Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов
статья по развитию речи на тему

 

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов

   Мансурова Ю.С.

Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование связной речи. Дети старшего дошкольного возраста, должны уметь самостоятельно составлять монологические тексты различного характера. Признаками такой речи является произвольность, развернутость и связность. В монологе ребёнок строит высказывания самостоятельно. Он сам выбирает словесную форму для выражения содержания, которое он сообщает, намечает последовательность отдельных частей, звеньев содержания. Будь то описание предмета, явления или события. Педагогу важно: владеет ли ребёнок различными средствами для выражения мыслей, не повторяются ли в одном отрезке речи одни и те же слова и обороты?

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов, на наш взгляд, уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приёмов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

    Над проблемой обучения детей словообразованию, рифмованию, подбору описательных характеристик объекта работает Л, Ф. Павленко. Педагогом доказана возможность обучения детей составлению стихотворных текстов.

    Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

    В методических разработках посвященных, ознакомлению детей с поэтическим словом справедливо указывается, на необходимость формирования интереса к стихотворным текстам. На начальных этапах работы необходимо вызвать у детей интерес к художественным произведениям, наполненным фантазией, юмором, словесными играми в  рифмы, ритмы, звукоподражания. Как же научится играть в стихи и со стихами? Конечно, их нужно читать детям, заучивать наизусть. Иначе игра не состоится. Правила игры заключаются в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Всем известны, например потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешинки и прочая стихотворная «шумиха», которую принято считать пустой забавой. Все это в первую очередь игры, которые обучают или быстрому произношению трудной фразы, или сложному звукосочетанию.

    Чем чаще повторяются стихотворения, тем больше в них можно увидеть загадок, шуток, звукоподражаний, перевёртышей  и других игр. Это, в свою очередь поможет сделать ещё один шаг к новому увлечению – сочинению собственных рифмованных текстов, а в дальнейшем и  собственных стихотворений. Приобретенная способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. Она открывает ребёнку путь к бесценным сокровищам мировой поэзии и к собственному речевому творчеству.

 В результате практического исследования были выделены следующие этапы работы:

  1. Знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста.
  2. Коллективное составление текста по алгоритму.
  3. Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.
  4. Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с трехлетнего возраста. Исследователями детской речи, установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

            Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребёнок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

 

Задачи обучения рифмованию.

Вторая младшая группа

    Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей  к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

Средняя группа

    Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

    Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки.

Старшая группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Подготовительная группа

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

 

 

Вторая младшая группа

Работу по составлению рифмованных текстов я начала во 2 младшей группе во второй половине года. Первое с чем  познакомились дети, это была игра, которая называлась «Складные картинки» яркие, красочные, одиночные картинки. Они с удовольствием их рассматривали. Затем я предложила каждой картинке найти пару, (начала с 5 пар картинок, постепенно увеличивая) но такую, чтобы при произношении изображенной картинки получилась песенка. Эту песенку мы назвали рифма. А чтобы заинтересовать ребёнка я нарядила куклу и дала ей имя - «Тётушка Рифма», которая посещала нас в течение  всего года. Использовала игры изз «Сборника методических материалов МДОУ № 242 «Садко» 2004г.

«Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений, названия которых рифмуется. Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар.

           «Складные картинки» (Кольца Лулия)

Цель: учить детей работать с кольцами Лулия; подбирать рифмующиеся слова.

Ход: На малом круге в секторе картинки, а к ним мы будем подбирать рифмующиеся слова, которые расположены на большом круге.

               «Доскажи словечко»

Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму.

Ход: Воспитатель читает небольшие отрывки, дети договаривают окончания.

1.      Зайка звонко барабанит.

Он серьезным делом … (занят).

2.      Первым просыпается пастух,

Раньше пастуха встает … (петух).

3.      Ёжик – сторож теремка –

Злой лисе намял … (бока).

4.      Снеговик – «морковный нос» -

Ёлку нам домой … (принёс).

            «Отгадывание загадок»

Цель: формировать умение детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму

Ход: Воспитатель читает загадки, а дети отгадывают.

