Развитие речи в средней группе детского сада
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Шевцова Любовь Николаевна

Средняя группа детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы дать детям базовые знания о звуках и слогах, а также о предложениях. В рассказах из личного опыта детей побуждают использовать не только прямую, но и косвенную речь. Внимание уделяется тому, чтобы дети активно использовали при общении разные виды сложных предложений. Средняя группа детского сада предполагает формирование умений по пересказу несложных по сюжету литературных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

                  Развитие речи в средней группе детского сада

Средняя группа детского сада предполагает планирование деятельности воспитателя таким образом, чтобы дать детям базовые знания о звуках и слогах, а также о предложениях. В рассказах из личного опыта детей побуждают использовать не только прямую, но и косвенную речь. Внимание уделяется тому, чтобы дети активно использовали при общении разные виды сложных предложений. Средняя группа детского сада предполагает формирование умений по пересказу несложных по сюжету литературных произведений.

Ребята средней группы детского сада в 4–5 лет с успехом осваивают новые умения и навыки. И успешность этого процесса связана с тем, насколько хорошо малыш излагает свои мысли в речи. Вот почему развитие речи — одно из ключевых направлений работы в детсаду, которое регулируется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова,  но с известным малышу значением) словаря; выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым; отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи; совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление); развитии связной монологической и диалогической речи.

Формирование словаря

Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в быту, и на занятиях. При этом ведущим выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий: надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.д.; сравнения с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают приметы времен года и т.д. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными значениями слов.

Для обогащения и уточнения словаря детей используются следующие                 приемы:

• использование нового слова и рассматривание предмета (демонстрация действия), которое оно обозначает. ("Про глаза с черным зрачком говорят, что они черные. А про куклу с черными глазами говорят черноглазая, – объясняет педагог. – Что скажете про вторую куклу с синими глазами?" ( Синеглазая .);

 интонационное акцентирование внимания детей на новом слове ("Не заметили, какое слово я голосом выделила? – интересуется воспитатель. – Ошпаренный – это значит облитый кипятком, упавший, нырнувший в кипяток, как волк из сказки "Три поросенка"".);

• многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения ("Чтобы медвежонок не проиграл, соревнуясь в беге с хитрым волчонком, надо научить его слушать вашу команду: "Раз, два, три – беги!"" (Хоровые и индивидуальные повторения.));

• употребление нового слова (определения) в различных речевых высказываниях ("Как думаете, что можно сшить из синей ткани в мелкую белую полоску? – интересуется педагог. – Начните ответ так: "Из синей ткани в мелкую белую полоску я бы… (сшила (сшил) платье, фартук, наволочку, пододеяльник, грелку на чайник и т. п."".)   В.Гербова.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада, тема: «Моя семья»

Задачи:1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.3. Упражнять детей в по...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...