Конспект НОД по развитию речи на тему: "Для чего нужны стихи?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Для чего нужны стихи?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhny_stihi.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: « Для чего нужны стихи?» в подготовительной группе.

   Программное содержание:  Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

   Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:
   – Зачем люди пишут стихи?
   – Как вы узнаете стихотворение на слух? 
(В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.
   – Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:
Зимнее утро
(отрывок)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
 

   – Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?
   Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.
   В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».
   Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».
   Воспитатель просит детей прочитать любое стихотворение (заслушивается 2–3 ответа). Если дети забыли программные стихотворения, надо прочитать 2–3 произведения. (Программные стихотворения следует читать и вне занятий.)

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮНА ТЕМУ: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
НА КВАДРАТЕ» в подготовительной группе.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Художественное творчество», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: закреплять умение составлять рассказ по памяти на тему «Что я видел в школе», оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги; учить подбирать обобщающие слова для группы предметов; развивать фонематический слух, эстетические чувства, воображение; упражнять в рисовании кистью (концом, плашмя и т. д.); воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Планируемые результаты: умеет составлять рассказ, употребляя в речи сравнительные прилагательные и образные выражения; владеет навыком диалогической речи, формулирует ответы на наводящие вопросы педагога в процессе пересказа; умеет отгадывать загадки; различает жанры литературного произведения; самостоятельно выполняет рисунок декоративного орнамента.

Материалы и оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей; квадрат белой бумаги или любого светлого тона размером 20 × 20 см, гуашь, кисти.

ХОД

1. Введение игрового момента.

– У нас в гостях Мальвина. Она очень любит учиться, поэтому приглашает нас в школу.

2. Развитие речи «Скоро в школу».

– 1 сентября – праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это праздник и для первоклашек, и для всех школьников. Этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Отгадайте загадки о школьных принадлежностях и расскажите, зачем нужны эти предметы ученикам?

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

                                (Алфавит.)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

                        (Портфель.)

По черному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей –

Чиста страница.

                        (Доска.)

Я – твой товарищ, капитан,

Когда разгневан океан,

И ты скитаешься во мгле

На одиноком корабле, –

Зажги фонарь во тьме ночной

И посоветуйся со мной:

Я закачаюсь, задрожу –

И путь на север укажу.

                         (Компас.)

Не похож на человека,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

А сегодня вечерком

Он и чертит, и рисует.

Он раскрасил мой альбом.

                         (Карандаш.)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?.. (Линейка.)

То я в клетку, то в линейку, –

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь).

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, экватор, полюс, –

Уместил всю землю… (глобус).

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                        (Кисть.)

3. Декоративное рисование на квадрате.

– Давайте сделаем для Мальвины подарок – платочки. Рассмотрите цветы, народные орнаменты, платки, ткани, оформленные цветами и листьями.

https://lh3.googleusercontent.com/Tocew3oM0A0KFq3UYkmvODx1H3-AuRV27NN3Yzay5HQjyV3ht7_1M-lf2xGcBEV5sjETYMnl_d4qpcJZjqjLSwL-NAkkeW--YmWg-eHMjHw4ZBW4Qvqbf_u3OnQIoPJgjGk782Q21roPWaU1   https://lh3.googleusercontent.com/IRq4Cg5zPr1syEmSJ-7vKPb9js5Cj7VMTQ6z0dFQN_h9EInX7QEv5Dlz_6YcOVnf2Fq8QGCkwgiQ-j54cO3rVa5P6-rItQY1S_X3SOKOkRbH9eSrtZLqHQN6ZHsMPx3jB7rlGzerTAVh712M

– Какие цветы и листья можно использовать? Как получить из имеющихся красок светлые оттенки красного, голубого?

Дети изображают орнамент на квадратных листах бумаги.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее интересные. Что на них изображено?

Конспект занятия по рисованию на тему: «Декоративное рисование на квадрате».

