Развитие диалогической речи детей.
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной (диалогической) речи дошкольников, посредством разучивания диалогов.

       Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих.

Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.

Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлятьсамостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи. С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.

Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.

Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.

Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких.

Веселые диалоги

1- Кисонька-мурысонька,

Где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

- Одна.

- Не ешь одна!

Не ешь одна!

Не ешь одна!


3.Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

Е. Серова


4.- Что кряхтите, мышки?

- О-о-х!

Тяжело тащить горо-о-ох!

Как нам быть, не знаем,

С этим урожаем!

- Эй, синицы, налетайте!

Мышкам живо помогайте!

- Как дела, мышата?

- Плохо! 


Нет теперь у нас гороха!

Нам синицы помогали -

Весь горошек поклевали! 

5.Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

- Хорошо! В порядке!

Весь вспотел ты, не устал?

- Да, устал, от зарядки красным стал. 

6.В огороде помидор

Взгромоздился на забор.

Претворяется негодник,

Будто сам он огородник!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Возмутилась тетя репа:

- Это глупо и нелепо!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя огурец:

- Безобразник ! Сорванец!

Ай – ай – ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец,

Устыдился, наконец,

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину! 


7.- Заболел малютка ежик!

Доктор, что ему поможет?

- Ваш поправится сынок.

А спасет его - чеснок!

8.- Обожаю я свеколку, -

- Говорит зайчонок волку,

- Вот, попробуй, угощаю!

Будет вкусно, обещаю!

- Свекла мне не по зубам!

Вот тебя я лучше - ам! -

- ... Но в зубах злодея волка

Оказалась лишь свеколка!

 

9.- Ну-ка, девица редиска,

Полезай скорее в миску!

Здесь уже твои сестрички.

Видишь хвостики - косички?

- Нет, я в миску не спешу,

Лучше в грядке посижу!

Знаю я, любезный лук

Ты - мой добрый, верный друг.

Что ж глаза мне щиплешь так,

Будто ты не друг, а враг?

-Уж такой я, потерпи.

Если любишь, то прости! 
10.- Круглый жёлтенький крепыш,

Ты кого боишься?

- Мышь! 

Каждый вечер прибегает,

За бочок меня кусает!

- Репка, мы тебя спасём!

Ну - ка, мышка, марш в свой дом!

- А можно ли нам, вишенка,

Твоих отведать вишенок?

- Конечно, можно, детки!

Но не ломайте ветки!

11. - Солнце, солнце,

Ты откуда?

- Я из тучки золотой.

- Дождик, дождик,

Ты откуда?

- Я из тучи грозовой.

- Ветер, ветер,

Ты откуда?

- Я родился за горой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Развитие диалогической речи детей с ОНР на основе театрализованной деятельности»

В пособии представлены:   Этапы  развития диалогических умений.  Примерный план распределения произведений по возрасту детей и лексическим темам.  Практический материал....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...