Составление дошкольниками рифмованных текстов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кабачева Алёна Сергеевна

Методы и игры ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_doshkolnikami_rifmovannyh_tekstov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Методы и игры ТРИЗ я использую на занятиях по развитию речи детей и обучению грамоте; реализую в областях познание и коммуникация.

Вашему вниманию представлен фрагмент занятия по развитию речи детей, которое направлено на закрепление умения детей подбирать рифмованные слова к заданному слову. В занятии принимали участие дети подготовительной группы с задержкой психического развития и с имеющимися вторичными нарушениями речи.

Фрагмент занятия по коммуникации

на тему «Грустный котёнок»

Цель: - Закреплять умения детей подбирать рифмованные слова к заданному слову;

Задачи:

- развивать темпо-ритмическую сторону речи;

- развивать фонематические процессы: умение слышать и правильно договаривать окончания слов, выделять слова с похожими окончаниями;

-  активизировать словарь детей;

-  формировать навыки словотворчества у детей.

- закреплять умения детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию с помощью имён признаков;

 

Ход образовательной деятельности:

Чтение стихотворения Джона Чиарди “Об удивительных птицах”.

На улице прохожего увидел я вчера
Он ящик нес. На ящике написано “Игра”.
Я два квартала шел за ним (поверьте, я не вру).
И наконец спросил его:
– А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
– Уверен, что такой игры еще ты не встречал.
Две птицы удивительных есть в ящике моем
И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
А чтобы могли начать, запомнить должен ты, 
Что у несхожих этих птиц 
похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг – весьма нелегкий труд.
Недаром люди умные их 
рифмами зовут.
И вправду, птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать наверх за словом слово.
Одна достала слово 
гвоздь,
Другая – сразу гость и трость.
Одна достала слово грусть.
Другая – фразу “ну и пусть”.
Одна достала слово 
слон.
Другая – звон и телефон.
“Теперь, – сказал мне человек,– пора и нам сыграть. 
Я буду доставать слова, ты должен рифмовать”.
Достал он слова 
кочка,
А я ответил “бочка, и строчка, и сорочка,
И сразу два листочка, и на прощанье 
точка”.
Мы с ним играли целый час похожими словами,
Теперь мы покидаем вас,
и вы играйте сами.

Дефектолог: Ребята, давайте вспомним с вами, что же такое рифма.

Дети:

- Слова оканчиваются одинаково,

- Слова должны быть похожи, 

- Должно быть так, чтобы получилось “складно”

Игра «Подбери рифму»

Дефектолог называет слова, а дети подбирают к ним рифму.

  1. Машина – шина, картина, малина, Буратино;
  2. Автобус – глобус, ус,  карапуз;
  3. Электричка – спичка, лисичка, сестричка, синичка;
  4. Велосипед  -  дед, винегрет, мясоед;

Ребята, как одним словом назовём наши слова – транспорт.

Дефектолог: Посмотрите, кто пришёл к ним сегодня в гости?

Дети: Котёнок (замечают, что он грустный)

Дефектолог: Как вы думаете, почему котёнок грустный?

Дети: - Он потерял маму,

- Он хочет кушать,

- У него нет друзей;

Дефектолог: Ребята, давайте, чтобы он не грустил, придумаем про него смешное стихотворение.

При составлении лимерика, дети опираются на схему:

1 строчка

Жил - был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

 Следствие в результате этого действия

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Дефектолог: Подберите рифму к слову «котёнок» и к слову «грустный»

Дети:  

1.  Лисёнок, поросенок, телёнок, зайчонок;

2.  Вкусный, устный.

В ходе беседы, дети совместно с педагогом подбирают слова и составляют стихотворение:

Жил -  был грустный котёнок

И был у него вкусный зайчонок

Играли всегда они вместе,

Любили ляпаться в тесте.

Вот какая крепкая дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

"Составление дошкольниками рифмованых текстов"

Консультация для педагогов и родителей...

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закл...

Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов

В конспекте перечисленны этапы по освоению  способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Мастер-класс "Составление дошкольниками рифмованных текстов"

Материал по составлению дошкольниками рифмованных текстов, содержит модель построения короткого стихотворения и игровые упражнения по составлению рифмованных текстов....