История бумаги
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_bumagi.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад № 113 "Золотой ключик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»

                                         

                               КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В подготовительной к школе группе

«История бумаги»

        Составила:            

        воспитатель

        Давыдова О.Ю.

               

               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                          Чебоксары-2018г

Программное содержание: 

Образовательные:

Сформировать у детей представления о том, на чем писали люди в прошлом. Дать представление о производстве бумаги. Научить детей самостоятельно изготовлять бумагу.

Развивающие: Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам. Развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к бумаге. 

Материал к занятию: Презентация об истории бумаги,  салфетки, вода, клей ПВА, крахмал, нетканые салфетки (полотенца), клеенки, фартуки, емкости для воды, губка, одноразовые ложки.

Словарная работа: цера, пергамент, папирус, пресс.

Предварительная работа: рассматривание берестяных и глиняных изделий, опыты с воском и бумагой, экскурсия в типографию.

Индивидуальная работа: активизировать Наташу Р., Дашу Т.

Ход занятия

Бумагу изобрели давно. Как вы думаете зачем? (Ответы детей).

Правильно. Необходимость  делать записи возникла давно: посчитать скот, количество товара для продажи, урожай и многое другое. Но древние люди еще не изобрели бумагу. Как вы считаете, на чем они могли писать? (Ответы детей).

Слайд 2.

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на  большие расстояния. Как вы думаете, удобны ли  были глиняные таблички? (Ответы детей).  Они- были очень неудобными: тяжелыми и хрупкими, а их изготовление отнимало очень много времени. Поэтому стали думать, что же еще придумать для записей.

Слайды 3: Позже люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.-

А как вы думаете, удобно было писать на воске?  Почему?

Слайд 4: Использовали древние египтяне  стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса  склеивались между собой. Высушенный лист был хорошим материалом для письма.

Слайд 5: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана.

Слайд 6. Поэтому был придуман пергамент. Пергамент изготавливали из кожи животных. Писали красками из растений. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но и это было неудобно. Почему? (Ответы детей).

Слайд 7: А вот наши предки, жившие на Руси, наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Слайд 8: Такую бумагу, какой мы пользуемся сейчас изобрели в Китае.

Ученый нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры  дерева.  Торговцы из Китая, путешествуя, брали с собой бумагу, чтобы делать записи. Так, секрет изготовления бумаги узнал весь мир.

Слайд 9: Книги были редки и очень дороги. Они писались и переписывались от руки. Переплет их украшали драгоценными металлами и камнями.

Слайд 10: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги.

Слайд 10:   -Как же делают бумагу  в наши дни? ( Бумагу производят на бумажных фабриках).

В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Срубленные деревья, распиленные на бревна, везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. В специальные бумагоизготавливающие  станки заливают эту массу, равномерно ее распределяют и отжимают от влаги. С помощью пресса ее выравнивают и просушивают. Бумагу скатывают в рулоны.

"Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Сейчас бумаги производится все больше и больше, а значит, и деревьев вырубается больше. Наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу. Скажите, а что делаете вы и ваши родители с прочитанными газетами, исписанными тетрадями, старыми раскрасками? (Ответы детей). А можно ли изготовить бумагу, на которой можно рисовать из старых ненужных газет самим? Проверим?

Изготовление бумаги своими руками

1. В качестве основы берем 2-3 салфетки, измельчаем их (можно порвать на мелкие кусочки руками или порезать ножницами, чем мельче, тем лучше)

2. Заливаем эти обрезки водой, лучше тёплой.

3. Добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала, чтобы лист был эластичным и мог гнуться.

4. Перемешиваем эту смесь, получается жидкая каша.

5. Выкладываем нашу кашу на сетку из-под детской мозаики (выкладываем тонким ровным слоем). Для этого лучше всего в ёмкость, на которой стоит экран (поднос, противень и т.п.) налить воды, так, чтобы она покрывала сетку с массой. Разравниваем кашу и потом сливаем всю воду.

6. После этого промакиваем наш “лист” бумаги полотенцем до тех пор, пока он не станет почти сухой.

7. Настало время для окончательной сушки. Оставляем лист под прессом (горох) чтобы он не покоробился.

8. После окончательной сушки у нас получилась очень красивая бумага ручной работы.

Игра: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Ребята, что вам понравилось сегодня? Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История бумаги

Бумага получила свое название от водяного растения – папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма.Долгий и тернистый путь прошла бумага, прежде чем стала такой, како...

История бумаги

Программное содержание: познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении. Дать знания  о свойствах бумаги в процессе оп...

Интегрированное занятие "История бумаги".

Задачи:-познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и её качества, рассказать о её назначении и изготовлении;-дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой;-активизиро...

Экспедиция в историю бумаги Одд по ознакомлению с окружающим в старшей группе

   Тема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем дошкольного образования. Так или иначе, но для дошкольников каждое занятие является новым открытием взро...

НОД "История бумаги"

уточнить и расширить представления детей о бумаге, е видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека;познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой;развивать исследовательские...

Путешествие в прошлое "История бумаги"

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по изобразительному искусству...

История бумаги (презентация)

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми.Форма работы – рассказ воспитателя. Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей...