Конспект занятия по развитию речи в средней группе . Тема: «В гости к сказке».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Конспект  занятия по развитию речи в средней группе .

Тема: «В гости к сказке».

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Оборудование и материалы:  сенсорная доска, куклы бибабо.

1 Дети сидят в кругу на ковре.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.»

2. Сюрпризный момент. Появляется -Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый  длинный хвост острая мордочка)

3.  Ребята, давайте попытаемся описать нашу гостью.

Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

А что вы можете рассказать  о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодцы. А какой у лисички хвост? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

А как вы думаете , зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодцы. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису. Наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. (ответы, презентация с героями из сказок)

·           Всех важней она в загадке,
   Хоть и в погребе жила:
   Репку вытащить из грядки
   Деду с бабкой помогла.  (Мышка) из русской народной сказки «Репка».

·           Ждали маму с молоком,
   А пустили волка в дом.
   Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят)из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

·           На сметане мешен,
     На окошке стужен,
     Круглый бок, румяный бок.
     Покатился …. (Колобок)

·           Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
     Там три стула и три кружки,
     Три кроватки, три подушки.
     Угадайте без подсказки,
     Кто герои этой сказки? (Три медведя )

·      Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)

·      Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)

·      Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)

·      У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, колобок,  волк и семеро козлят, мышка, три медведя  из другой сказки)

5. Динамическая пауза.

 Лисичка хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

«Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

Лиса

В рыжем платьице из ситца
раскрасавица лисица.
Хвостик — с белым кончиком,
краска, что ли, кончилась?

Заяц

Смотрит заинька в окно – 
За ночь снегу намело… 
Во дворе снеговики 
Чинят лыжи и коньки, 
С гор несутся сани… 
- Зайка, едем с нами!

Медведь

Пчелы гонятся за Мишкой.
"Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.!

Белка

Наигравшись в прятки, 
Рыжие бельчатки 
Шишку шустро потрошат 
И орешками шуршат.

6

-Молодцы, ребята, А теперь давайте вместе вспомним  сказку «Заюшкина  избушка».Я буду вам помогать.

7. Инсценировка сказки.  Кукольный театр. Детям раздаются роли и куклы бибабо

 ( заяц, лиса, медведь, собака, петух)

«Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила  ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла  весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый, Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Не ужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь  заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Вед. Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг?

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Собака: Эй, лиса, слышишь лай?

Гав, гав, гав, прочь ступай!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Собака: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

Вед: На пеньке опять сидит

Бедный заинька, грустит.

Что же делать, он не знает,

Лапкой слёзки утирает.

 

Появляется медведь

Медведь: Я Мишка-лежебока,

Спал я долго и глубоко.

Не боюсь ни ссор, ни драк!

Покажи мне, где твой враг!

Заяц: Вот сидит в моей избушке,

Вот торчат в окошке ушки.

Медведь: Эй! Кто там в избе?

Вот достанется тебе!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Медведь: (трусливо)

Ой, совсем забыл, косой!

Нужно мне скорей домой!

(медведь уходит)

Вед. Кто не побоится

Заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется петушок

Петух: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!

Я помогу, я помогу!

Ты не плачь, не плачь, косой,

Живо справимся с лисой!

Лиса: Как взмахну хвостом,

Опалю огнём, берегись!

Петух: Как тряхну гребешком -

И развалится весь дом!

У меня есть коса,

Ну-ка, выходи, лиса!

Лиса: Ой, боюсь я петуха!

Ой, подальше от греха!

(лиса выбегает из домика и бежит в лес)

Заяц: Ну, спасибо, Петушок!

Справиться с лисой помог!

Будем вместе в доме жить,

Вместе жить и не  тужить!»

 

 

 8. Подведение итогов.

-Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?

Ну а нам пора прощаться, и со сказкой расставаться. Сказка новая опять в гости к вам придёт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.

Программное содержание:
       Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.

Учить детей  самостоятельно составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, придерживаясь плана ;
правильно строить предложения;
четко проговаривать слова.

Формировать   умение   связно,   последовательно   описывать   изображение   на   картине.
     Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине,

 
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ.
 
 
Материал:   сенсорная панель,  альбомные листы и карандаши
 
Ход занятия:
 
В. Ребята посмотрите, что это такое? Нам пришло письмо по электронной почте.
Интересно, что в нем. Тут что-то написано «откроется  письмо тому, кто отгадает загадки»                                                                                                                    
слайд 1
 
-      Сам он круглый, а не мяч,                                                                               слайд  2

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это


 
Д. «Еж»                                                                                               
Скажите, а чем еж отличается от других зверей?    
 
Д.  Ежик  колючий, небольшой, сворачивается в клубок.
 
В. Ребята, мы с вами много беседовали о диких животных.  Вы знаете,  что ежи сворачиваются   в клубок, как они сердито фыркают, что кушают.

А сейчас расскажите мне, что вы знаете об этих удивительных животных и  что еще бы вы хотели узнать. 

