Конспекты занятий по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Щучкина Лариса Дмитриевна

Тема: «Зима. Обобщение».

       Тема занятия: «Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

       Цель: Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке). Закрепление представлений о временах года. Обогащение лексики родственными словами путем выделения из контекста и признаками - подбор признаков к предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Конспект занятия по развитию речи

                                           старшая группа

                                                       22.н.

                                   Тема: «Зима. Обобщение».

       Тема занятия: «Пересказ русской народной сказки «Снегурочка»

       Цель: Обучение пересказу с опорой на серию сюжетных картинок (иллюстраций к сказке). Закрепление представлений о временах года. Обогащение лексики родственными словами путем выделения из контекста и признаками - подбор признаков к предметам.

       Оборудование: Текст русской народной сказки «Снегурочка».

Сюжетные картинки: Дед и баба грустные сидят.

                                     Дед и баба лепят Снегурочку.

                                     Снегурочка - помощница по дому

                                     Снегурочка грустит весной.

                                     Снегурочка радуется граду.

                                     Снегурочка идет в лес с подружками.

                                     Снегурочка прыгает через костер.

                                     Снегурочка превращается в облачко и улетает.

Ход занятия:

          Отгадывание загадки о зиме:

                                    Снег на долях, лед на реках

                                    Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой).

         Припоминание (называние) зимних месяцев, зимних забав и развлечений.

        Упражнение в выделении родственных слов из короткого текста.

Идет снег. Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад. Саня и Соня лепят снеговика. На варежку Сони упала пушистая снежинка. Коля и Петя играют в снежки.

        Рассказывание логопедом русской народной сказки «Снегурочка».

        Беседа по содержанию сказки:

  • Кто главный герой сказки?
  • Почему сказка называется «Снегурочка»?
  • Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку?
  • Из чего они слепили Снегурочку?
  • Подберите признаки к Снегурочке.
  • Чему радовались старик со старухой?
  • Какая Снегурочка была зимой, а какой стала весной?
  • Почему весной Снегурочка стала грустной?
  • Куда пошла Снегурочка с подружками?
  • Что с ней случилось в лесу?                                                    
  • Почему она растаяла?
  • Эта сказка веселая или грустная?
  • Кому понравилась сказка «Снегурочка»?

       

      Физкультминутка.

Как на горке - снег, снег.        (руки постепенно поднимаются вверх – вдох)

И под горкой – снег, снег.      (приседают опуская руки – выдох)

И на елке – снег, снег.             (встают и поднимают руки – вдох).

И под елкой – снег, снег.        (приседают, опускают руки).

А под снегом спит медведь,

Тише, тише… не шуметь.       (ходьба на месте, на ципочках).

       

 Повторное рассказывание сказки с установкой на запоминание.

       Работа с иллюстрациями.

          Рассматривание иллюстраций и припоминание подходящих отрывков из сказки к каждой.

         Размещение иллюстраций на доске в соответствии с сюжетной линией сказки.

         Коллективный    пересказ    сказки    с    опорой    на    иллюстрации,    с использованием приема договаривания фраз, начатых логопедом.

         Самостоятельный   пересказ   сказки   детьми   по   цепочке   с   опорой   на иллюстрации (без помощи логопеда).

         Итог. Припомните родственные слова к слову снег. Какое родственное слово можно добавить к ним после знакомства со сказкой «Снегурочкам?

 Закрепление вне занятия

1. Игра «Подбери признаки» (снег. зима. Снегурочка).

2. Игра «Образуй родственные слова» (снег, зима, Снегурочка).

3. Аппликация «Снегурочка».

4. Рисование иллюстрации к сказке.

5. Рассказывание сказки «Снегурочка» своим родственникам.



Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по развитию речи  

                                           старшая группа

                                                    13 н.

                                      Тема: «Домашние животные».

        Тема занятия:   «Чтение произведения «Старый пес» В. Сухомлинского.

                                                                 Беседа по тексту.

        Цель:  Учить отвечать на поставленные вопросы по произведению

Развивать речь, воображение.

       Материал к занятию: Рассказ «Старый пес» В. Сухомлинский

       Ход:  Ребята, я вчера прочитала очень интересный рассказ. И хочу его

прочитать вам. Чтение произведения.

                                             СТАРЫЙ ПЕС

        Был у человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство человека.

Шли годы, Пёс постарел, стал плохо видеть.

        Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвращался с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился.

        Спросил: Значит, ты уже не узнаёшь меня?

         Пёс виновато вилял ХВОСТОМ. Он ткнулся носом в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему захотелось сказать:

        -   Прости меня. Я сам не знаю, как это получилось, что я не узнал тебя.

       Через несколько дней человек принёс откуда-то маленького щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую будку и сказал щенку:

         -  Живи здесь.

       Старый Пёс спросил у человека: — Зачем тебе ещё один пёс?

-  Чтобы тебе одному не было скучно,— сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

А на траве кувыркался — играл щенок.