1. Летом в болоте
    Вы её найдете,
    Зеленая квакушка.
    Кто это? ….  (лягушка)

               «Найди рифму»

Цель: Продолжать учить создавать рифму и находить похожие по звучанию слова.

Ход: Подбираем с детьми к одному слову похожие по звучанию слова:

 Мост – хвост – тост и т.д.

Птица – пицца – синица и т.д.

Подушка – лягушка – кадушка и т.д.

Затем воспитатель читает четверостишия и просит детей находить слова в рифму.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

И т.д.

            «Загадки – присказки»

Цель: Вырабатывать чувство рифмы, развивать словарь.

Ход: Воспитатель читает загадки, дети их отгадывают.

1. Я маленькая птичка -
     Зовут меня …. (синичка).

2. Зимою она то, как пух, то тверда,

    Летом её называют …. (вода).

3. Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    И зовут тебя все …. (солнце).

4. Обогнать друг друга рады,

    Ты смотри, дружок, не падай!

     Хороши тогда, легки

     Быстроходные …. (коньки). И т.д.

             «Кто кем становиться?»

Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

Ход: воспитатель читает стихотворение А.Шибаева («Для самых маленьких», «Озорные детки», «Самовар») а дети договаривают слова.

 

Жил – был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,                                 

 Взрослая …. (собака).                                                                                                                          

 

Бык могучий великан,

В детстве был …(телёнком)

 

Жеребёнок с каждым днём

Подрастал и стал … (конём)

 

Конспект занятия для детей младшей группы

В гостях у тётушки «Рифмы».

Программное содержание:

- учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются;

- учить детей работать с кольцами Лулия;

- учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Организационный момент.

-Настал день.

 -Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы здесь все вместе.

-Какие мы по настроению? (приветливые, добрые, спокойные, радостные, ласковые).

Раздаётся стук в дверь.

- Ребята, к нам в гости пришла тётушка Рифма.

- Скажите мне, пожалуйста, что такое рифма? (ответы детей)

- Правильно это когда слова звучат складно.

- Тётушка Рифма предлагает поиграть в игру, которая называется «Складушки – ладушки».

Работа за столами.

-Подойдите сюда, играть мы будем с волшебными кольцами.

- Как они называются? (Кольца Лулия).

- На маленьком круге, в этом секторе картинки, и к ним мы будем подбирать складные слова, которые расположены на большом круге.

- Посмотрите на картинку, кого мы видим? ( Лягушку).

- А сейчас к слову лягушка подберём рифму.

Физкультминутка.

- Следующая игра называется « Доскажи словечко».

- Я буду предложение читать, а вы заканчивать.

  • Слоник хоботом, как душем,

            Моет спинку, моет … (уши).

  • Испекли мы из муки,

     с луком, мясом ….(пирожки).

  • Без ключа ты мне поверь,

       не откроешь эту ….(дверь).

  • Первым просыпается пастух,

     Раньше пастуха встаёт … (петух).

 Итог:

-Молодцы ребята, тетушке Рифме  очень понравилось с вами играть.

- А вам понравилось?

- Какая игра вам больше понравилась?

- Как мы играли?- Ещё будем играть?

 

Средняя группа

 

Следующий этап работы заключается в создании лимериков. Лимерик это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель,

Во время составления лимерика ребёнок может придумывать  слова в рифму, но этих слов нет в русском языке. В принципе это придуманное слово я оставляла, но с условием, если он объяснит его значение, этим самым ещё и формируется детское слово творчество. Для начала ребёнка необходимо познакомить с правилом работы со схемой:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Какой? (Сравнение или указание на свойство объекта)

3 строчка

Что делал? (Действие или взаимодействие с другими объектами)

4 строчка

С кем общался?

5 строчка

Вывод

 

  • Первая и вторая  строчки рифмуются между собой;
  • Третья и четвёртая  строчки рифмуются между собой;
  • Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Например:

Жила – была кошка,                                      Жила – была речка,

Звали её мошка.                                             Она была горячей как печка.

Маленькая она была,                                     В лесу она бежала,

На ладошке у меня спала.                             Всех обогревала.

