Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки " Купание медвежат "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
2. Совершенствовать связную речь.
3. Расширять словарный запас (подбор синонимов).
4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.
6. Воспитывать культуру речевого общения.
7. Воспитывать любовь к животным.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент . Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы, цветные бумажные ленты, клей-карандаш, детали для поделки медведя (пружинка – туловище, голова, мордочка, лапы).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В.В. Бианки, чтение рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат».
Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Ход занятия:
Организационный момент. ( ПСИХОГИМНАСТИКА) .
Дети стоят парами, лицом друг к другу.
Хлопнешь громко – рассержусь, рассержусь и отвернусь…
Хлопнешь тихо – повернусь, повернусь и и улыбнусь.
Топнешь громко – рассержусь, рассержусь и отвернусь…
Топнешь тихо – повернусь, повернусь и улыбнусь.
Крикнешь громко –рассержусь, рассержусь и отвернусь…
Крикнешь тихо – повернусь. Повернусь и обнимусь!
Я рада, что у вас такое прекрасное настроение, пусть оно будет таким на протяжении всего занятия.
Я хочу сегодня рассказать вам небольшую сказку о чудесном превращении обычных бумажных ленточек в сказочных героев.
Жили-были, не тужили, две сестрички бумажные ленточки. Были они абсолютно одинаковые и по длине, и по ширине. Только одна ленточка была красная, а вторая розовая. Жили они на письменном столе у мальчика Саши. И было у них много соседей. Вспомните свой письменный стол и давайте подумаем, с кем рядом жили ленточки - клей, карандаши, линейка, тетради, книжки и т.д. ( Иногда, на столе могут оказаться совсем неожиданные вещи.)
Делал как-то Саша поделку в школу, работал неаккуратно, накапал везде клея и за собой не убрал. Вот и склеились наши ленточки друг с другом уголками.
И так получилось, что красная ленточка оказалась снизу. А была она очень самовлюбленной (на то она и красная ленточка), не захотела быть снизу, изогнулась, перегнулась и легла поверх розовой ленты. Розовая лента подумала: «А я что? Хуже?» - и перегнулась поверх красной. Так они и перегибались: одна сверху вниз и снизу вверх, вторая слева направо и справа налево, пока не закончились. А потом снова влезли в клей и склеились другими уголками. Давайте и мы сейчас повторим тоже самое с нашими ленточками и посмотрим на получившуюся фигурку. На что она похожа? На гармошку, на спиральку, на пружинку. Были у нас две простые бумажные ленты, а теперь можно на гармошке поиграть, можно сжать и потом отпустить пружинку и она весело при этом подпрыгнет.
А сейчас игра «Мозговой штурм» - что вам напоминает наша пружинка и что из неё можно сделать, учитывая её внешний вид и свойства. (Ответы детей). Сделать можно всё, что угодно, а я покажу как из гармошки сделать, ну например, медвежонка. Приготовим пружинку, заготовки головы, лап и мордочки. Вот такой замечательный медвежонок у нас получился!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют ?
Ответы детей: Потому что они ведают( знают), где есть мёд.
Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т.д.) . Молодцы, ребята.
2.Чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат».
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, имедвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса?(Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
А что означает слово «бурая»?(Значение слова по словарю Ушакова:
Серовато-коричневый. Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). Бурый медведь. )
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .
Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник. ) А почему так делают животные? ( чтобы успокоить детёнышей)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? ( погружать, опускать.)
Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?(медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере?(медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? (Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков). А что значит слово «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя ).
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ?(знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах,шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? ( «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.)
Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя».
Физминутка: «Три медведя».
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.
Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. Ачитать рассказя буду с помощью схем.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.
Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.
Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
А потом? ( Как убежал медвежонок в лес)
А потом? (Как купали второго медвежонка.) .
И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)
Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)
3. Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?(«Купание медвежат»)
Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ?( На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат». )
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?( бурая, за шиворот,окунала, знойный и т.д.)
О чём бы вы сегодня рассказали дома родителям?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии (индивидуальный анализ), я вам в группе оставляю игру-пазлы по произведению В.В.Бианки «Купание медвежат», по ней вы тоже сможете пересказывать это произаедение.
Литература:
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Задачи:
1.Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
2.Продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.
3.Развивать зрительное внимание и восприятие.
4.Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н.Толстого, Э.Шима, Н.Н.Носова, К.Чуковского; упражнение «Котик», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Заяц и снеговик», «Как ежик яблоки собирал», «Скворцы прилетели», составление рассказов по серии картинок.
Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».
Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами.
Активизация словаря:
существительные: дуб, зверь, ружье, дупло;
прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;
глаголы: отправились, испугались, рассмеялись, решили, выставил, попался,
притаился.
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? ( Писатель- это человек, который пишет рассказы).
-Каких писателей вы знаете? (Л.Н.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.).
-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).
1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в нужной последовательности.
(Педагог предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом). Сегодня мы, как писатели составим рассказ по картинкам.
(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).
-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок к мольберту, выставляет их по порядку).
2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.
1картинка
-Какое время года изображено на картинках? ( Наступило лето).
-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).
-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).
-Давайте придумаем им имена. ( Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).
-Как вы думаете, куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня отправились в лес).
-Какими другими словами можно сказать что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).
-Зачем они пошли в лес? ( Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).
-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них на руках корзинки).
-Что можно сказать об их настроении? (Они веселые, довольные, радостные).
2картинка
-Рассмотрим вторую картинку.
-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели, чьи - то горящие глаза).
-Где было дупло? (Дупло было под старым дубом).
-Почему им стало страшно? (Потому что они решили, что там притаился страшный зверь).
3 картинка
-Что сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).
-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)
-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода. Одет в плащ, на ногах сапоги, на голове синяя кепка. На плече несет ружье.).
- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…).
4картинка
-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).
-Что делает дедушка? (Он думает что делать).
5картинка
-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались за дерево).
-Как вы думаете дед тоже испугался?
-Как вы это поняли?
-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там вылезай. Кто здесь прячется? А ну, выходи страшный зверь!).
6 картинка
-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).
-Как догадались, что сильно удивился? (У него приподнялась кепка и чешет рукой лоб).
-Почему Катя и Ваня улыбаются? ( Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка).
3.Физкультминутка. Упражнение «Котик»
Педагог предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и показать какие бывают кошки.
Вот какой коташка, Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Круглая мордашка, Останавливаются, изображают обеими руками
мордашку, покачивают головой. И на каждой лапке, Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Коготки- царапки. Прыгают на носочках, держа при этом руки на поясе. Все ему игрушки- Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом. Кубик и катушки. Котик точно мячик, По квартире скачет.
4.Составление рассказа по цепочке.
-Ребята, давайте попробуем рассказать эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны. (Рассказывает 3 человека).
-Как можно назвать рассказ? ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.).
-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…).
-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).
-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).
-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.
Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
5.Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».
Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.
-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).
-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).
-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).
-Кого вы раскрасили? (Кошку и ежа).
-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж - самое маленькое животное).
6.Рефлексия занятия
Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.
-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).
МАДОУ детский сад №14
Конспект НОД по развитию речи для старшей группы
Тема: «Составление рассказа по серии картинок»
Составила воспитатель
Филатова Е. В.
Красноуфимск 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».
Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда МихайловнаЦель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки....
конспект занятия по развитию речи на тему: "Составление рассказа по картине "Купание медвежат""
На занятии дети учаться составлять рассказ по картине "Купание медвежат"....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.
Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)
Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.«Рассказ по картине кошка с котятами&raq...