                                                                                                           В. Сухомлинский

          Для объяснения: верный друг, сторожил, удивился, вилял хвостом, ткнулся носом, заскулил, потрепал, вздохнул.

        Вопросы:  1. О ком этот рассказ /О собаке/

2. Кем он был для человека? /Другом/

3.  Что делал он для человека? /Охранял/

4. Почему он залаял на хозяина? /Не узнал, плохо видел и т.д./

5. Почему человек не прогнал старого пса? /Они дружили/

6. Кто помнит, как пес извинился перед хозяином?

7.  Зачем он принес маленького щенка?

7.1. Как хозяин решил поддержать старого друга пса?

8. Как вы думаете старому псу стало интереснее жить с щенком?



Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по развитию речи  

                                           старшая группа

                                                    14 н.

                                      Тема: «Дикие животные».

       

 Тема занятия:   «Чтение произведения  В. Бианки «Купание медвежат».

                                                                 Беседа по тексту.

        Цель:  Учить отвечать на поставленные вопросы по произведению

Развивать речь, воображение, любовь к природе.

       Материал к занятию: Рассказ В. Бианки «Купание медвежат».

      Ход занятия: Воспитатель показывает детям картинку на которой изображена

медведица с медвежатами.

  • Кого вы видите на картинке?  (медведицу с медвежатами).
  • Какие это животные? (дикие).
  • Почему их называют дикими? (живут в лесу).

Воспитатель предлагает послушать рассказ который рассказал ей знакомый охотник

                                         «Купание медвежат».

       Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

       Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

      Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

      Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

      Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

      Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках.

       Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.                                               В. Бианки

Беседа по тексту:

  • Чего испугался охотник? (он услышал громкий треск сучьев).
  • Кого он увидел? (Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней

два веселых медвежонка).

  • Для чего медведица с медвежатами пришли к реке? (искупаться).
  • Как купала она первого медвежонка? (Медведица схватила одного

медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку).

  • Почему убежал второй медвежонок?( медвежонок испугался холодной ванны

и пустился удирать в лес).

  • Как с ним поступила медведица?( Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого).

Довольны были медвежата купанием? (оба медвежонка остались очень довольны купанием).

  • Почему?( Вода хорошо освежила их).
  • Как вы думаете, почему охотник испугался медведицы и залез на дерево?
  • Что могло бы случиться, если бы охотник подошел к ним?



Предварительный просмотр:

                                          Конспект занятия

                                         по развитию речи

                                         старшая группа

                                                   17 н.

                                    Тема: «Труд взрослых».

         Тема занятия: «Чтение произведения В.Маяковского «Кем быть»

Беседа по тексту». 

         Цель: Учить детей составлению вопроса, развивать речь. Развивать внимание, умение анализировать, делать выводы. Уточнить и расширить представления детей о разных профессиях.

         Материалы: Стихотворения В.Маяковского. Кем быть?; иллюстрации с изображением различных профессий.

         Организационный момент: Загадывание загадок; смотрение картотеки по профессиям. 

Скажите, кто так вкусно                                     Встаем мы очень рано.

 Готовит щи капустные,                                      Ведь наша забота-

Пахучие котлеты,                                                 Всех отвозить по утрам

Салаты, винегреты,                                              на работу. Водитель.

Все завтраки, обеды? Повар.

Кто у пастели больного сидит?                          В прошлый раз был педагогом,

И как лечиться он всем говорит,                        Послезавтра - машинист.

Кто болен - он капли предложит принять,        Должен знать он очень много,

Тому кто здоров,-                                                 Потому что он -......... Артист.

Разрешит погулять. Доктор.

С огнем бороться мы должны –                          Мы учим детишек

Мы смелые работники,                                         читать и писать,                          

с водою мы напарники                                          Природу любить,

Мы очень людям всем нужны,                            Стариков уважать. Учитель.

Так кто же мы?-....... Пожарные.

     Ход занятия:

  • Ребята о чем эти загадки? Правильно о профессиях.

Давайте почитаем с вами стихотворения о профессиях. «Кем быть?»

Воспитатель читает стихотворение.

    Беседа по тексту:

  • Ребята, о каких профессиях идет речь в стихотворениях?
  • Чем занимаются: плотники, инженеры, доктора, кондуктор, шофер, летчики?
  • Какие инструменты нужны для этих профессий?
  • Кем работают ваши родители?
  • А кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
  • Чем ты будешь заниматься в своей профессии? Кем быть.

У меня растут года. будет и семнадцать,

Где работать мне тогда, чем заниматься?

Нужные работники-столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

сначала мы берем бревно

и пилим доски, длинные и плоские.

Эти доски вот так зажимает

стол-верстак.

От работы пила раскалилась до бела.

Из -под пилки сыплются опилки.

Рубанок в руки-

работа другая: сучки закорючки

рубанком строгаем.

Хороши стружки-

желтые игрушки.

А если нужен шар нам круглый очень,

на станке токарном круглое  точим.

