Пальчиковые игры
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Матовникова Юлия Александровна

Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также делать множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.rar2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Белочка» г. Котовска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=610023cbfd626f8a545eab3c9c71223e&n=13

Автор-составитель: Матовникова Ю. А.,

воспитатель группы №12 «Смешарики»

г. Котовск, 2018г.

Аннотация

Комплекс веселых и полезных  пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а так же для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.  Занятия по развитию мелкой моторики рассчитаны для  детей от 1,5 лет. Рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.

К  методической разработке прилагаются 44 карточки. Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. 

Цель  - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.

Задачи:

  • налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
  • учить подражать движениям рук педагога;
  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  • развивать согласованность движений обеих рук;
  • сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
  • развивать внимание, зрительное восприятие, речь;
  • воспитывать любовь к малым фольклорным  жанрам и русским народным сказкам.

Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления обучающегося, вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми.

Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. 

Методические рекомендации

Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
  • они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок  возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. 

Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

Методы и приемы:

  • наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
  • словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
  • практический метод работы - пальчиковая игра.

Использование данных методов даёт положительный результат:

- улучшение качества речи;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;

- развитие эмоциональной сферы.

Этапы разучивания игр:

  1. Педагог сначала показывает игру с пальцами сам, затем помогает ребенку правильно ставить пальчики, сложить руку и придать нужное положение кисти.  Нельзя демонстрировать ребенку неспособность или неумение, напротив, необходимо вселить уверенность в то, что у него со временем все получится.

2.  Педагог проговаривает текст и вместе с ребенком выполняет движения одновременно. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении обучающиеся усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием.

3. Ребенок сам выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.

4. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2 – 3 раза.

Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы: 

• доступность;

• безопасность;

• разнообразность упражнений.

Подготовка к проведению игр:

В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть: разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.

Рекомендации:

В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Сначала нужно подбирать такие игры, в которых предусмотрено взаимодействие руки ребенка и взрослого. Именно на этом этапе больше всего требуется помощь. Новое упражнение нужно выполнять в медленном темпе.

Не ставьте несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм:

Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.

Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности.

В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.

В-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе.

В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития людей с интеллектуальной недостаточностью.

Использование вариативности выбора и творческий подход педагога к проведению пальчиковых игр, поможет ускорить формирование связи «мозг – рука – речь»

Картотека игр (Приложение)

Заключение.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.

Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности.        

              

Интернет ресурсы:

http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm

http://budetrebenok.ru/palchikovaya-gimnastika-2863.html

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...