Развитие фонематического анализа и навыков звукового анализа
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

В консультации предлагаются игры, развивающие фонематические процессы у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_2018.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

 Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

  1. Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?...

 Что построили с тобой?...

На крючок в реке попал?...

 Может все, хоть ростом мал?...

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

  1. Я еще задачу дам- все расставить по местам:

Вот печать на простыне-…

Зеленеет на окне…..

Волейбольная весит…..

Канарейка в ней сидит-….

 (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА) Понятия МЕТКА и СЕТКА уточняются до чтения стихотворения.

  1. Я опять задачу дам- все расставить по местам:

Что стащил игривый кот?...

Деткам мамочка плетет?...

С гор спускается, течет?...

Что за скользкий ровный лед?.... (

КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК) Понятие МОТОК и ПОТОК уточняются с детьми до начала упражнений.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗВУКОВ К, КЬ.

 Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты маленький, чтобы в слове появился звук К».

Рама-рамка,

яма-…,

репа-…,

вата-…,

лапа-…,

пена-…,

панама-…,

лопата-…,

картина-…,

корзина-…,

монета-…,

солома-…,

чаша-…,

репа-…,

липа -…,

 нора-…

ЧЕТКО, ГРОМКО, НЕ ТОРОПЛИВО ПРОГОВОРИТЬ СТИХИ СО ЗВУКОМ К.

АК-АК-АК, вот такой гамак.

ОК-ОК-ОК, вот такой каток.

 УК-УК-УК, вот такой индюк.

 КА-КА-КА, у Кати мука.

КО-КО-КО, в школе нелегко.

КУ-КУ-КУ, я куплю муку.

- Назовите слова со звуком К

Речевой материал для звуков К, КЬ УПРАЖНЕНИЕ.

Выделить в слове звук К, «нажать» на него. Домик, танк, тюбик, ток, ролик, огонек, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, валик, синяк, напильник, утенок, валенок, хомяк, парк, венок, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран. Объяснить выделенные слова. Определить, есть в слове звук К или нет. Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

ПОДОБРАТЬ В РИФМУ НАЗВАНИЕ ОВОЩЕЙ СО ЗВУКОМ К. 

Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел все лето урожай. Что собрали отгадай!

  1. Где весною было пусто, летом выросла …..(капуста).
  2.  Солнышко светило, чтоб ярче зеленел…(укроп).
  3. Собираем мы в лукошко очень крупную…..(картошку).
  4.  От дождя земля намокла, вылезай, толстушка …..(свекла)
  5.  Из земли за чуб плутовку тянем, сочную …..(морковку).
  6.  Надо поклониться низко, чтобы вытащить …..(редиску).
  7.  Помогает деду внук- Собирает с грядок …..(лук).
  8.  Просит дедушка Федюшку: - собери еще……(петрушку).
  9.  Вот зеленый толстячок, Крупный, гладкий …..(кабачок).
  10.  И красавец – великан тёмно – синий ……(баклажан).

 Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: Намокла - свекла, пусто - капуста, лукошко-картошка и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников, важность проблемы, этапы работы по формированию фонематического восприятия, примеры упражнений и игр, направленных на развитие...

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

В данном материале представлена система работы (последовательность игр и заданий) для развития фонематических процессов.  Особенно актуальна такая система работы с детьми. у которых наблюдаются т...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....