Готовим понемножку то ящик, то ножку.

Сделали вот сколько

стульев и столиков!

Столяру хорошо, а инженеру лучше,

 я бы строить дом пошел, пусть меня научат.

Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.

Самое главное,

чтоб было нарисовано

здание славное,

живое словно

Это будет перед,

называется фасад.

Это каждый разберет-

это ванна, это сад

План готов, и вокруг

сто работ на тыщу рук.

Упираются леса

в самые небеса.

Где трудна работка,

там визжит лебедка;

подымает балки,

будто палки.

Перетащит кирпичи,

закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом, большущий дом

на все четыре стороны,

и живут ребята в нем

удобно и просторно.

Инженеру хорошо,

а доктору-лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

-Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?

Как живете,

как животик?

Погляжу из очков

кончики язычков.

-Поставьте этот градусник

под мышку, детишки.-

И ставят дети радостно

градусник под мышки.

-Вам очень хорошо

проглотить порошок

и микстуру ложечкой

пить понемножечку.

Вам в постель лечь, поспать бы,

вам- компрессик на живот,

и тогда у вас до свадьбы

все, конечно, заживет.-

Докторам хорошо, а рабочим лучше,

я б в рабочие пошел пусть меня научат

Вставай, иди, гудок зовет.

и мы приходим на завод.

Народа - уйма целая, тысяча двести.

Чего один не сделает-сделаем вместе. Можем железо ножницами разрезать, краном висящим тяжести тащим;

Молот паровой

гнет и рельсы травой.

Олово плавим,

машинами правим.

Работа всякого

нужна одинаково.

Я гайки делаю, а ты

для гаек

делаешь винты.

И идет работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты, лезьте

в дыры ровные,

части вмести

сбей огромные.

Там -дым,

здесь- гром.

Громим весь дом.

И вот вылазит паровоз,

чтоб вас и нас и нес и вез.

На заводе хорошо,

а в трамвае- лучше,

я б кондуктором пошел,

пусть меня научат.

Кондукторам езда везде.

С большой сумкой кожаной

ему всегда, ему весь день

в трамваях ездить можно.

- Большие и дети,

берите билетик,

билеты разные,

бери любые-

зеленые. красные и голубые.

Ездим рельсами

Окончилась рельса

и слезли у леса мы.

садись и грейся.

Кондуктору хорошо,

а шоферу- лучше,

я б в шоферы пошел,

пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

летит, скользя,

хороший шофер я -

сдержать нельзя.

Только скажите,

вам куда надо-

без рельсы жителей

доставлю на дом.

Едим, дудим: «с пути уйди!»

Быть шофером хорошо,

а летчиком- лучше,

я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в банк бензин,

завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели».

Бояться не надо

ни дождя, ни града.

Облетаю тучку,

тучку- летучку.

Белой чайкой паря,

полетел за моря.

без разговору

облетаю гору.

«Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

хотя луна и масса звезд

совсем отдалены».

Летчику хорошо,

а матросу лучше. ~ 5 з ма'сссэ. ~с±.е~                              карабкаюсь кошкой.

". :~ь г/5-с научат.                                  Сдавайся, ветер вьюжный, У меня из шагхе лента                          сдавайся, буря скверная, на матроске якоря                                  открою полюс Южный, Я проплавал это лето.                            а Северный - наверное. океаны покоря.                                        Книгу переворошив, Напрасно, волны, скачете-                    намотай себе на ус-морской дорожкой,                                  все работы хороши, на реях и по мачте                                 выбирай на вкус!

Итог: Все профессии нужны, Все профессии важны.



Предварительный просмотр:

                            Конспект занятия по развитию речи  

                                      старшая группа

                                                 5 н.

                                      Тема: «Головные уборы, одежда ».

      Тема занятия Составление рассказа по демонстрации действий.

      Цель: Обучение составлению рассказа по демонстрации действий.

Употребление трудных форм приставочных глаголов,"одеть",

"надеть", "обуть".

     Оборудование: Одежда разных моделей и способов застегивания:

замки, клепки, пуговицы, липучки, шнурки.

     Ход занятия.

      В гости приходит рассеянный с улицы бассеяной. (одет  неопрятно).

-Воспитатель: Ой-ой, что случилось с тобой, ты куда такой собрался, растрепанный, неаккуратный.

-Рассеянный: Торопился в детский сад на осенний маскарад.

-Воспитатель: Очень хорошо, что он не забыл к нам в гости зайти, но посмотри, как ты одет, неопрятно, неаккуратно, все наоборот.

-Рассеянный: Но что мне делать, я больше никак не умею.

-Воспитатель: Хочешь я ребят попрошу они тебя научат, не только аккуратно одеваться, но и правильно.

Научим ребята: рассеянного одеваться правильно, аккуратно.

  • Скажем для чего нужно одеваться? (ответы детей).
  • С чего начинаем одеваться? (если забыли обратиться к схеме

одевания: колготки, штаны, носки, кофта, шуба, валенки, шапка).

