Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
опыты и эксперименты по развитию речи (младшая группа)

Пунтусова Татьяна Васильевна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы.22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида «Октябрьский детский сад № 7»

Опыт работы:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста  через театрализованную деятельность».

Выполнила: Пунтусова Т.В.

с. Октябрьское, 2019 г.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов малыша. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

 Именно дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Почему именно театрализованная деятельность? Я считаю, что театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.  Мысль, высказанная немецким психологом Карлом Гроссом,  до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды сказал, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству.   Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, и заинтересовать детей театром не сложно.

Наблюдая за детьми в ходе работы, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Именно поэтому, в работе для повышения уровня развития речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность.

Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, в любое свободное время в течение дня, органично включена в различные другие занятия. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком не носило формальный характер.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

В начале работы мною были поставлены такие задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую , монологическую, интонационно- выразительную речь  и её грамматический строй.
  2. Обогащать  и   активизировать  словарь детей,.
  3. Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.

Ожидаемый результат.

  1. Обогащение активного словаря.
  2. Рассказывание знакомых сказок с помощью фигурок настольного              театра.
  3. Участие малоактивных детей в процессе театрализованных игр.

Работу начала  с создания  условий театрально - игровой среды в группе. С помощью родителей  обновила и полнила театральный уголок:

подобрала:  музыкальные кассеты, диски, персонажи театров разных видов,

речевые, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям, элементов костюмов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.

Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии,  поэтому в работу включила дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей  проводятся на улице  во  время  прогулки. Для более успешного решения поставленных задач к занятиям привлекаются учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

В начале я обратилась к истокам нашей речи – русскому фольклору, разнообразные формы которого помогает значительно увеличить запас слов ., Ведь всё также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи,  потешки,  песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

В соответствии с разделами программы я составила перспективный план занятий по «Театрализованной деятельности», картотеки «произведений устного народного творчества по режимным моментам», «речевых игр» и «пальчиковых игр». Ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. В дальнейшем  они используют в играх, стараясь копировать, интонацию, обращения, жесты, мимику. Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. В нашей группе таких три ребёнка. В начале нашего знакомства с ними было сложно общаться: малыши были часто упрямы, раздражительны, плакали и их иногда было трудно успокоить. Играм с детьми они предпочитали уединение. Успокоить их помогали яркие персонаж из кукольного театра, веселая потешка или песенка. Переключив на них внимание, ребята забывали о плохом настроении, включались в общение с кукольным персонажем, а затем и с детьми.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры». Игры эти очень, увлекательны, улучшают двигательную координацию, помогают преодолевать скованность, повышают общий уровень мышления ребенка. Эту работу я начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика:         вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики. Этот массаж очень эффективен. Воздействуя на аккупунктурные точки рук, мы тонизируем, настраиваем весь организм ребёнка  на активную работу, бодрость. В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению.

Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогает  в моей работе, где мы идём  от простого к сложному.

Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующим от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.

На собраниях я знакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показала приемы массажа, пальчиковые игры. Провела консультацию « Что за чудо эти сказки». Родители проявили заинтересованность и предложили помощь в  пополнении атрибутами для игр театрализованного уголка.

Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно я переходила к театральной деятельности с детьми. Раскрывала содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей.

Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» я показывала в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый, би-ба-бо. После неоднократного показа, бесед я предложила детям совместный показ сказок, на что они откликнулись с большим интересом и желанием. Учились передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.

Особое место в играх-драматизациях я отводила небольшим этюдам, в которых сама показывала героев, например, лисы: хитрая, красивая,
говорит ласково, ходит плавно, не спеша. Такая предварительная работа позволила детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.

Более активные дети сразу включились в эти игры. Переодевшись в костюм сказочного персонажа, изображали его перед зеркалом и детьми группы, передавая характерные движения, интонацию, мимику. Постепенно остальные ребята втянулись и полюбили играть в таких минипостановках. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко.

Язык народных сказок очень доступен и понятен детям, так как приближен к бытовой речи, поэтому легко усваивается и запоминается.

Анализ результатов проделанной  работы показал:

  1. В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний, обогатился и  активизировался словарь детей.  
  2. Улучшалась диалогическая звуковая культура речи, ее интонационный - выразительный и грамматический строй.
  3. У детей появился устойчивый интерес к театрализованной , игровой, и другим видам творческой деятельности .

Регулярность проведения таких занятий, их систематичность позволили добиться высоких показателей.

Результаты диагностики развития речи в конце года значительно улучшились:

- 10 детей с высоким уровнем развития, ( 50%)

- 7 со средним уровнем  (35%).

 У 3-х детей (15%) остался низкий уровень, хотя и произошли положительные изменения.

Таким образом: проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться со взрослыми, друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Теперь можно ставить более сложные задачи и реализовывать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Консультация для воспитателей  «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

К сожалению, в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения способности правильно говорить. Вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс ...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

В данном материале говорится о формировании диалоговой, эмоциональной, насыщенной речи детей, что они лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, развитие речи детей ...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей младшего тдошкольного твозраста через театрализованную деятельность...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.  Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим у детей развитие...