Д. - У ежика маленькие лапки.
 Д. - Ежи питаются грибами, они еще питаются ягодами.
Д.- Еж колючий  когда боится сворачивается в клубок.

Д.- Я хочу знать, как и где ежи делают себе жилище?

Жилище ежа – гнездо или укрытие, сооружённое из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего пристанища ёж не отходит. В дневное время суток в своём укрытии он находится постоянно.

Д. - Я хочу знать, когда еж выходит на охоту?

Еж ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Д. -Я хочу знать, что ежик делает зимой?
 
Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов

Д. - Я бы хотел узнать, чем они еще питаются в лесу?

Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина.
В.  Ребятки как вы много знаете о ежах и сколько,  много вопросов вы сумели задать. Очень хорошо!
В. Молодцы ребята вы много смогли рассказать о ежах и том, чем   они питаются. 

 Вот сейчас мы и проверим как вы справитесь с  заданием. «Чем питается еж»

Сенсорная  панель  Дидактическая игра «Чем питается еж»                слайд 3


Ребята вот послушайте стихотворение, как поэт Борис Заходер   говорит о еже

                                                                                               слайд 4 стих и картинка

«Ёжик»

Что ж ты, Ёж, такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

А вот ребята перед нами картина  Ежи . Давайте вместе внимательно ее рассмотрим.

                                                                                                         Слайд 5  картинка ежи

Дети начинают ее рассматривать.
 
В. (задает вопросы, требуя отвечать полным предложением)
-Кого вы видите на картине?
-Сколько ежей здесь изображено?
-Как их можно назвать одним выражением (семья ежей, семейство ежей)

рассказ по картине «Ежиха с ежатами » Что делает ежиха? Что делают ежата? Что едят ежи? Зачем нужны ежу иголки? Как можно сказать о еже? Какой он? - Ребята, вам нравится картина? - Как бы вы назвали эту картину? - Что изображено на этой картине? - Что делают ежи? - Как вы думаете, какое настроение у ежей? - Ежи дикие или домашние животные? - Где они живут? - Какая травка на полянке? - Какое время года? - Какая шубка у ежей? - Для чего им нужна такая шубка? 
В. Ребята давайте придумаем название этой картине
 
Д. - Ежики пошли за добычей
-Лесная полянка
-Семья ежей
 
В. Ребята, а сейчас давайте поиграем                                                
слайд 6
 
Физминутка

песня  «Маленький ежик четверо ножек»

дети повторяют движения по тексту песни.
 
А сейчас ребята послушайте, какую сказку я придумала по этой картине: Жила-была ежиха со своими ежатами. Жили они в норке на лесной опушке. И вот однажды, в один ясный, летний день Ежиха с ежатами решила прогуляться. Вылезли они с норки и отправились на полянку, которую хорошо освещало солнышко.  Это была необычная полянка, на ней ежата любили играть. Долго гуляли ежата и очень  устали и проголодались. Вышли они. Папа еж решил отдохнуть  свернулся в клубок  и  лег у пенька. А е жата  увидели  улитку  и бабочку на цветочке . И с большим интересом разглядывали их.

 В. Ребята, а теперь  придумайте  свой   рассказ  по  этой   картине.   В  своем  рассказе используйте слова, которые вы говорили о ежах.
Вызвать двоих детей. Дети рассказывают.
 
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? Дети говорят свою оценку.
 Рефлексия  
В. (подводя итог)
Рассказ интересный, короткий, законченный, четко произносили слова. Использовали красивые слова
 
В. Ребята вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно ………….
Я предлагаю вам взять карандаши и нарисовать  друзей нашей ежиной семье. И эти веселые ежики останутся в нашей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание:Закреплять с детьми названия геометрических фигур.Продолжать учить определять размеры геометрических фигур (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий).Повторить сче...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание:Закреплять с детьми названия геометрических фигур.Продолжать учить определять размеры геометрических фигур (большой-маленький, толстый-тонкий, узкий-широкий).Повторить сче...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема «В гостях у сказки»

Программное содержание: 1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах загадок.3.Закреплять знания детей об особенност...

Занятие по развитию речи в младшей группе. Тема : " В гостях у сказки".

Занятие по развитию речи в младшей группе. Тема : " В гостях у сказки"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с В гости к сказке «Три медведя»

Цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности и приобщения к устному народному творчеству. Задачи:1.     Образовательные:-закрепить знание детьми содержа...

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя» Образовательная область: Речевое развитие Цель: развивать речь детей через дидактические игры по содержанию сказки " Три медведя

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя»Образовательная область: Речевое развитиеЦель: развивать речь детей через дидактические игры п...

План конспект Образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема «В гостях у сказки»

Цель: Активизация речевой деятельности через сказку разнообразными способами и методами.Задачи: 1. Учить узнавать знакомые русские народные сказки,  героев сказок с помощью загадок.2.Закреплять у...