Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса при формировании звуковой культуры речи дошкольников.
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Капранова Татьяна Юрьевна

Выступление на районном методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

«Взаимодействие участников воспитательно-образовательного  процесса при формировании звуковой культуры речи дошкольников».

                                                      ПОДГОТОВИЛА И ВЫСТУПИЛА:

                                                                                                                  ВОСПИТАТЕЛЬ  КАПРАНОВА Т. Ю

Г. ВОСКРЕСЕНСК  2017

   Речь — одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве, которое позволяет познавать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Поэтому формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач развития, воспитания и обучения в детском саду. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. По статистике 70–90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием. В связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед всеми участниками педагогического процесса стоит общая задача, которая сводится к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии. Коррекционную поддержку оказывают все участники педагогического процесса: воспитатели, музыкальные руководители и физкультурные работники. 

     Музыкальный руководитель уделяет большое  внимание развитию фонематического слуха и правильного произношения в процессе разучивания песен, музыкально-дидактических игр. Во время упражнений, распеваний предлагает пропеть тот или иной звук с разной интонацией, силой, на разной высоте, пропеть чистоговорку. Отдельно проговариваются и пропеваются труднопроизносимые слова в песнях. Правильное звукопроизношение можно закреплять в театрализованных этюдах.

   Инструктор по физической культуре в процессе взаимодействия с воспитанниками вырабатывает у них контроль за дыханием-спокойным или ускоренным, сопровождает все свои действия речью, проводит логоритмические упражнения.

   Я в своей работе использую данные изучения речи детей, хода коррекционной работы, определяю стратегию индивидуального сопровождения ребенка. Свое воплощение она получает при календарном планировании педагогического процесса и отражается в его структуре. Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

  • в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
  •  в совместной деятельности взрослого с детьми;
  • в свободной самостоятельной деятельности детей.

   Во время занятий я стремлюсь к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.

   Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и

фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизно-шения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений). Я так варьирую методическую инстру-ментовку занятий, чтобы они наиболее полно соответствовали индиви-дуальным коррекционно-речевым программам детей.

Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Я, напротив, поддерживаю и всячески поощряю речевую активность своих ребят, направляя ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач.

  Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает свободная  деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь организую  индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия педагога с воспитанниками:

  • специальные дидактические и развивающие игры
  • занимательные упражнения
  • беседы
  • совместные практические действия
  • наблюдения
  • экскурсии
  • методически продуманные поручения и трудовые задания и др.

   При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности.

   Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и, по его настоянию, всеми близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника.

   Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в нее членов семьи. Родители оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий коррекционной направленности делает работу воспитателя наиболее эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда c презентацией. Общение и сотрудничество - средства оптимизации формирования звуковой культуры речи дошкольников.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка ,служит показателем его общего развития.Раннее выявление детей с нарушением звукопроизно...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Формирование звуковой культуры речи дошкольников с использованием наглядных средств

В статье изложена система работы по использованию наглядных средств при формировании ЗКР у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника".

Дидактическая игра в формировании звуковой культуры речи дошкольника....

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Педсовет Тема: «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...

Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»

Мастер-класс «Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых»...