«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Бережная Лариса Николаевна

Методическая разработка для педагогов по  речевому  развитию детей в процессе  организации детской театрализованной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.  В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.   

   Театр - один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • совершенствуется  артикуляционный аппарат
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • позволяет формировать опыт социального поведения
  • стимулирует активную речь
  • дети получают эмоциональный подъём

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  По классификации Л. В. Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики.

К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя, роли в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика.

В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая и монологическая  речь, ее грамматический строй. Именно  поэтому игры-драматизации имеют наибольший потенциал в речевом развитии ребенка.  Яркая, насыщенная динамикой действий игра-драматизация требует от ребенка  развития культуры и техники речи, основ театральной игры, развития ритмопластики. Именно в этих направлениях ведется основная работа.

Игры на развитие культуры и техники речи -  это всевозможные игры на развитие дыхания, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры на развитие силы голоса, развитие тембровой окраски.  Упражнение на дыхание «Ветерок»:  развивать правильное речевое дыхание. На уровне рта ребенка подвешивают на ниточках бабочек (листочки, снежинки и т.д.). Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз). Упражнение «Высоко под облаками»:  расширять диапазон голоса. В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз. Упражнение «Повторяй – не зевай!»: развивать темп и ритм речи. Чтение скороговорок с включением выразительности мимики и движений.  И,  конечно же,  это заучивание стихотворений, небольших диалогов-миниатюр и их прочтение в импровизированных конкурсах чтецов, концертах для игрушек или детей в группе.

         Развитие основ театральной игры включает в себя различные игровые упражнения на  развитие  слухового внимания, памяти, выразительности мимики,  умении передавать характер героя в соответствии с текстом, привнося впечатления из личного опыта.  Игровое упражнение «Не зевай, по порядку выбегай»: развивать слуховое внимание, память, выразительность мимики. Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают каждого персонажа сказки В. Сутеева «Под грибом» в нужной последовательности. При необходимости,  дети озвучивают своего героя (повторяют текст произведения). Игровое упражнение «Тень»: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Один ребенок (водящий), ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3—5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все,  что он делает.

          В этом же разделе происходит работа над  распознаванием и отображение эмоциональных состояний при помощи схем-моделей. Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их на несколько частей. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их. На следующем этапе детям предлагается «выразить» предложенную эмоцию с помощью мимики (жеста).

         Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:

а) развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); 
б) развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); 
в) развивают воображение (способности к пластической импровизации).

Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

        Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - это наиболее распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. В процессе участия а театрализованных играх происходит ...

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в средней группе №10 ДО «Радуга»

Современные научные исследования свидетельствуют о том, развитие связной речи нужно начинать в дошкольном возрасте. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, под...

«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, ...

Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности".

Развите речи дошкольников средствами театральной деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...