Картотека игр используемых при обучении детей составлению рифмованных текстов.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Уютнова Валентина Петровна

Даны игры и упражнения используемые для составления рифмованных текстов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

Картотека

игр используемых при обучении детей составлению рифмованных текстов.

Составила

воспитатель:

В.П. Уютнова

г. Саров 2016 г.

Игра «Чистоговорки».

Цель: Учить подбирать рифму к звукосочетанию.

Игровой мотив:

Соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

Ход игры.

      Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Например:

Са-са-са-

Прилетела в сад  оса-

Ща-ща-ща-

Мы нашли в траве клеща.

Итог:

Ребенок умеет составлять рифмованные чистоговорки.

Игра «Отгадай по признакам».

Цель:

Учить детей называть объект  (-ы-) по признаку (-ам-).

Игровой мотив:

Загадывание объектов.

Ход игры.

Ведущим называется 1-2 признака, а дети называют что такое это может быть. Обязательное условие – объяснить наличие данного признака у объекта. Например:

Кудрявое: облако, волосы, барашек, береза.

Итог:

Ребенок может объяснить наличие любого признака у объекта с достаточной степенью  достоверности.

Игра «Доскажи словечко»

Цель:

Учить детей подбирать рифмующие слова.

Игровой мотив:

У воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Ход игры.

Воспитатель читает детям стихотворный текст, и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку – рифму. Например:

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек).

Итог:

Ребенок умеет заканчивать стихотворный текст рифмованным словом или фразой.

Игра «Склад – несклад».

Цель:

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Игра с мячом или другим предметом.

Ход игры:

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему. Например:

рогатая - бодатая,

жевалка – глоталка.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т.д. по цепочке. В данном варианте можно использовать мяч.

Игра «Скажи наоборот».

Цель:

Учить детей подбирать антонимические пары и рифмовать их.

Игровой мотив:

Игра с мячом.

Ход игры.

Ведущий называет слово и бросает мяч ребенку, который должен назвать антонимическую пару : бедный – богатый,

жадный – щедрый и т.д..

В качестве усложнения необходимо побужнать детей рифмовать антонимические пары.

Итог:

Ребенок умеет подбирать антонимические пары.

Игра «О ком? О чем?».

Цель:

Учить анализировать структуру стихотворения.

Игровой мотив:

Соревнование кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель читает детям небольшое стихотворение. Предлагает быстро отвечать на вопросы:

1. О каком объекте идет речь?

2. Какими признаками наделен объект?

3. Какие действия он совершил?

Какой вывод сделал автор?

Итог:

Ребенок запоминает эти вопросы и затем, задает их самому себе после прослушивания стихотворения.

Игра «исправь меня».

Цель:

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Игровой мотив:

Исправления ошибок воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки и в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Итог:

Ребенок умеет согласовывать слова в роде и падеже.

Игра «Придумай словосочетание».

Цель:

Учить детей составлять словосочетания на основе антонимических пар.

Игровой мотив:

Волшебник «Наоборот»

Ход игры:

Детям дается пара антонимов, необходимо составить с ними словосочетания Например:  веселый – грустный

 веселый праздник, грустная мелодия

 Усложнение – объединить в одно предложение два словосочетания. Например: В веселый праздник звучит иногда грустная мелодия.

Итог:

Ребенок умеет составлять фразы на основе антонимический пар.

Игра «Найди и объясни противоположные слова».

Цель:

Учить детей находить антонимические пары в пословицах и поговорках.

Игровой мотив:

Волшебник «Путаник» дает задания на сообразительность.

Ход игры:

Воспитатель читает пословицы и поговорки, а дети находят противоположные по значению слова:

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет худа без добра.

Побуждать детей объяснять значение этих антонимических пар в пословицах и поговорках.

Итог:

Ребенок знает антонимические пары и может объяснить  их значение.

Игра: Скажи, какой?» (структурный подход).

Цель:

закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Учить находить разные признаки предмета. Обогащать и активизировать словарь дошкольников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать три или больше предметов, которые могут сочетать в себе 2-3 признака. Признаки предмета сначала говорит воспитатель, затем – ребенок.

