашли широкое применение на практике.

      Широко распространенным методом словарной работы является дидактическая игра. Значение игры для развития речи детей подчеркивали многие выдающиеся педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин. Важность игры подчеркивал и А.В. Запорожец.

      Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно, развитию речи детей: наполняется и активизируется словарь; формируется правильное звукопроизношение; развивается связная речь; умение правильно выражать свои мысли.

      Задачи многих дидактических игр состоят в том, чтобы через игру научиться детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. В дидактических играх и мышление, и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. С помощью логической постановки вопросов ребенок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре.

      Вспоминая, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светиться в них, когда я говорю: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не надо быть тонким психологом, чтобы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Поэтому темой работы я выбрала «Дидактическая игра как метод формирования словаря детей».

Задачи:

  1. содержание работы по формированию словаря детей в младшем возрасте.
  2. Подбор дидактических игр для формирования словаря детей.
  3. Изучение теоретических основ и опыта работы по данной проблеме.

Методы и приемы словарной работы.

      Словарная работа в группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, психического развития в целом, а так же текущих воспитательных задач.

      В процессе формирования словаря воспитатель развивает психические процессы детей и их умственные способности: ощущение, память, мышление, наблюдательность. Вместе с развитием речи в общем педагогическом процессе формируются чувства и поведение детей, культурно - гигиенические навыки, нравственные представления и поступки, эстетические чувства. Все эти задачи всестороннего развития дошкольников мы имеем ввиду, проводя в детском саду словарную работу. Активно руководя такими процессами, как умывание, одевание, прием детьми пищи, воспитатель находит различные поводы для сообщения новых слов и закрепления имеющихся у детей.

      Следующее эффективное средство в словарной работе – игра. Если воспитатель умело руководит речевыми играми, он всегда находит возможность повлиять на словарь детей, на их разговорную речь. Благодаря обучению, дети постепенно от простого к сложному, осваивают программу словарной работы. Занятия, на которых проводится обучение – эффективный путь развития словаря у детей. Здесь создаются специальные гигиенические условия, у детей сосредоточенно внимание, воспитатель активными приемами воздействует на словарь детей.

Что такое «Метод обучения и прием обучения».

Метод обучения – способ передачи воспитателем (и усвоение детьми) знаний, умений, навыков и формирование качеств личности детей.

Приемы обучения – составные части, детали методов обучения. Одни и те же приемы применяются в разных методах. Поэтому в одном и том же методе используются одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным. Название трудного слова – активный прием обогащения словаря детей. Воспитатель должен так произнести намеченное слово, чтобы оно выделилось, чтобы дети обратили внимание, восприняли его без искажений. Это достигается дикцией, артикуляцией, чтобы дети усвоили звуковой состав слова. Воспитатель произносит это слово несколько медленнее остальных, но орфографически правильно. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, четко выделяет в их подсознании нужное слово.

      Наблюдение – один из важнейших методов обогащения словаря.

      Одним из средств обогащения словарного запаса детей, наряду с речью окружающих взрослых, является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Внимание детей к нужному слову можно привлечь замедлением текста, сменой силы голоса, паузой перед словом, а так же прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово».

      Для закрепления и активизации словаря детей используется такие методы: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений. Игрушки представляют многообразные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни.

      Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Среди дидактических упражнений выделяются лексические и словарные упражнения. Оба вида упражнений тесно связанны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить. Они содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного набора слов.

      Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка, определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Дидактическая игра как метод формирования словаря детей.

      Для успешного формирования словаря и его активизации уже в младшем дошкольном возрасте возможно проведение лексической работы, предметом которой является языковая действительность, т. е. специальная работа над словом. Основанием для такого предположения был данные об оптимальных возрастных возможностях детей в овладении ими языка, установленные лингвистами, психологами (А. Н Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.). эти возможности заложены в интерес дошкольников к слову, и морфологической структуре, в проявлении активности в словообразовании и словоизменении, в способности детей к самостоятельному анализу слов и целых фраз.

      Были разработаны ряд простых элементарных дидактических игр. Эту работу над словом проводи на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни детей. На первом этапе была проведена игра «Посылка для кукол». Программной задачей которой является: вводить в словарь слова детей, обозначающие постельные принадлежности (простыня, матрас, подушка, наволочка, одеяло, пододеяльник), их признаки и качества ( большой – маленький, чистый – грязный, мягкий – жесткий, широкий – узкий, белый – цветной), а также действия с ними (надевать, стелить, застилать, положить, класть, гладить). Доставали поочередно предметы из посылки, предлагали детям назвать их, отвечая на вопросы «Что это?», «Какие?», «Для чего?». Если дети затруднялись отвечать, называли сами, а дети повторяли. Игра вызвала у детей большой интерес. Дальнейшие наблюдения показали, что дети называют предметы правильно, играя с куклами и укладывая их спать. Следующим этапом работы стало закрепление названий предметов, их качеств и действий с ними и уточнения знаний детей.

      Были проведены дидактические игры «Посмотри и назови» и «Найди пару». Игры проводились с подгруппами детей. Детям предлагались картинки с изображением одежды и постельных принадлежностей. При рассматривании ребятами картинок, уточняли: «Что это? Какие? Что можно делать?». Поставленные вопросы, у большинства детей, не вызывали трудностей. Малыши охотно общались с нами, в основном отвечали правильно. Последним этапом работы было проведение дидактических игр на активизацию словаря детей. Одной из таких игр является: «Поможем мишке купить постельные принадлежности». Цель этой игры: выявить умение детей правильно называть предметы, точно использовать в речи слова – название постельных принадлежностей. Подводя итог проведенной игры, выявили количество ошибок – ни одной, затруднения были у двух детей.

      Проведенная работа доказывает возможность и необходимость специальной работы над словом уже в младшем дошкольном возрасте. Эта специальная лексическая работа должна проходить на хорошо известных, эмоционально близких словах. Для нее можно рекомендовать дидактические игры в начале с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы), а затем чисто словесные. Такие игры просты и доступны детям. Они требуют повторения, закрепления. Не следует перегружать детей количеством игр и числом поставленных в них дидактических задач. Дидактические игры проводятся как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

      Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего.

                 Заключение.

На основе проведенной работы можно сделать выводы, что игра занимает особое место в жизни ребенка. В процессе игр ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, но такой вид игровой деятельности, как дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

      В процессе проведения дидактических игр на занятиях и в повседневной жизни были активизированы все сенсорные сферы, такие как мышление, память, воображение и т.д. И все это помогает активизировать словарь ребенка, а также активный и пассивный запас слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Дидактическая игра как метод формирования и развития словаря детей

Лото-многофункциональная дидактическая  игра. Именно в дидактической игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.Такое многоплановое, сложное...

Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.

В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей младшего дошкольного возраста

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и...

Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Дипломная работа на тему "Дидактические игры как метод развития словаря детей старшего дошкольного возраста". Содержит теоретическую и практическую части....

Дидактические игры, как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста

   Дидактические игры – эффективный метод активизации словаря детей.Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространств...