КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Лидия Васильевна Никитина

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной на ветвях появляются почки и из них вырастают молодые зеленые листочки. А когда наступает лето, все деревья покрыты листьями, а земля — травой и цветами.

 

Попросите малышей не спеша вращать стрелку на пособии и вместе называйте то время года, на которое она указывает.

 

Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за изменениями, происходя­щими в природе летом. Скажите, что

 

Зимой было холодно.

 

Весной стало намного теплее, и вся природа пробудилась от зимнего сна.

 

Летом стало жарко, появилась трава, расцвели на лугу цветы, над цветами летают бабочки. В лесу дикие животные ухаживают за своими детенышами: лисятами, бельчатами, медвежатами.

 

Дайте детям образец рассказа о лете. Для этого предъявляйте малышам картинки и сопровождайте их соответствующими фразами: «Летом очень ярко светит солнце. Летом становится жарко. Летом вырастают цветы и трава. Летом появляются жуки и бабочки. Летом в лесу собирают грибы и ягоды. Летом люди купаются и загорают». Расскажите, что летом дети часто живут на даче, ходят купаться на реку и гулять в лес. Там можно увидеть и услышать много нового и интересного. Покажите детям картинки и проведите игру «Лягушка и кукушка». Для этого прочитайте малышам стихотворение:

 

Предложите малышам продолжить лесной хор в форме диалога: одни дети будут озвучивать кукушку, а другие — лягушку.

 

В другой раз проведите с детьми игру «Ягодка лесная». Для этого приготовьте мозаику красного цвета. Заранее с помощью нескольких деталей мозаики прикрепи­те бумажное изображение корзины к игровому пространству мозаики. Прочитайте потешку о лете:

 

Предложите детям собрать «ягодки»—мозаику в корзиночку и покажите, как это делать.

 

От времени года

 

Зависит погода.

 

— Ква-ква — урчит лягушка.

 

— Ку-ку — кричит кукушка. Целый день по лесу:

 

— Ква-ква,

 

— Ку-ку,

 

— Ква-ква,

 

— Ку-ку.

 
 

 

 

Здравствуй, полянка большая!

 

Здравствуй, трава-мурава!

 

Здравствуй, ягодка лесная,

 

Ты поспела и вкусна.

 

Мы лукошко несем —

 

Всю тебя соберем.

 

Во время работы разучите с детьми рифмовку:

 

Ягодка по ягодке

 

Я кладу в корзинку.

 

Ягодка по ягодке

 

Спелую малинку.

 

Предложите детям подумать и ответить, когда это бывает — летом или зимой. Задайте малышам следующие вопросы: «Когда идет снег? Когда купаются в реке? Когда катаются на санках? Когда собирают ягоды? Когда появляются бабочки? Ко­гда бывают морозы?»

 

Чему учим детей:

 

— закрепляем представление о временах года, знакомим с признаками лета;

 

— вводим в активный словарь имена существительные (лето, трава, свет, рыба, удочка, рыбак, лодка, весло, лягушка, кукушка, комар, ягоды); глаголы (купаться, загорать, плыть); наречия (жарко, высоко, низко);

 

— закрепляем в речи предлоги «на», «в», «под», «около»; согласовывать имена прилагательные с существительными;

 

— составлять коллективный рассказ о лете по картинному плану;

 

— развиваем все виды моторики: общую, мелкую и артикуляционную;

 

— вызываем звуки [с] и [з];

 

— развиваем интонационную выразительность речи, учим читать знакомую риф­мовку;

 

— координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

 

— подбирать предметы по цвету, закрепляем название желтого, красного, синего, зеленого, белого и черного цвета;

 

— развиваем зрительное и слуховое внимание, фонематический слух;

 

— количественному счету в пределах пяти.

 

Оснащение: картинки для составления рассказа о лете; картинки «На реке», «В лесу»; пособие «Рыболовы» и маг­нитная удочка к нему.

 

 Ход занятия

 

1. Раз, два, три, четыре, пять — будем лето мы встречать.

 

Прочитайте вместе с детьми рифмовку, одновременно выполняя соответствующие

 

движения.

 

Раз, два, три, четыре, пять Будем лето мы встречать. Лето красное, иди, Нам тепло и свет дари. Травы, в поле вырастайте.

 

Бабочки, вокруг летайте.

 

Зрейте, ягоды, грибы.

 

Лес и речка, нас мани.

 

(Шагать на месте.)

 

(Хлопать в ладоши.)

 

(Поднять вверх согнутые в локтях руки

 

и растопырить пальцы.)

 

(Сложить вместе ладони и несколько раз развести их в стороны, не разъединяя рук в области запястья.) (Сделать жест в сторону сначала левой, а затем правой рукой.)

 

(Сделать манящий к себе жест ладонями обеих рук.)

 

Предложите детям сесть на стульчики и рассказать о лете.

 

 

 

2. Рассказ о лете.

 

Показывайте детям знакомые им картинки о лете и помогайте им со­ставить коллективный рассказ об этом времени года.

 

1. Летом очень ярко светит солнце.

 

2. Летом становится жарко.

 

3. Летом вырастают цветы и трава.

 

4. Летом появляются жуки и бабочки.