Цели:

Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя элементы хохломской росписи (травку, ягоды, завитки). Упражнять в рисовании кистью по-разному (концом, плашмя и т. д.) Учить использовать цветовую гамму хохломы. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Материал:

Квадрат размером 20х 20 см бумаги, тонированный желтым цветом, кисти, гуашь черного и красного цветов. Иллюстрации, картины, на которых изображены женщины в платках ,платки с разной композицией узоров на платках, деревянная ложка, раскрашенная хохломской росписью.

Ход занятия

Воспитатель обращается к детям:

Представьте себе, что вы пришли на выставку - ярмарку народных умельцев, где не только любуются, но и продают эти изделия, чтобы выбрать подарок для своей бабушки ко дню рождения. И вот уже вам продавец показал сразу несколько красивых платков, разных по величине и разного цвета и, конечно же, с разным рисунком.

Рассматривание узоров на платках: на одном из них цветов было больше, чем на другом, и они были крупнее по величине; узор из цветов на платке расположен по углам каждого платка и т. д.

Они были все такие красивые, расписные, и каждый платок был хорош по-своему, что у вас глаза разбежались, какой же платок выбрать для подарка? И тут вы решили сделать платок/ платочек своими руками, т. е. расписав квадратный платок узором, который вам больше по душе, чтобы подарить его родным. Ведь подарок, сделанный своими руками, особенно ценен и дорог!

Но прежде, чем начать рисовать, нужно хорошо подумать, как будет выглядеть узор.

Я вам в этом помогу! На этой ярмарке я обратила внимание не только на красочные платки, но и на готовые изделия хохломских мастеров – н-р, вот этой ложки. И я вам предлагаю раскрасить ваши платки элементами хохломской росписи.

Дети проходят и садятся за столы.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой зелени листвы.

Обратить внимание на элементы орнамента и предложить самостоятельно выделить и назвать их (цветы, ягоды, листья и т. д)

Сегодня мы с вами познакомимся с тремя из основных элементов – «травкой». Посмотрите, как его правильно рисовать. На кончик кисти берем немного зеленой (черной)краски и ведем линию сверху вниз, но она не прямая, а слегка изогнута, как бы колышется от ветра. Линию ведем плавно, не отрывая кисточку от бумаги.

Еще один элемент хохломской росписи – «завиток». Ветка-завиток рисуется плавным, неотрывным движением концом кисти. Кисть держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Показать плавность завитка движением рукой в воздухе. Еще надо отметить, что завиток выполняется легким нажимом кисти в середине элемента. Показать, как травка превращается в «кудри –завитки».

Элемент «ягодка». Ягоды брусничка, смородинка и рябинка выполняются печаткой – тычком (тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Ягоды крыжовник, малинка и клубничка рисуются кистью.

Дать детям возможность поупражняться на отдельном листе бумаги.

Физминутка«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда, Только это не беда. (Махи руками)

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают И по-прежнему цветут.

Уточнить цвета, которые используются в хохломской росписи (золотистый, красный, зеленый и черный) и предложить детям расписать готовые изделия.

Итог: давайте немного дадим отдохнуть глазам –закройте глаза и представьте себе…Что наступил день рождения вашей бабушки, вы предложили ей свой подарок. А бабушка вас благодарит, удивляется вашему красивому узору и говорит: «Мне кажется, что я где-то видела этот узор, и по-моему, он называется городецкий узор» Что вы ей скажете? – это хохломской узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе Цель. Уточнить представление о том, что вода необходима всемживым существам (растениям, животным, людям; людям...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Развитие речи на тему "Все профессии нужны"

Конспект занятия НОД по развитию речи в младшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Цель:развивать познавательно-речевую активность детей.Задачи:расширить и закрепить зна...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "С чего начинается родина"

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы "С чего начинается Родина"...

конспект занятия по развитию речи на тему: Речевая игра"Из чего что сделано"

Цели: закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки (например, стеклянные и пластмассовые); подбирать существительные и прилагательные, синонимы...