Вначале одеваем нижнюю часть тела снизу в верх,

  • Почему? (Чтобы ноги не замерзли на холодном полу).

    Воспитатель просит одного из детей показать как нужно одеваться, с чего начинать.

    Второй ребенок рассказывает о действиях первого.

Например: "Катя одевает (ла) колготки".

Рассеянный спрашивает:"Что ты надела Катя?"

Катя отвечает:"Я надела колготки."

И так далее, с названием каждого элемента одежды.

    Действия с пуговицами: застегиваем.

    Действия с клепками: защелкиваем.

    Действия с обувью: обуваем, зашнуровываем, завязываем; липучки: залепливаем.

     Воспитатель:"Вот видишь Рассеянный, как нужно аккуратно и правильно одеваться, все поправлять, завязывать, зашнуровывать,

     Вот мы тебе сейчас все поправили.

     Воспитатель просит нескольких детей помочь Рассеянному

привести его одежду в порядок.

Так же проговаривая свои действия.

   Итог: Ну вот Рассеянный ты научился правильно и аккуратно одеваться.

Теперь мы тебя приглашаем на праздник осени.



Предварительный просмотр:

                            Конспект занятия по развитию речи  

                                      старшая группа

                                                 5 н.

                                      Тема: «Домашние животные».

      Тема занятия Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа.

     Цель:         Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя

фразу из 4-6 слов, пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

    Материал: Предметные картинки по тексту.

    Организац. момент: Воспитатель просит сесть тех детей, кто назовет

перелетную птицу.

    Ход:  Воспитатель показывает детям большой фланелеграф и объясняет,

что сегодня они будут смотреть телевизор, где появляются разные картинки. Я сегодня буду ведущей телепередачи о животных. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит.

                                          Храбрая курица

          Курица хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают по травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.

Разбор рассказа по вопросам:

1.  Кто вышел гулять во дворе?

2.  Кто запомнил, как зовут курицу?

3.  Кого курица вывела погулять с собой?

4.  Что делали цыплята во дворе?

5.  А кто еще прилетел во двор? (Зачем ворона прилетела во двор?)

6.  Что хотела сделать ворона?

7.  Что сделала курочка Хохлатка?

8.  Почему курица заквохтала?

9.  А как она это сделала?

10. А что сделали цыплята?

11. Что делала ворона в это время?

12. Почему ворона осталась голодная?

Физминутка

Пересказ детьми рассказа с использованием фланелеграфа.

     Итог Спросить детей чей рассказ им понравился.

Предложить дома рассказать рассказ родителям.



Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по развитию речи  

                                           старшая группа

                                                    8 н.

                                      Тема: «Перелетные птицы».

      Тема занятия:



Предварительный просмотр:

                         Конспект занятия по развитию речи  

                                           старшая группа

                                                    10 н.

                                      Тема: «Зимующие птицы».

        Тема: Составление рассказа по определенному сюжету.

        Цель:1. Учить детей составлять рассказ по предметным картинкам с использованием фланелеграфа 2. Развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать ситуацию. 3. Воспитывать умение слушать товарища.

Активизация словаря:синица,снегирь,воробей,голубь,кормушка.                                                                              Оборудование: фланелеграф-экран, набор картинок для сюжета: зимующие птицы, деревья, дома, сугробы, кормушка, кот.

      Ход: Ребята, хотите сходить в кинотеатр? Там сегодня показывают очень интересный фильм о зимующих птицах.

   В группе расставлены стулья как в кинотеатре, впереди экран, закрытый занавесом. Воспитатель включает проектор, открывается занавес и появляется картинка. Вдруг проектор ломается, пленка останавливается. Воспитатель предлагает рассмотреть сюжет:

  • Какое время года на экране? /Зима/
  • Почему вы решили, что это зима? /Ответы детей/
  • Какие зимующие птицы прилетели на кормушку?
  • Почему птицы прилетели на кормушку?
  • Как вы думаете, почему снегирь сидит на дереве? /Ответы детей/
  • Кого еще вы видите на экране? /Кота/
  • Как вы думаете, что кот здесь делает?

Раздается стук в дверь, входит Незнайка (Общается с детьми и предлагает поиграть). Воробушки

Физминутка:«Воробьи воробушки»

Серенькие крылышки

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки.

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Незнайка просит детей рассказать, о чем был фильм.

Рассказы детей.

Итог:В конце занятия Незнайка говорит детям, что он все запомнил и сейчас пойдет и расскажет  все  младшим  ребятам,   а  воспитатель  предлагает  детям  дома рассказать, что увидели.



Предварительный просмотр:

                             Конспект занятия по развитию речи

                                           старшая группа

                                                       22.н.

                                   Тема: «Весна. Прилет птиц».

       Тема занятия: «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок».

        Цель: Уточнить признаки весны. Припомнить называние перелетных птиц.

Учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок.