Например:

   Пушистый + серый = заяц

   Сильный + добрый = Дед Мороз

   Белый + съедобный + мягкий = хлеб.

Синий + легкий + блестящий = воздушный шарик.

Игра «Кто больше подберет красивых слов».

Цель:

Учить подбирать определения, синонимы, образные характеристики объекту.

Игровой мотив:

Игра организуется между двумя командами (или детьми)

Ход игры:

Детям раздают карточки с изображением объектов. Дается задание: как можно больше подобрать красивых слов к объекту. Воспитатель может вводить ограничения. Например: сделать сравнения по цвету и форме; или сравнения по  действию и материалу.

Усложнение: сравнения делаются с помощью морфологической таблицы.

Характе –

ристики

Цвет

Форма

Размер

Материал

Объект

и другие показатели.

Итог:

Ребенок к любому объекту может подобрать образные характеристики.

Игра «Послушай мое слово и нарисуй».

Цель:

Учить  записывать предложение в виде схемы.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами предложение.

Ход игры:

Воспитатель читает предложение, а тети записывают его в виде схемы.

Усложнение:  ведущий ребенок.

Игра «Сочини дальше».

Цель:

Учить подбирать рифму к заданному слову.

Игровой мотив:

Соревнование команд.

Ход игры:

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

Например: воспитатель говорит «В море плавает тюлень».

Ребенок продолжает « По лугу бежит олень».

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

Например: «В море плавает олень,

                     По лугу бежит тюлень».

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

Итог:

Ребенок умеет создавать двухстрочные рифмовки.

Игра «Чудесные карты».

Цель: учить детей переносить свойства одного объекта на другой и описывать полученный результат. Развивать умения использовать ассоциации, прямую аналогию. Упражнять в подборе прилагательных.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры:

Дети сидят за столами напротив друг друга. На столе лежат карточки изображением вниз.

    Один участник берет карточку, переворачивает ее и называет, что изображено, подбирает 2-3 прилагательных. Другой ребе6нок переносит эти признаки на свой предмет, изображенный на его карточке. Описывает его: будет ли этот объект обычным или нереальным.

Игра «Составление метафор».

Цель: учить детей придумывать яркие необычные сравнения, используя прямую аналогию по признаку, по действию.

Ход игры:

1. Задумываем  объект – ветер.

2. Ветер что делает? (свистит, воет, кружит).

3. Что еще может кружить? (карусель).

4. Ветер – карусель.

5. Ветер где живет? ( в небе).

6. Ветер – карусель неба.

Или

1. Задумываем объект – снег.

2. Снег что делает? (падает, кружится, укрывает).

3. Что еще может укрывать? (платок, покрывало, одеяло).

4. Снег где живет? (на туче, в небе, на земле).

5. Снег – одеяло.

6. Снег – белое одеяло земли.

Игра: « Сочиним стишок и его запишем».

Цель: Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Игровой мотив:

Кто точнее запишет схемами.

Ход игры:

Дети составляют рифмовку и записывают его с помощью схем.

Примечание:

1. схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчками созданного стихотворного текста.

2. на уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. То есть при помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т.д.

Игра «Писатели».

Цель: учить детей символическому моделированию сказки, рассказа, стихотворения. Используя графическое изображение, развивать у детей  владение символической аналогией, воображение, фантазию.

Ход игры:

Вспомнить с детьми сказку или стихотворение, «записывать» ее символами, схемами, буквами – по желанию ребенка.

Игра «О чем можно сказать …».

Цель: формировать знаково – символическую  функцию мышления; развивать аналитика – синтетическую деятельность; упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Воспитывать речевую культуру, умение правильно строить предложения, активизировать словарь детей.

Материал: набор предметных картинок.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку с изображенным на ней символом и спрашивает: «О чем можно сказать…».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста

Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...

Обучение детей составлению рифмованных текстов-лимериков

Презентация с опорными схемами для составления лимериков по технологии ОТСМ ТРИЗ...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов

В конспекте перечисленны этапы по освоению  способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...

Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

В данном материале можно ознакомиться с этапами обучения детей составлению рифмованных текстов....