Вот такая у меня кошка. (Вова.                    Вот такая заботливая речка (Лена 

Татаринцев средняя группа)                                                                  Ларюшкина средняя группа)

 

Использовала игры с младшей группы и дополняла

«Круги на воде»

Цель: Развивать творческое воображение, находить рифмы.

Ход: Ребята, давайте поиграем в слова, что они у вас вызывают, какие ассоциации, какие сочетания могут получиться.

Например: «лимон»

  1. Он …. (кислый, желтый…)
  2. Он связано со словом на букву «Л» (лиса, луна, ложка и т.д.)
  3. оно рифмуется со словами …

лимон – батон, лимон – баллон, лимон – закон, лимон – бутон.

 

 

Конспект занятия средней группы

В гостях у Лесовичка.

Программное содержание:

   - закрепить умение детей подбирать рифму к заданному слову;

   - развивать умение детей анализировать содержание стихотворенья;

   - закреплять умения детей подбирать рифмующие слова;

   - закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Ход занятия:

- Давайте за руки возьмёмся, посмотрим, друг на друга, улыбнёмся.

- Ребята я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Теремок». Ко мне в теремок сядет тот, кто подберёт рифму к заданному слову.

                                          Игра «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Сядет тот, кто подберёт рифму к слову подушка- лягушка, лето- конфета, точка- мочка, картошка- мошка, яйцо- кольцо, окно- зерно, цветок- носок, куртка- утка, ворона- корона, ложка- серёжка

- Ребята к нам сегодня в гости придёт волшебный старичок - Лесовичёк. Хотите с ним познакомиться?

(Заходит Лесовичёк).

 

- Здравствуйте грустные ребята!

- Здравствуйте ленивые ребята!

- Здравствуйте грязные ребята!

- Здравствуйте злые ребята!

- Ну, какие тут незнайки сидят!

В.- Неправда Лесовичёк, ребята у нас всему учатся и даже могут тебе что-то, где-то подсказать.

Ребята, а давайте Лесовичку прочитаем про него стихотворение.

  В лесу, в бору живёт старый старичок

  На нём красивый колпачок

  Он танцует гопачок,

  Вот такой красивый старичок Лесовичёк.  

                                                                  Физкультминутка.

Игра «О ком, о чём?»

 

- Ребята, о каком объекте идёт речь?

- Каким признаком наделён наш объект?

- Какие действия совершал?

- Как автор его охарактеризовал?

- Ребята в этом стихотворении спрятались рифмы.

Л.- Рифма? А что это такое? С чем его едят? 

- Ребята расскажите Лесовичку, что такое рифма. Например.

- Давайте вот сейчас найдем в стихотворении звучные слова.

- Ребята, а для чего нужна рифма? Чтобы сочинять стихи.

- Ребята, а давайте попробуем сочинить стихотворение.

                                          

Сочиняем стихотворение.

 

- Что мы сначала выбираем (объект).

       Первое предложение – Жил- был…

 

- Затем нужно охарактеризовать наш объект. Какой он по характеру.

-Какие действия наш объект совершает? Что он делает?

- Какой сделаем вывод?

- Лесовичёк, а что у тебя в корзинке?

- Я очень люблю разные картинки, вот и вам принёс их показать

- Давайте посмотрим, ой, да тут спрятались рифмы, давайте их подберём.

Л.- Мне пора прощаться, до свидания ребята.

Итог.

-Как хорошо, что к нам пришёл Лесовичёк в гости.

-Вам понравилось с ним играть? А что вам больше всего понравилось?

-Ребята, а мы ещё будем рифмы подбирать или уже хватит?

-А стихи сочинять?

-Мне очень понравилось с вами играть, до свидания.  

 

Старшая группа

      Рифмовки повышают настроение, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они оживляют занятия, помогают многим детям преодолеть психическое напряжение. Рифмовка создаёт у ребёнка ощущение уверенности в себе, развивает дыхание, дикцию, слух, темп, регуляцию силы голоса. Формируется выразительная и эмоциональная речь.

Так же поднимает настроение ребёнка, когда родители принимают участие в создании рифмованных текстов. Последнее вызывает чувство радости и гордости за них.

