Главные вкладки

    Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы. «В гости к бабушке-хозяйке»
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

    Мамиева Залина Арсеновна

    Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы.

    «В гости к бабушке-хозяйке»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_poteshkam.docx18.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно – образовательная деятельность с детьми младшей группы.

    «В гости к бабушке-хозяйке»

    Программное содержание:

    • Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, колыбельные);

    • Объяснить назначение потешек, загадок, колыбельных;

    • Активизировать словарь детей: потешка, потешать, загадка, колыбельная, прибаутка.

    • Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании;

    • Закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;

    • Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Оборудование: уголок в группе или спальне, оформленный под русскую избу: с печью, столом, скамейками, деревянной или глиняной посудой, самоваром, люлькой.

    Материал: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, русские народные игрушки: петушок, лошадка, мышка (глиняные, вязаные, деревянные или сделанные из соломы, бересты, щепы); музыкальная, мягкая игрушка – кошечка; кукла.

                                                                         Ход занятия:

    1 часть.

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком. Мы уже играли с ним. Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым. Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?

    Чики-чики-чики-чок,

    Здравствуй дедушка Молчок.

    Приходи к нам, помолчим,

    Посидим и погрустим.

    Где ты, добрый старичок?

    Тишина… Пришел Молчок.

    Не спугни его, смотри.

    Ничего не говори. Тс-с-с…

    Ребята, дедушка Молчок шепнул мне, что приглашает нас в гости к своей хозяйке. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова:

    Летела сова, веселая голова.

    Она летела-летела,

    На дубок села.

    Хвостиком повертела,

    По сторонам поглядела

    И опять полетела.

    Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку- хозяйку. (Накидывает платок, надевает юбку).

    Бабушка-хозяйка: Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.

    • Знаете ли вы, что такое потешки?

    Дети: Это веселые стишки.

    Б-Х: Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.

    Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:

    Ах ты, моя девочка,

    Золотая белочка,

    Сладкая конфеточка,

    Сиреневая веточка.

    • Понравилась вам потешка?

    • Какие ласковые слова вы заметили?

    Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:

    Ой, ты, мой сыночек,

    Пшеничный колосочек,

    Лазорьевый цветочек,

    Сиреневый кусточек.

    • А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?

    • Как ласково называют вас ваши мамы?

    Ребята, а вы любите играть?

    Дети: Да, любим!

    Б-Х: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…

    Берет на колени какого-нибудь ребенка, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения:

    Поехали, поехали

    В лес за орехами.

    По ровненькой дорожке,

    По кочкам, по кочкам,

    В ямку … Бух!

    Из ямки …Ух!

    А еще вот так играли:

    Опять берет на колени ребенка и играет с ним.

    Мешу, мешу тесто,

    Есть в печи место.

    Пеку, пеку каравай

    Переваливай валяй!

    • Понравились вам эти игры?

    В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

    Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил чудесный сундучок. Он предлагает отгадать, что лежит внутри.

    • Как можно узнать об этом?

    Дети: Посмотреть в сундучок.

    Пощупать.

    Б-Х (пробует открыть): Не открывается.

    Дети: Угадать.

    Б-Х: Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?

    Загадки:

    Маленький рост,

    Длинный хвост,

    Серенькая шубка,

    Остренькие зубки.

    Дети: Мышка.

    Б-Х: Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

    Ответы детей. Достает из сундучка мышку.

    Слушайте следующую загадку:

    На голове красный гребешок,

    Под носом красная бородка,

    На хвосте узоры,

    На ногах шпоры.

    Дети: Петушок.

    Б-Х: Правильно. А сейчас как вы догадались?

    Ответы детей. Достает петуха.

    Ребята, дедушка Молчок приготовил еще одну загадку:

    Грива на шее волной,

    Сзади хвост трубой,

    Меж ушей челка,

    На ногах щетка.

    Дети: Лошадка.

    Б-Х: Молодцы! И эту загадку отгадали.

    Физкультминутка.

    А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется «Еду, еду к бабе, к деду!»

    Выполняйте движения вместе со мной:

    Еду-еду к бабе, к деду

    На лошадке в красной шапке.

    По ровненькой дорожке.

    На одной ножке.

    В старом лапоточке.

    По рытвинам, по кочкам.

    Все прямо и прямо.

    А потом вдруг … в ямку!

    Бух!

    2 часть.

    Б-Х: Ребята, при помощи потешек деток потешали, веселили, развлекали; загадки придумывали, чтобы дети росли умными.

    • А чему помогают колыбельные?

    • Что такое колыбельная?

    Испокон веков маленьким детям перед сном пели бабушки и мамы колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном.

    Б-Х подзывает ребенка, берет его на руки, качает и поет колыбельную:

    Зыбаю-позыбаю

    Ушел отец за рыбою,

    Матушка пеленки мыть,

    Дедушка дрова рубить,

    Бабушка уху варить,

    Чтобы (имя ребенка) накормить.

    Б-Х берет другого ребенка и поет другую колыбельную:

    Баю-баюшки-баю

    Не ложися на краю.

    Придет серенький волчок,

    И ухватит за бочок.

    Он ухватит за бочок

    И утащит во лесок.

    Он утащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    К нам волчок не ходи,

    Нашу детку не буди.

    • Ребята, громкие или тихие колыбельные песни?

    • Быстрые или медленные?

    • Почему?

    Правильно, колыбельные тихие, медленные песенки, потому что при помощи колыбельной детей укладывали спать.

    • Пели ли вам колыбельную ваши мамы или бабушки?

    А сейчас я спою вам еще одну колыбельную:

    Котя-котенька - коток,

    Котя-серенький хвосток!

    Приди, котик, ночевать,

    Маво (имя) качать!

    Маво … качать,

    Прибаюкивать!

    Уж, как я тебе коту

    За работу заплачу.

    Дам кувшин молока

    И кусочек пирога.

    Котик-коток часто встречается в потешках, прибаутках, колыбельных. Это ласковое животное приносит в дом уют. Котик – музыкальное животное. Он умеет мурлыкать. Под его мурлыканье дети хорошо засыпали. Вот и принято было, прежде чем положить ребенка в колыбельку, поместить в нее кота.

    Ребята, дедушка Молчок шепчет мне на ухо, что пора возвращаться в детский сад.

    Давайте снова зажмурим глаза и проговорим волшебные слова.

    (пока дети проговаривают слова, Б-Х «превращается» в воспитателя)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы по теме "В гостях у животных"

    Данное занятие будет интересно педагогам работающим с детьми младшего возраста при решении задач по активизации и обогащению словаря , а также по  закреплению произношения твердых и мягких звуков...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы. Тема: "В гостях у уточки Кряквы"

    Конспект НОД с использованием игровой технологии для детей младшей группы...

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы «Красавица осень в гости пришла» с использованием проблемно-поисковых, игровых технологий

    Цели: расширять представления детей об окружающей природе; закреплять впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов; продолжаем развивать зрительное восп...

    Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы «В гости к бабушке Загадушке» Образовательная область: речевое развитие Технология интегрированного образования

    Конспектпроведения непосредственно-образовательной деятельностидля детей младшей группы«В гости к бабушке Загадушке»Образовательная область: речевое развитиеТехнология интегрированно...

    Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы Тема: «Капелька в гостях у детей»»

    Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, назначением и применением воды.Детская цель: Знакомство со свойствами воды, Развивать активность и интерес детей в процессе экспериментирования....