Мастер-класс "Составление дошкольниками рифмованных текстов"
материал (старшая, подготовительная группа)

Наталия Евгеньевна Ли

Материал по составлению дошкольниками рифмованных текстов, содержит модель построения короткого стихотворения и игровые упражнения по составлению рифмованных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sostavlenie_korotkih_stihotvoreniy.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Составление дошкольниками рифмованных текстов

Стихотворение -  одна из форм монологического текста, которая способствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости и образности.

Исследователями детской речи установлено, что дети 3 - 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия – это свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.

В дошкольной практике воспитатели пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но сложившейся методики обучения дошкольников созданию стихотворных текстов в традиционной педагогике нет.

Лимерик  является одним из средств развития детского речевого творчества. Это короткое стихотворение, как правило, состоящее из пяти строк. Лимерик пишется в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы, абракадабры). Рифмованные  тексты этого жанра начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).

Лимерик рифмуется таким образом:

Первые две строчки между собой

Третья и четвертая строчки между собой.

Пятая является выводом и может не рифмоваться.

Лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был       (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3  строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4  строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

ПР:

Жил – был старичок меж ульями,

От пчел отбивался он стульями.

 Но не учел

 Числа этих пчел,

 И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный

Был он добр, но очень мокрый

По болоту он ходил

Всех лягушек подавил.

Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся в определенной последовательности.

3 этап. Последовательность игровых заданий и упражнений по составлению рифмованных  текстов

1. «Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.);  воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПР: ребенок берет картинка с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмы к разным  частям речи.

Ход: воспитатель называет какое – либо слово определенной части речи, дети придумывают к нему рифму.

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифму той же части речи.

ПР:

  • называется глагол «бежали»;  дети  добавляют глаголы «лежали, звали»;
  • называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;
  • называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
  • называется наречие  «широко», добавляется рифмовка «далеко».

3.    «Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять  рифмованные строчки  по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать, какую-либо рифмованную пару (лучше взять существительное) и начать сочинять рифму следующим образом «Жил – был кто – то, и был похож на что - то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР:  «Жил – был рак  и был похож на мак».

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил – был мак и он был, как рак).

В качестве усложнения между словами «Жил – был» и объектом ставятся другие слова (жил – был веселый рак, и он часто смотрел на алый мак).

Эти игру лучше проводить  с 4- летнего возраста.

4. «Составляем лимерики»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил - был    -    объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям сочинить  смешные стишки, при этом вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в конце  строчек. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Сочиненный стишок повторяется несколько раз.

ПР:

Жила - была певунья -  птичка,

И красивая была, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

 А потом на траве долго лежала.

Вот какая беззаботная была птичка.

 Методические рекомендации

 Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. По мере усвоения модели лимерика, дети самостоятельно сочиняют рифмованные тексты. Такие занятия с детьми можно начинать с 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова и не делать повторов.

5. «Сочиняем разные лимерики»

Цель: учить детей  создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало « Если бы…., но не…»:

Если бы певунья -  птичка

была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка.

Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы…, если бы…» и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья -  птичка

была не такой красивой, как синичка.

То  за жуком она не бежала,

А потом на траве не лежала.

Лучше, пусть она б в небесах полетала.

  1. «Стишок про нас»

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.

ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок:

Жил – был мальчик по имени Саша,

И во рту у него была каша.

У логопеда он занимался

И звуки произносить старался.

Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка

Не ела часто конфеточки,

То прыщики бы у нее не появлялись,

И  сильно бы они не чесались.

Меньше надо есть сладкого Света.

Дети могут обмениваться между собой стишками.

Методические рекомендации

Стихи на основе пережитых событий начинают сочинять с детьми 6 года жизни.

Воспитателю надо иметь педагогический такт. При составлении стишков не допускается унижение достоинства детей.

7.  « Придумаем стишок про занятия»

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.

Ход:  в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и т.д.) воспитатель  предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.

После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая,

И была она немного зубастая.

Но с ноликом она подружилась,

И в десяток превратилась.

Теперь мы научились писать цифру 10.

После занятия по рисованию, где осваивались способы работы с акварелью:

Если бы кисточка была смелая,

То она была бы и умелая.

Неаккуратные пятна бы не оставляла

И хорошими работами нас удивляла.

Ох, как тяжело работать с палитрой.

Но мы все равно научимся.

По итогам чтения сказки «Золушка» и анализа литературных героев создаются рифмованные тексты:

Жила-была мачеха вредная

И была она не бедная.

Золушке все время работу давала

И делать ее всегда заставляла.

Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.

Методические рекомендации

Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.

Игры и творческие задания

 

Название игры, цель

Содержание и методические  рекомендации

«О ком? О чем?»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

1.   О каком объекте идет речь?

  1. Какими признаками наделен объект?
  2. Какие действия он совершал?
  3. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование - кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети.  

Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Вариант игры: воспитатель читает стихотворение – загадку, а играющие должны назвать отгадку - рифму.

«Склад - несклад»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевалка – глоталка).

Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом.

Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово – другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки»

Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

ПР: Са – са – са –прилетела в сад оса.

       Ща – ща – ща –мы нашли в траве клеща.

Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше»

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше.

ПР: “В море плавает тюлень..”. Ребенок продолжает:  “По лугу бежит олень”.

Игровой мотив: соревнование команд.

Возможны варианты рифмовок от других детей или путаницы.

ПР: “В море плавает олень, на лугу лежит тюлень”.

Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составит двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня»

Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмовки и записывать их схемами.

Дети составляют рифмовку и записывают ее схемами. 

Игровой мотив: кто точнее запишет схемами рифмовку.

Схематическая фиксация должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста.

На уровне схематической фиксации можно работать над интонационной выразительностью. При помощи определенных условных знаков обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную интонацию, повествовательную, паузу и т. д.

«Дразнилка»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой -  либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно -  ласкательным суффиксом –лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка»).

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов –щ,  -оньк и др.

Возможно использование со среднего возраста на полуактивном этапе. Со старшего возраста – активный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов

Обучение  дошкольников составлению рифмованных текстов   Мансурова Ю.С.Воспитатель старшей группы № 8 «Карандаши»Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование ...

"Составление дошкольниками рифмованых текстов"

Консультация для педагогов и родителей...

СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закл...

Технология обучения дошкольников составления рифмованных текстов

В конспекте перечисленны этапы по освоению  способов составления рифмованных текстов.Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...