Для того чтобы у ребёнка не пропал интерес к сочинительству, мы придумали следующий этап работы.

imageСоздали стихотворный домик, который позволял выстраивать стихотворения по схеме. Придумали карточки с обозначением места, действия, объекта. В стихотворении может быть несколько объектов, действий, мест, поэтому карточки пронумерованы по порядку. Если в начале стихотворения зачин начинается с места, то это карточка (№ 1). На все остальные слова, такие как предлоги, союзы мы  ни какие карточки не ставим. Рифмованные стихи составляем с помощью имён признаков.

Правила составления рифмованных текстов изменился с усложнением:

1.      Стихотворение составляем из пяти строчек.

2.      Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

3.      Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

4.      Пятая строчка это вывод и он не рифмуется.

5.      Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков.

6.      Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с действия, и с места.

7.      В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест.

8.      После того как составили стихотворение, делаем вывод и даём название стихотворению.

 

 

 

(Рисунок 1. Стихотворный домик)

 

Например:

Жила была птичка,

Совсем как невеличка,

По дому летала,

Зерна клевала

Вот такая птичка. (Снежана Лаптева)

 

imageВ этом стихотворении зачин жила- была и составлено оно без имён признаков. Имена признаков подставляем, после того как составили стихотворение и подставляем их перед объектом, местом и действием.

 

Вот какое смешное стихотворение получилось с использованием имён признаков:

        Влажная птичка.

Жила была мокрая птичка,

Совсем как разноцветная невеличка,

По дому квадратно летала,

Зёрна кисло клевала,

Ты была бы сухой, если бы не летала под дождём. (Снежана Лаптева)

При хоровом произношении рифмовок дети могут производить движения, что вызывает у детей восторг.

(Рисунок 2. Таблица признаков)

«Склад - не склад»

Цель: учить подбирать рифму к заданному  слову.

Ход: ведущий загадывает слово,  играющие придумывают рифму.

Для следующего этапа работы необходимо  научить ребёнка подбирать рифмы к разным частям речи: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Можно сделать дидактический мяч. Этот мяч будет подсказкой и для воспитателя. Наклеить на мяч рифмы к разным частям речи - существительные рак – мак, цветок – носок, утка – шутка и т.д. Глаголы: бежали- лежали, играли – звали, толкали – моргали и т.д. Прилагательные: красивый – массивный, яичный – пшеничный и т.д. Наречия: широко – далеко, глубоко – высоко. Эту игру мы обозвали                 « Рифмованный мяч».

 

image                «Рифмованный мяч»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмы к разным частям речи.

Ход: воспитатель называет какое-либо слово определённой части речи, дети придумывают к нему рифму.

           

 

 

(Рисунок 3. Рифмованный мяч)

 

«Чистоговорки»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним са – са - са – прилетела к нам …(оса), ща – ща – ща – мы нашли в траве …(клеща) т.д.

 

«Сочини дальше»

Цель: учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Ход: воспитатель читает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

 Читать стихотворения, поощрять детей которые нашли в стихотворении рифму. Данные упражнения способствуют к дальнейшему сочинительству.

 

«О ком? О чём?

Цель: учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Ход: О каком объекте идёт речь?

Какими признаками наделён объект?

            Какие действия он совершал?

            Какой вывод сделал автор?

 

Работа по созданию рифмовок стала основой для проекта «Улыбка».

 

Цель проекта:

1.      Развитие социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

2.      Воспитание детей активного проявления эмоциональной отзывчивости к окружающим.

3.      Освоение культуры общения с взрослыми и сверстниками.

 

1. Практическая часть проекта

Ø  Сбор информации по проекту (по какой причине люди улыбаются).

Ø  Составление плана проекта.

Ø  Составление картотек (сбор весёлых картинок, смешных игрушек).

Ø  Создание «Царство улыбки». «Способы повышения настроения» Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-imageнибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

Ø  Составление  смешных стихов с помощью стихотворного домика и оформление книги со стихами.

 

 

 

 

 

( Рисунок 4. Книга со стихами).

В дальнейшем мы планируем продолжать сочинять стихи по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках и самостоятельно их зарисовывать.