Подбирать родственные слова к слову скворец, развивать речь детей.

      Оборудование: сюжетные картинки, загадки, картинки с изображением перелетных птиц.

      Ход занятия:

     I. Припоминание и называние перелетных птиц.

     II.   1. Отгадывание загадки о скворце с опорой на картинки (отыскивание отгадки);

                              На дереве висит дворец,

                              Во дворце сидит певец,

                              А зовут его... (скворец).

На панно выставлены картинки с изображением перелетных птиц.

             2. Счет — 1-10— скворцы в стае (по цепочке).

             3. Образование родственных слов к слову скворец с помощью вопросов:

  • Как назвать скворца ласково? — Скворушка.
  • Кто у скворца детеныш(и)? - - Скворчонок (скворчата).
  • Как называется их мама? — Скворчиха.
  • Какой домик строят люди для скворцов весной?
  • Назовите его. — Скворечник.

III. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

        1.    Рассматривание   сюжетных   картинок   и   размещение   их   на   доске   в логической последовательности.

        2. Беседа по содержанию серии сюжетных картинок: 

  • Какое время года изображено?
  • Какая это весна, ранняя или поздняя?
  • Чем вы можете подтвердить, что это ранняя весна?
  • Почему скворечник пришел в негодность за зиму?
  • Подберите к нему признаки. Каким он стал? (Черным, ветхим, дряхлым,

поломанным.)

  • Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?
  • Что они делают на второй, третьей, четвертой картинках?
  • Почему они отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?

       3. Коллективное составление 1-2 предложений к каждой картинке. Заучивание их.

IV. Физкультминутка.

V.   Рассказывание детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на предметные картинки (дети, скворечник, береза, скворец).

VI.  Повторение загадки о скворце, припоминание родственных слов к слову скворец, четырех картинок к рассказу,

VII. Итог. Закрепление вне занятий

1. Рассказывание дома (по памяти) рассказа «Скворечник».

2. Аппликация из геометрических форм «Скворец».



Предварительный просмотр:

                                    Конспект занятия по развитию речи

                                                 старшая группа

                                                       25 н.

                                               Тема «Моя семья».

       Тема занятия: Чтение произведения уральского писателя Ю. Г. Подкорытова « О Таганае и сыновьях его».

        Цель: 

     

       Материал к занятию: Текст произведения Ю. Г. Подкорытова « О Таганае и сыновьях его».

       Ход:

         Воспитатель: сегодня я вас познакомлю с произведением уральского писателя Ю. Г. Подкорытова « О Таганае и сыновьях его».

                      Рассказывал Акрам-курайчи о Таганае и сыновьях его

           Говорят, в давние-предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было — ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завывал.

           В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай — так их звали.

          А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные — сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не простая была сабля — из металла волшебного, булата. Ах и сабля! То молнией сверкнет, то птицей взлетит, то голубым огнем вспыхнет.

          Взмахнет Таганай саблей — ковыль голову седую к земле клонит, у недоброго человека душа от страха захолонет. И еще говорили, будто, кто булат имеет, секретом долгой жизни владеет.

          Вот и позавидовал этому леший Шурале. Жил он возле поганого болотца, добрых людей в трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все прикидывал, как бы Таганаевым булатом завладеть.

          Думал, думал и придумал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой.

          Вот и подговорил его Шурале:

- Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища? Поде-пне с братьями поровну. Я вам место покажу, где сундуки Тага-наевы схоронены, а вы мне сабельку его отдадите.

          Ишимбай согласился. Украл у отца саблю булатную, отдал Шурале.

          Пошли за богатством. А Сарбай за ними следит.

          Открыл Ишимбай сундук отцовский — глаза разбежались.

          Ишимбай горстями гребет, халат скинул, камешки дорогие да монеты в узел насыпает.

          Тут и Сарбай подскочил:

         - Мне половину! — кричит. Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.

         Шурале радуется: сыновей с отцом поссорил.

         Да радость недолгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем

чует — неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале. Леший от страха в болотце свое — бултых! Таганай погнался за сыновьями, наказать решил.

          А Ишимбаю с узлами бежать трудно, пот градом льет, камешки дорогие нет-нет да и выпадают. Где изумруд падет — лес зеленый поднимается, где бирюза — озеро голубое засверкает.

          Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться? Побросал узлы — на том месте горы выросли. А Ишимбай от стыда сквозь землю провалился. Рассказывают люди: по сей день находят в земле черную кровь Ишимбаеву. Нефтью зовут.

          А Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит, задыхается, а добро из рук не выпускает. Известно, глупость да жадность — сестры родные. Так в степях зауральских и дух испустил.

          Взмахнул Таганай булатом, голубым огнем вспыхнула сабля и пропала. От обиды за неблагодарных сыновей окаменел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай — подставка луны.

          А младший, Селямбай?

          Остался Селямбай один-одинешенек. Пошел он куда глаза глядят. День шел, ночь шел. Остановился на берегу глубокой реки Миасс. Жилье себе построил, стал зверя бить, хлеб растить.