 

5. Летом в лесу собирают грибы и ягоды.

 

6. Летом люди купаются и загорают.

 

 

 

3. У реки, у речки.

 

Скажите: «Хорошо летом у реки. Солнышко печет, речка течет. Поет водичка свою песенку». Сами длительно произнесите звук [С-с-с...], демонстрируя детям ар­тикуляцию звука. (Нужно широко улыбнуться, языком упереться в нижние зубы.) Попросите детей спеть песенку водички.

 

Продолжите: «Ой, а это что за звук?» Длительно произнесите звук [З-з-з...]. (Ар­тикуляция та же.) «Это комар летит. Берегись, укусит!» Выставьте указательный палец и, слегка вращая кулаком и двигая вперед руку, изобразите летящего комара. Сделайте вид, что хотите кого-нибудь ужалить.

 

Стимулируйте детей самих показывать пальчиковую игру «Комар» и петь его пе­сенку.

 

Затем спросите: «Где комар? Лови его!» и хлопните перед собой в ладоши, пытаясь поймать воображаемого комара. Скажите детям: «Поймали!»

 

 

 

4. Рыбаки.

 

Покажите картинку «На реке» и спросите, на чем можно плыть по ре­ке. (На лодке.)

 

Предложите детям изобразить, как гребут веслами. Для этого надо «взять» в руки воображаемые весла и, сидя на стуле, совершать круговые движения руками. Одно­временно корпусом необходимо наклоняться вперед и слегка откидываться назад.

 

Вновь привлеките внимание детей к картинке и спросите, где находится мальчик (сидит на берегу). Скажите малышам, что мальчик ловит в реке рыбку. Для этого он закинул в воду удочку.

 

Предложите малышам тоже взять удочку и попробовать поймать рыбку. Для этого положите на стол пособие «Рыболовы» и по очереди дайте детям магнитную удочку.

 

Спросите каждого из детей, сколько рыбок и какого цвета он поймал. Ответы бу­дут примерно такими: «Я поймал одну красную рыбку». Вместе с детьми сосчитайте, сколько всего рыбок поймано. Попросите детей «положить» рыбок в ведерко — каж­дую на свое место (по цвету).

 

 

 

5. Лягушка и кукушка.

 

Скажите детям: «Стоим мы с удочкой на берегу. А у нас из-под ног кто-то в воду: скок, скок, скок... Кто же это?».

 

Одновременно со словами: «Скок, скок, скок...» продемонстрируйте пальчиковую игру «Лягушка».

 

Описание пальчиковой игры «Лягушка»: положить кулак на стол плашмя и рыв­ками передвигать его вперед. Затем загадайте загадку:

 

Зеленая, как трава,

 

И поет: «Ква-ква, ква-ква».

 

(Лягушка )

 

 

 

Попросите детей изобразить лягушку с помощью пальчиковой игры и звукопод­ражаний. Скажите детям: «А из леса кто-то откликается.

 

Сидит на суку

 

И поет: «Ку-ку, ку-ку!»

 

Кто же это? » (Кукушка)

 

Попросите малышей встать, отвести руки вниз и назад, как крылышки, и спеть песенку кукушки (при этом слегка кивая головой). Спросите детей, кто сидит высоко на дереве, а кто низко в траве. Уточните, какое из этих животных птица.

 

Предложите малышам послушать разные песенки и отгадать, кто их поет: кукушка или лягушка. Произносите с паузами звукоподражания: «Ква-ква», «Ку-ку», «Ква­ква», «Ку-ку», «Ку-ку», «Ква-ква», а дети будут называть и изображать лягушку или кукушку.

 

 

 

6. В лесу.

 

Скажите:

 

А теперь мы в лес пойдем,

 

Грибы, ягоды найдем.

 

По тропинке, по дорожке

 

Зашагали наши ножки:

 

Раз шажок, два шажок,

 

Три шажок...

 

Догони меня, дружок!

 

(Указательным и средним пальцем правой руки медленно шагать по столу.) (Значительно ускорить движение пальцев, имитируя бег.)

 

(Дети повторяют эти движения.)

 

Покажите детям картинку «В лесу» и спросите, узнают ли они дерево. (Белка.) Спросите, что они видят на елке (шишки), что под елкой (грибок), а что около елки (пеньки, ягоды).

 

Изобразите, что вы правой рукой срываете с картинки ягоды и кладете их в «кор­зину» — сложенную ковшом левую руку. При этом говорите:

 

Ягодка по ягодке, 

Я кладу в корзинку. 

Ягодка по ягодке, 

Спелую малинку.

 

Попросите детей тоже собирать ягоды с кустика в свои «корзинки». Предложите отнести эти ягодки мамам, а заодно рассказать им:

 

Где мы летом побывали,

И что нового узнали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».

Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...

Занятие по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: "Прогулка в сказочный лес."

Цель: Звуковая культура речи. Совершенствование речевого аппарата детей, тренировка дыхательной системы. Показать детям артикуляцию звука «Ж», закрепить произношение звука в слоге, разных ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Конспект по развитию речи в средней группе детского сада

Конспект по развитию речи в средней группе детского сада с презентациейКонспект НОД по развитию речи "Путешествие по сказке «Три медведя»" в детском саду. Средняя группаТема:...