 

 

Программное содержание;

 

 

 

Материал:

- Закреплять умения детей подбирать рифмованные слова к заданному слову;

- закреплять умения детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию с помощью имён признаков;

Стихотворный домик, таблица признаков, рифмованный мяч.

Вводная часть.

- Ребята, что у меня в руках? (Рифмованный мяч)

- А что, мы с ним делаем? (Играем в рифмованные слова)

- Я задаю слово, а вы к нему подбираете рифму.

- Давайте нашим гостям покажем, как мы играем.

Дети подбирают рифму к словам существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

 

Правило составления стихотворения.                                         

- Ребята, а зачем людям нужна рифма?

(Чтобы сочинять стихи).

- А мы умеем сочинять стихи?

- А что нам помогает составлять стихотворения?

(Стихотворный домик).

- А ещё? (Правило составления стихотворения).

- Кто помнит правило составления стихотворения?

1.      Стихотворение составляем из пяти строчек.

2.      Первая и вторая рифмуются между собой.

3.      Третья и четвертая рифмуются между собой.

4.      Пятая строчка это вывод и он не рифмуется.

5.      Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков.

6.      Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с действия, и с места.

7.      В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест.

8.      После того как составили стихотворение, делаем вывод и даём название стихотворению.

Составление стихотворения

 

Рефлексия.

-          Что мы сейчас с вами делали?

-          С помощью чего мы сочиняли стихи?

-          Про кого мы составили стихотворение?

-          Какой вывод мы сделали?

-          А для чего мы составляем стихотворения?

 

 

 

 

Стихи, сочинённые детьми старшей группы «Карандаши».

Колючая кошка

 

Жила была колючая кошка

И у неё была красивая ложка

Ложкой этой она квадратно ела,

И песенки сладкие пела.

Хочешь сладкие песни петь, ешь квадратно. ( Лиза Ярашова).

Торопливая машина

 

Жила была шершавая  машина,

У неё проткнулись синие шины.

Она была  грустна,

Потому что без колёс, ни туда и ни сюда. (Максим Фомичёв)

***

Жила была шишка,

Она была похожа на мышку.

Росла она на ёлке

У которой были иголки,

Шишка сверху на нас смотрела,

Ничего не проглядела. (Максим Фомичёв)

***

Мне подарили кольцо,                                                                                      

Оно было похоже на яйцо,

Оно украшало руку,

Иногда нагоняло скуку,

Потому что было старое. (Снежана Лаптева).

***

Жила была птичка,

Совсем как невеличка,

По дому летала,

Зерна клевала

Вот такая птичка. (Снежана Лаптева)

***                 

У нас в группе есть девочка,

Её зовут Умочка,

У неё красивая сумочка,

Всем играть она её даёт,

А в сумке у неё кашалот. (Элла Акрамова).

***

Бежала мышка в норку,

В зубах держала корку.

Она её сгрызёт

И ей очень повезёт. (Максим Фомичёв).

***
Солнце в оконце,

Всё время светило в глаза.

Вдруг пролетела оса!

Ах, это солнце!

Если б оно не светило в глаза,

Меня б не укусила оса. ( Коллективное).

***

Жила была речка,

Она была горячей как печка.

В лесу она бежала,

Всех обогревала. Вот такая заботливая речка. ( Лена Ларюшкина).

Жил был карандаш,

Был похож на гараж

Он рисовал,

И все гаражи изрисовал.

Вот такой весёлый карандаш. (Полина Левитская).

***
Жил был насос,

Звали его пылесос.

Он так чисто пылесосил,

Что всех занососил. ( Тимур Сираев).

***

Жила была кошка,

Звали её мошка.

Маленькая она была,

На ладошке у меня спала. ( Вова Татаринцев).

***

Моя мамочка как бабочка,

Весь день порхала,

Всё прибирала, так устала.

Я подушку принесла,

Сама всё прибирала. ( Лена Ларюшкина).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mansurova_yu.s.doc2.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Картотека игр используемых при обучении детей составлению рифмованных текстов.

Даны игры и упражнения используемые для составления рифмованных текстов....

Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов

В конспекте перечисленны этапы по освоению  способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

В данном материале можно ознакомиться с этапами обучения детей составлению рифмованных текстов....