          Место это бойким оказалось. Хозяин, Селямбай, приветлмн Потянулись к нему люди.

Старики говорят: оттого, мол, это место Селябой прозвали, Челябой. А кто и по-другому говорит, сказки всяк по-своему сказывает.

        Физминутка:      

     

  Беседа по тексту:

  • Что было на месте нашего края? Совсем пустынно было — ковыль седой да

полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завывал.

  • Как звали человека, который там жил? Таганай
  • Как звали его сыновей? Ишимбай, Сарбай и Селямбай
  • Какие богатства были у Таганная? Камешки дорогие, денежки золотые,

медные да серебряные — сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны.

  • Чем Таганай дорожил больше всего? больше всего дорожил Таганай саблей

своей.

  • Какая была сабля? Не простая была сабля — из металла волшебного, булата.
  • Что говорили люди о сабле? еще говорили, будто, кто булат имеет,

секретом долгой жизни владеет.

  • Кто позавидовал Таганаю? Шурале.
  • Где жил леший Шурале? Жил он возле поганого болотца, добрых людей в

трясину заводил, слушал комариное пение, до которого охотником великим был, да все прикидывал, как бы Таганаевым булатом завладеть.

  • Каким был старший сын Таганная Ишимбай ? Старший сын Таганная

жадноват, спит и видит добро отцовское за собой.

  • Что придумал леший? Подговорить Ишимбая украсть отцовское богатство.
  • Что сделал Ишимбай? Украл у отца саблю булатную, отдал Шурале.
  • Что сделал средний сын Таганная Сарбай? Сарбай за ними следит.
  • Что братья сделали с богатством? Ишимбай горстями гребет, да монеты в

узел насыпает. Тут и Сарбай подскочил: Тоже узлы вяжет. Железки разные и те прихватил.

  • Почему Шурале радовался? Сыновей с отцом поссорил.
  • Что почувствовал Таганай? Неладное.
  • Что он сделал? Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале.

Таганай погнался за сыновьями, наказать решил.

  • Каким волшебством обладали камни изумруд и бирюза? Где изумруд падет —

лес зеленый поднимается, где бирюза — озеро голубое засверкает.

  • Что случилось с Ишимбаем и богатством, которое он украл? А Ишимбай от

стыда сквозь землю провалился.

  • Что случилось с Сарбаем? Бежит, задыхается, а добро из рук не выпускает.

Известно, глупость да жадность — сестры родные. Так в степях зауральских и дух испустил.

  • Что по сей день находят люди? По сей день находят в земле черную кровь

Ишимбаеву. Нефтью зовут.

  • Что случилось с Таганаем? От обиды за неблагодарных сыновей окаменел

Таганай, в гору превратился.

  • Почему гору Таганай называют «подставка луны»? Да такую высокую, что

по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай — подставка луны.

  • Что стало с младшим братом? Остался Селямбай один-одинешенек. Пошел он

куда глаза глядят.

  • На какой реке он остался жить? Миасс
  • Как назвали место где жил Селямбай? это место Селябой прозвали, Челя бой.

А кто и по-другому говорит, сказки всяк по-своему сказывают.

  • Как еще называют? Челябой.

       Итог: Отметить на карте Челябинской области гору Таганай.



Предварительный просмотр:

                                Конспект занятия по развитию речи

                                            старшая группа

                                                       18 н.

                                         Тема «Наша пища»

        Тема занятия: «Чтение сказки «Каша из топора».

        Цель: Учить детей определять жанр произведения, отвечать на вопросы по произведению. Развивать умение анализировать, делать выводы. Воспитывать любовь к русскому фольклору.

         Материал: Русская народная сказка «Каша из топора», пословицы. 

        Ход занятия:

      Воспитатель читает сказку.

                                              Каша из топора.

       Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучался в крайнею избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отперла старуха:

 -Заходи, служивый.

-А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась покормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня еще ничего не ела: нечего.

-Ну, нет так нет, - солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

 -Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.

Хозяйка руками всплеснула:

-Как так из топора кашу?

-А вот так. Дай-ка котел.

Принесла старуха котел.

Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

-  Ну как?- спрашивает старуха.

-Скоро будет готова,- солдат отвечает.

- Жаль, что вот соли нет.

- Соль то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал:

 - Коли сюда бы горсточку крупы!

Старуха принесла из чулана мешочек крупы:

- Ну, заправь, как надо.

Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша!- хвалит солдат.- Как бы сюда да чуточку масла- было бы и вовсе объедение!

Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.

- Бери ложку, хозяюшка.

Стали кашу есть да похваливать.

- Вот уж не думала, что из топора этакую добрую кашу можно сварить!- дивиться старуха.

А солдат ест да посмеивается.

