Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Нагорная Мария Александровна

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем:

• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;

• Бедность речи, недостаточный словарный запас;

• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);

• Отсутствие навыков культурной речи;

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

·       Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

·       Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

·       Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

·       Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель моей деятельности:

развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи моей педагогической деятельности:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3. Создать условия для развития связной речи:

- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники

- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники

4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.в пересказе;

3. в составлении рассказов;

2. в заучивании стихотворений;

4. формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева

(Елизавета Ивановна Тихеева (1867 — 1943) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей)

Моя работа проходила в несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий)

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, диагностики речи детей.

А также с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития:

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактических пособий

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

2этап – основной (формирующий)

Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.

3 этап – заключительный (контрольный)

Становление опыта, оценка результатов, итоговый мониторинг, описание работы.

 

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результативность опыта

Результат проведенной работы следующий:

1 Разработана и включена в образовательный процесс система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2 Разработано дидактическое обеспечение.

3 Разработана система мониторинга эффективности деятельности.

У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.

Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания , памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:

- продолжить изучение новых технологий;

-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;

-распространение личного опыта

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.

При проведении мониторинга получены следующие данные:

Уровень сформированности связной повысился на 30,7%.

Анализ результатов мониторинга доказывает, что уровень развития речи будет выше, если для ее формирования использовать приемы мнемотехники

Список литературы:

·       Федеральный государственный образовательный стандарт до

·       Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

·       Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»

·       О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»

·       Т.В. Большова «Учимся по сказке.»  «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.»

·       Л.В. Омельченко «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»

·       A.M. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

·       Л.А. Пашковская «Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования»

·       Т.Б. Филичева «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.»

·       М.М. Алексеева, О.С. Ушакова «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях», «Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

( к презентации)

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Подготовил: воспитатель

Нагорная М. А.

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

Их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи.

В речи детей существует множество проблем:

• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;

• Бедность речи, недостаточный словарный запас;

• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);

• Отсутствие навыков культурной речи;

Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

  • Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
  • Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
  • Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
  • Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель моей деятельности:

развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи моей педагогической деятельности:

1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

3. Создать условия для развития связной речи:

- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники

- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники

4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

А также развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.в пересказе;

3. в составлении рассказов;

2. в заучивании стихотворений;

4. формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

- требования ФГОС ДО;

-теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

Реализация ведущей идеи опыта.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» … Е. И. Тихеева

(Елизавета Ивановна Тихеева (1867 — 1943) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей)

Моя работа проходила в несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий)

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, диагностики речи детей.

А также с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития:

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактических пособий

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

2этап – основной (формирующий)

Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.

3 этап – заключительный (контрольный)

Становление опыта, оценка результатов, итоговый мониторинг, описание работы.

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Результативность опыта

Результат проведенной работы следующий:

1 Разработана и включена в образовательный процесс система приемов мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

2 Разработано дидактическое обеспечение.

3 Разработана система мониторинга эффективности деятельности.

У воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец), легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый текст без помощи воспитателя. Научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, заучивать стихотворения, повысилась познавательная активность детей.

Вышеизложенная система работы, основанная на применении развивающих технологий, способствует развитию словесно-логического мышления, умственных способностей, дает «пищу» для тренировки внимания , памяти, воображения детей. На основании данных показателей можно сделать вывод о моделировании, как эффективном средстве всестороннего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Проанализировав результаты своей работы, наметила для себя перспективу:

- продолжить изучение новых технологий;

-изучить опыт других педагогов и внедрить в практику работы специфику обучения связной речи детей;

-распространение личного опыта

Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям. Это свидетельствует о том, что использование модели в речевой работе с детьми может стать увлекательным средством познания, а в дальнейшем творческим, увлекательным процессом обучения.

При проведении мониторинга получены следующие данные:

Уровень сформированности связной повысился на 30,7%.

Анализ результатов мониторинга доказывает, что уровень развития речи будет выше, если для ее формирования использовать приемы мнемотехники

Список литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт до
  • Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  • Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
  • О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»
  • Т.В. Большова «Учимся по сказке.»  «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.»
  • Л.В. Омельченко «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»
  • A.M. Бородич «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
  • Л.А. Пашковская «Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования»
  • Т.Б. Филичева «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.»
  • М.М. Алексеева, О.С. Ушакова «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях», «Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,Их он усвоит на лету.К. Д. Ушинский.С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования ...