Развитие мелкой моторики пальцев рук и речи
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Для педагогов дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_s_pugovitsami.docx892.69 КБ

Предварительный просмотр:

       Управление образование администрации

муниципального образования городского округа «Усинск»

«Усинск» кар кытштын  муниципальнöй юкöнлöн администрацияса

йöзöс велöдöмöи веськöдланiн

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

(МБДОУ «ДСОВ № 20»  г. Усинска)

«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск

 карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение

ЧС 20 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)

Методическая разработка

Игры с пуговицами

Использование нетрадиционных приемов в непосредственной образовательной деятельности логопедической направленности.

Составитель  учитель-логопед

Н.В.Домаркова

г.Усинск

2013 г.

 Хорошо развитая речь является не только одним из условий успешного обучения ребенка в школе, но и важным компонентом коммуникативных способностей  человека, которые позволят вывести наших воспитанников в современный мир более грамотными, открытыми к общению и познанию мира. В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития , я стараюсь так разнообразить виды  непосредственной образовательной деятельности и дидактического материала, чтобы у воспитанников не угасал интерес к нашей совместной деятельности а следовательно и улучшался ее результат. Почему меня привлекли именно пуговицы? Во-первых – они имеют разную поверхность (гладкие, шершавые, с различными углублениями, бороздками и т.д.) Это развивает тактильные ощущения ребенка. Разная величина пуговиц развивает зрительное восприятие, ориентацию в пространстве. Выкладывая картинки из пуговиц,  воспитанники подбирают их ,  в зависимости от величины  деталей  данного  предмета   (туловище жука из более крупных пуговиц, лапки из более мелких). Сам захват пуговицы пальцами иногда является для детей сложным для выполнения действием. Нужно иметь определенную ловкость, точность движений, чтобы взять пуговицу, не уронив ее. В игровой деятельности с пуговицами  я использую следующие приемы :

  • нанизывание пуговиц на мягкую проволоку
  • раскладывание на различных видах поверхности  (бархатная бумага, фольга, меховой коврик, гладкая поверхность стола, наждачная бумага)
  • катание крупных пуговиц из одной руки в другую
  • собирание рассыпанных по ковру крупных пуговиц
  • вращение пуговицы, нанизанной на нитку
  • вращение крупной пуговицы на ножке как «волчка».
  • выкладывание картинок из пуговиц

        Когда воспитанники показывают хороший уровень овладения этими приемами, я обязательно добавляю речевой компонент, тем самым усложняя и разнообразя нашу совместную деятельность и активизируя речевую деятельность детей. Играя, воспитанники могут получить следующие инструкции:

- «нанижи на проволоку столько пуговиц, сколько звуков в слове КОТ»

- «выложи перед собой столько пуговиц, сколько слогов в слове КАША»

- «кладя каждую пуговицу в коробку, придумай слово со звуком «Р» .

        Игры с пуговицами использую непосредственно в своей логопедической  деятельности. Их регулярное применение дает хороший результат: развивается ловкость пальцев, дети лучше штрихуют , более быстро  учатся правильно держать карандаш, более быстро и успешно происходит коррекция звукопроизношения и автоматизация звуков в речи.  Данные игры  могут  использоваться воспитателями в индивидуальной работе с детьми, педагогами, работающими с детьми в учреждениях коррекционного и компенсирующего вида, а также родителями в домашних условиях. При подборе речевого материала необходимо обязательно учитывать возраст ребенка и его индивидуальные особенности и возможности. Ниже я предлагаю вам одну из разработанных мною игр.

         

Игра с пуговицами для воспитанников старшей и подготовительной групп  «Веселые загадки»

       Цель игры: Автоматизация поставленных звуков, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и мелкой моторики руки.

       Описание игры: Ребенку загадывается загадка. Отгадка изображена на карточке. После того, как ребенок отгадал загадку, четко и правильно произнес  в отгадываемом слове начальный звук, ему предъявляется отгадка.  Необходимо выложить изображение предмета из пуговиц. Можно выкладывать непосредственно по контуру изображения, либо рядом, используя картинку как образец. При этом ребенок должен учитывать величину пуговиц. На обратной стороне карточки изображена буква, обозначающая  звук, с которого начинается отгадка. Детям подготовительной группы можно выложить из пуговиц данную букву. Также можно придумать предложение с данным словом.

         

ЗАГАДКИ

  1. Землю копала и очень устала (лопата)

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0497.jpg

  1. Ночью светит всем она, это желтая…(луна)

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0499.jpg

  1. В речке плавает она, достает порой до дна (рыба)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0504.jpg

  1. Расцвела в саду красавица, в руки не возьмешь – кусается (роза)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0501.jpg

  1. Ярко в небе всем сияет, нашу землю согревает (солнце)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0506.jpg

  1. Весело с горы летят, всех ребят катать хотят (санки)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0509.jpg

  1. Сидит она на голове, закрыла ушки детворе (шапка)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0511.jpg

  1. У нашего мальчишки короткие штанишки (шорты)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0513.jpg

  1. Он по веточке бежит и жужжит, жужжит, жужжит (жук)

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0515.jpg

  1. В жарких странах он живет,

Виден он везде.

Уж очень шея длинная,

Не скроешься нигде (жираф)

 

C:\Users\Пользователь\Desktop\DSC_0517.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самомассаж по активизации речи, развитию мелкой моторики пальцев рук и повышению иммунитета с использованием грецкого ореха.

Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтерова, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не тольк...

«Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи»

Доклад на районной конференции педагогических работников общеобразовательных учреждений...

Консультация для родителей Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.

Консультация для родителейЗначение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи.Нормальное развитие речи ребенка связано с развитием движений пальцев рук т.к. моторная речевая зона в головн...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...