  • Понравилось вам это произведение?
  • А как вы думаете это сказка или рассказ?
  • Почему?
  • Как называется сказка?
  • Кто, запомнил, куда шел солдат? (на побывку).
  • Зачем солдат постучался, в крайнюю избу? (притомился, есть захотел).
  • Кто открыл дверь солдату? (старуха)
  • Что, попросил, солдат у хозяйки? (перекусить)
  • А старуха была скупая (жадная) или нет?
  • Что тогда придумал солдат? (сварить кашу из топора)
  • Что сначала попросил солдат у старухи? (котел)
  • Как он начал варить кашу? (топор вымыл, опустил в котел, налил воды, поставил на огонь)
  • Почему старуха принесла солдату соли?
  • Что еще принесла из чулана старуха? (мешочек крупы)
  • Чего не хватало в каше? (масло)
  • Что сказала старуха, когда попробовала кашу?
  • Как вы думаете, солдат был хитрый?
  • Почему он так поступил со старухой?

                                                                            Ответы детей.

      Итог:        

     Пословицы:     А вот в народе говорили жадность- последнего ума лишает.

                           Рад не рад, а говори «милости просим».



Предварительный просмотр:

                                          Конспект занятия

                                         по развитию речи

                                         старшая группа

                                                   17 н.

                                    Тема: «Труд взрослых».

         Тема занятия: «Чтение произведения В.Маяковского «Кем быть»

Беседа по тексту». 

         Цель: Учить детей составлению вопроса, развивать речь. Развивать внимание, умение анализировать, делать выводы. Уточнить и расширить представления детей о разных профессиях.

         Материалы: Стихотворения В.Маяковского. Кем быть?; иллюстрации с изображением различных профессий.

         Организационный момент: Загадывание загадок; смотрение картотеки по профессиям. 

Скажите, кто так вкусно                                     Встаем мы очень рано.

 Готовит щи капустные,                                      Ведь наша забота-

Пахучие котлеты,                                                 Всех отвозить по утрам

Салаты, винегреты,                                              на работу. Водитель.

Все завтраки, обеды? Повар.

Кто у пастели больного сидит?                          В прошлый раз был педагогом,

И как лечиться он всем говорит,                        Послезавтра - машинист.

Кто болен - он капли предложит принять,        Должен знать он очень много,

Тому кто здоров,-                                                 Потому что он -......... Артист.

Разрешит погулять. Доктор.

С огнем бороться мы должны –                          Мы учим детишек

Мы смелые работники,                                         читать и писать,                          

с водою мы напарники                                          Природу любить,

Мы очень людям всем нужны,                            Стариков уважать. Учитель.

Так кто же мы?-....... Пожарные.

     Ход занятия:

  • Ребята о чем эти загадки? Правильно о профессиях.

Давайте почитаем с вами стихотворения о профессиях. «Кем быть?»

Воспитатель читает стихотворение.

    Беседа по тексту:

  • Ребята, о каких профессиях идет речь в стихотворениях?
  • Чем занимаются: плотники, инженеры, доктора, кондуктор, шофер, летчики?
  • Какие инструменты нужны для этих профессий?
  • Кем работают ваши родители?
  • А кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
  • Чем ты будешь заниматься в своей профессии? Кем быть.



Предварительный просмотр:

                                          Конспект занятия

                                         по развитию речи

                                         старшая группа

                                                   17 н.

                                    Тема: «Транспорт».

        Тема занятия: «Чтение произведения И. Винокура из книги «Самолет летит» «На аэродроме».

        Цель: Учить детей отвечать на вопросы по тексту. Познакомить с работой обслуживающего персонала на аэродроме. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

      Материал к занятию: Произведения И. Винокура из книги «Самолет летит»

                                          «На аэродроме».

      Ход занятия: Воспитатель читает рассказ

                                        Рассказ «На аэродроме»

       Интересно рано утром побывать на аэродроме!

       Аэродром - огромное поле. По краям поля стоят самолеты. Много их тут, и все разные.

        Вот этот - большой - возит сразу помногу пассажиров и поднимает тяжелые грузы.

         А вот тот - совсем маленький. Кроме летчика, в нем может поместится только один или два человека.

         Здесь же, рядом, находятся мастерские, склады и большие высокие ангары, куда вкатываются самолеты после ремонта.

          Раньше всех на аэродром приходят техники. Первым делом они проверяют, хорошо ли работают у самолета моторы.

         Вот техник осмотрел машину проверил исправность моторов. Тут к самолету подъехал автозаправщик.

         - Будете заправляться? - спросил шофер у техника.

         - Обязательно! - ответил техник и взобрался на крыльцо самолета.

       Шофер протянул ему длинный резиновый шланг. Техник вставил конец шланга в бак, устроенный в крыле, и бак постепенно стал заполнятся горючим.

        Для полета нужно много горючего. Чем больше самолет, чем дальше надо лететь тем больше требуется горючего.

         Но вот баки дополнились до краев.

        - Довольно! - крикнул техник. - Спасибо!

        - Летите на здоровье! - ответил шофер и повез горючее к другому самолету...

