Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Васильева Светлана Арсентьевна

К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Дома ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_doklad.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Развитие речи детей младшего дошкольного  возраста через театрализованную деятельность

Актуальность темы.

        К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Дома ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Особенности  речевого  развития  детей  младшего  возраста:  

-односложная, состоящая из простых предложений;

-бедный словарный запас

-речь отличается непоследовательностью

-содержит низкий уровень информативности.

        Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок смог бы проявить свои эмоции, чувства, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказывать театрализованная деятельность в детском саду.

 

Театрализованная деятельность помогает решать следующие задачи:

  1. Пополнение и активизация словаря детей

  1. Совершенствование отчетливого произношения слов и словосочетаний

  1. Формирование диалогической эмоционально насыщенной речи

  1. Развитие речи, фантазии и воображения

  1. Воспитание чувств и эмоций

Для  того  чтобы  добиться  определенных  успехов  в  работе  нужно  четко  представить  этапы  работы:  

Первый  этап:

 Обратились  к разным видам русского фольклора: стихи, потешки, песенки, прибаутки, игровые и театрализованные приемы. Их звучность, напевность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.

Для более успешной работы в своей группе составили картотеки произведений устного народного творчества: "Потешки", "Пестушки", "Чистоговорки, скороговорки", "Загадки, пословицы, поговорки".

Малые формы фольклора, представленные в картотеках используются   при формировании навыков самообслуживания и гигиены в разных режимных моментах: при одевании, раздевании, укладывании на сон, на прогулке, на занятиях. Разыгрываем песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной пальчиковый театр. Обыгрывая игрушки показываем и называем разнообразные действия с ними. Речь взрослого при этом должна быть интонационно выразительной одни и  те же слова при повторах говорим меняя интонацию        (удивленно, испуганно, восторженно) силу голоса и темп произношения.

Маша идет по дорожке Топ-топ-топ, волк Топ-топ-топ и лиса Топ-топ-топ. Учим детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках-ша-ша-ша - мама моет малыша, са-са-са-к нам летит оса с разной силой голоса- тихо, громче, громко.

Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослыми и другими детьми. Для таких детей у нас в группе имеется яркий персонаж- Петушок. Он у нас пляшет, поет, разговаривает, читает веселыепотешки, вместе с детьми важно вышагивает. Видя все это, у ребенка на лице появляется улыбка, он переключает внимание на все эти действия, забывает о плохом настроении, включается в общение  с Петушком, а затем и с детьми и взрослыми. Глядя на Петушка попутно повторяем названия цветов и названия частей тела Петушка.

Второй  этап:  

 На  этом  этапе  мы  начали  знакомить  детей  с  разными  видами  театров.

 Для работы по театрализованой деятельности в группе создали уголок театрализации. В нем представлены: ширма для театра, набор кукол, костюмы, маски. Так же представлены следующие виды театров:

-настольный театр мягкой игрушки

-настольный вязаный театр

-театр ложек

-пальчиковый театр

-театр конусный

-тарелочный театр

-театр плоскостной

-элементы костюмов для сюжетно-ролевой игры

-варежковый театр

-театр Би-ба-бо.

Любимые детьми сказки "Теремок", "Колобок", "Три медведя", "Волк и семеро козлят"  показываем в разных вариантах театра: настольный, плоскостной и объемный, пальчиковый, Би-ба-бо. После неоднократного показа  дети сами начинают  участвовать в показе сказок, изображают сказочных  персонажей, передвигают фигурки, управляют куклами, вступают в диалог между персонажами.

Особое место в играх драмматизациях отводим небольшим этюдам, в которых с показываем образы героев. Например, Лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно неспеша.Более активные дети сразу включаются в эти игры.  Надев на себя костюмы, маски  изображают персонажей, передавая характерные движения, мимику, интонацию.

 Язык народных сказок очень понятен детям  т. к. приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается. В процессе работы над выразительностью слов персонажей незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонация.

Нас очень активно поддерживают родители. Они проявили заинтересованность и изготовили для нас маски, костюмы, слепили из теста, связали сказочных персонажей. В беседах с родителями рекомендуем посещать разные театральные мероприятия, которые способствуют расширению кругозора ребенка, обогащают внутренний мир.

 Работу по театрализованной деятельности будем продолжать дальше. Планируем пополнить театральный уголок новыми куклами, персонажами. Ко всему этому будем привлекать родителей.

Основная трудность в работе с детьми по театрализованной деятельности

-это плохоразвитая речь  детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки,а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Таким образом, работа по театрализованной деятельности способствует не только пополнению знаний,умений, а является средством формирования речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведенияв различных ситуациях. Речь ребенка становится более выразительной,грамотной, обогащается новыми словами.

Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, неторопливой. Должна быть красочнойи выражать мысли ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном материале говорится о формировании диалоговой, эмоциональной, насыщенной речи детей, что они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, развитие речи детей ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего тдошкольного твозраста через театрализованную деятельность...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.  Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим у детей развитие...