Вопросы:

  • О чем этот интересный рассказ? (о самолетах)
  • А самолет это какой вид транспорта? (воздушный)
  • Кто запомнил как называется поле на котором стоят самолеты? (аэродром)
  • А как вы думаете почему аэродром должен быть огромных размеров?

(Много самолетов и все они разные).

  • Что перевозят самолеты? (людей, грузы.)
  • Как они называются? (грузовые, пассажирские.)
  • Кто проверяет исправность моторов? (техники).
  • Как вы считаете быть техником ответственное дело.
  • Почему?
  • Кто еще кроме техников следит за работой самолетов? (автозаправщики)
  • Что делает автозаправщик? (привозит горючее)
  • Где расположен бак для горючего? (в крыле самолета)
  • А много ли горючего необходимо самолету?
  • Почему?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Кем быть?

У меня растут года-

будет и семнадцать,

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Нужные работники-

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

сначала мы берем бревно

и пилим доски,

длинные и плоские.

Эти доски вот так

Зажимает стол-верстак.

От работы пила

раскалилась до бела.

Рубанок в руки-

работа другая:

сучки закорючки

рубанком строгаем.

Хороши стружки-

желтые игрушки.

А если нужен шар нам,

круглый очень,

на станке токарном

круглое  точим.

Готовим понемножку

то ящик, то ножку.

Сделали вот сколько

стульев и столиков!

Столяру хорошо,

а инженеру лучше,

я бы строить дом пошел –

пусть меня научат.

Я сначала начерчу

дом такой, какой хочу.

Самое главное,

чтоб было нарисовано

здание славное,

живое словно.

Это будет перед -  

называется фасад.

Это каждый разберет:

это ванна, это сад

План готов, и вокруг

сто работ на тыщу рук.

Упираются леса

в самые небеса.

Где трудна работка,

там визжит лебедка;

подымает балки,

будто палки.

перетащит кирпичи,

закаленные в печи.

По крыше выложили жесть-

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом, большущий дом

на все четыре стороны,

и живут ребята в нем

удобно и просторно.

Инженеру хорошо,

а доктору - лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

-Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?

Как живете,

как животик?

Погляжу из очков

кончики язычков.

-Поставьте этот градусник

под мышку, детишки.-

И ставят дети радостно

градусник под мышки.

Вам очень хорошо

проглотить порошок

и микстуру ложечкой

пить понемножечку.

Вам в постельку лечь, поспать бы,

вам- компрессик на живот,

и тогда у вас до свадьбы

все, конечно, заживет.

Докторам хорошо,

а рабочим лучше,

я б в рабочие пошел

пусть меня научат

Вставай, иди, гудок зовет.

и мы приходим на завод.

Народа - рота целая,

Сто или  двести.

Чего один не сделает-

сделаем вместе.

Можем железо ножницами разрезать,

краном висящим тяжести тащим;

Молот паровой

гнет и рельсы травой.

Олово плавим,

машинами правим.

Работа всякого

нужна одинаково.

Я гайки делаю, а ты

для гайки делаешь винты.

И идет работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты, лезьте

в дыры ровные,

части вмести

сбей огромные.

Там -дым, здесь- гром.

Громим весь дом.

И вот вылазит паровоз,

чтоб вас и нас и нес и вез.

На заводе хорошо,

а в трамвае- лучше,

я б кондуктором пошел,

пусть меня научат.

Кондукторам езда везде.

С большой сумкой кожаной

ему всегда, ему весь день

в трамваях ездить можно.

- Большие и дети, берите билетик,

билеты разные, бери любые-

зеленые. красные и голубые.

Ездим рельсами

Окончилась рельса

и слезли у леса мы.

садись и грейся.

Кондуктору хорошо,

а шоферу- лучше,

я б в шоферы пошел,

пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

летит, скользя,

хороший шофер я -

сдержать нельзя.

Только скажите,

вам куда надо-

без рельсы жителей

доставлю на дом.

Едим, дудим: «с пути уйди!»

Быть шофером хорошо,

а летчиком- лучше,

я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в банк бензин,

завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели».

Бояться не надо

ни дождя, ни града.

Облетаю тучку,

тучку- летучку.

Белой чайкой паря,

полетел за моря.

без разговору

облетаю гору.

«Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

хотя луна и масса звезд

совсем удалены».

Летчику хорошо,

а матросу лучше.

Я б в матросы пошел-

Пусть меня научат.  

У меня из шапке

на матроске якоря  

я проплавал это лето,

океаны покоряя,

Я проплавал это лето.

океаны покоря.  

Напрасно, волны, скачете-

На зависть циркачу,        

на реях и по мачте

гуляю, как хочу.                                                            

Сдавайся, ветер вьюжный,

сдавайся, буря скверная,

открою полюс Южный,                            

а Северный - наверное.                                      

Книгу переворошив,                

намотай себе на ус-

все работы хороши,

выбирай на вкус!

Владимир Маяковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...