Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа В.Бианки " Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Конспект заняти по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказ В.Бианки  " Купание медвежат "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в  составлении простых  предложений самостоятельно, опираясь на схемы.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Расширять словарный запас (подбор синонимов).

4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим     содержанием.

5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

7. Воспитывать любовь к животным.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент . Рассматривание картинок, дидактическая игра «Придумай ласковое слово», чтение произведения, беседа, пересказ с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска,  картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы, цветные бумажные ленты, клей-карандаш, детали для поделки медведя  (пружинка – туловище, голова, мордочка, лапы).

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях, организация выставки произведений В.В. Бианки, чтение рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат».

Словарная работа: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала,  испугался.

Ход занятия:

Организационный момент. ( ПСИХОГИМНАСТИКА) .

Дети стоят парами, лицом друг к другу.

Хлопнешь громко – рассержусь, рассержусь и отвернусь

Хлопнешь тихо – повернусь, повернусь и и улыбнусь.

Топнешь громко – рассержусь, рассержусь и отвернусь…

Топнешь тихо – повернусь,  повернусь и улыбнусь.

Крикнешь громко –рассержусь, рассержусь и отвернусь…

Крикнешь тихо – повернусь.  Повернусь и  обнимусь!

Я рада, что у вас такое прекрасное настроение, пусть оно будет таким на протяжении всего занятия.

    Я хочу сегодня рассказать вам небольшую сказку о чудесном превращении обычных бумажных ленточек в сказочных героев.

Жили-были, не тужили, две сестрички бумажные ленточки. Были они абсолютно одинаковые и по длине, и по ширине. Только одна ленточка была красная, а вторая розовая. Жили они на письменном столе у мальчика Саши. И было у них много соседей.  Вспомните свой письменный стол и давайте подумаем, с кем рядом жили ленточки - клей, карандаши, линейка, тетради, книжки и т.д. ( Иногда, на столе могут оказаться совсем неожиданные вещи.)

Делал как-то Саша поделку в школу, работал неаккуратно, накапал везде клея и за собой не убрал. Вот и склеились наши ленточки друг с другом уголками.
  И так получилось, что красная ленточка оказалась снизу.   А была она очень самовлюбленной (на то она и красная ленточка), не захотела быть снизу, изогнулась, перегнулась и легла поверх розовой ленты
.     Розовая лента подумала: «А я что? Хуже?» - и перегнулась поверх красной.  Так они и перегибались: одна сверху вниз и снизу вверх, вторая слева направо и справа налево, пока не закончились. А потом снова влезли в клей и склеились другими уголками.  Давайте и мы сейчас повторим тоже самое с нашими ленточками и посмотрим на получившуюся фигурку. На что она похожа? На гармошку, на спиральку, на пружинку. Были у нас две простые бумажные ленты, а теперь можно на гармошке поиграть, можно сжать и потом отпустить пружинку и она весело при этом подпрыгнет.  

   А сейчас игра «Мозговой штурм» - что вам напоминает наша пружинка и что из неё можно сделать, учитывая её внешний вид и свойства. (Ответы детей). Сделать можно всё, что угодно, а я покажу как из гармошки сделать, ну например,  медвежонка.   Приготовим пружинку, заготовки  головы, лап   и мордочки.  Вот такой замечательный медвежонок у нас получился!

Описание: Мастер-класс Педагогический опыт Раннее развитие Бумагопластика Волшебные превращения бумажной ленточки Бумага фото 16

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему этих животных так называют ?

Ответы детей: Потому что они ведают( знают), где есть мёд.

Дидактическая игра: «Придумай     ласковое  слово»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя? (Медвежонок, Мишутка и т.д.) . Молодцы, ребята. 

2.Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, сегодня  я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат». 

Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, имедвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная  вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса?(Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

А что означает слово «бурая»?(Значение слова по словарю Ушакова: 
Серовато-коричневый.  Черный с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). 
Бурый медведь. )

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке) .

Воспитатель: И что медведица сделала? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.) А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.  ) А почему так делают животные? ( чтобы успокоить детёнышей)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) А что значит «окунать»? Как можно сказать по другому? ( погружать, опускать.)

Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая?(медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере?(медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Что сделала мама-медведица  медвежонку? (Медведица догнала  и надавала медвежонку шлепков). А что значит слово  «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя ).

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните , о каком времени  года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день ?(знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах,шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата  довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

Воспитатель: А какие вы сказки знаете про медведей? ( «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.)

Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя».

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я вам  прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. Ачитать рассказя буду с помощью схем.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная  вода хорошо освежила их.

Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.

А потом? ( Как убежал медвежонок в лес)

А потом? (Как купали второго медвежонка.) .

И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольны.)

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)

3. Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?(«Купание медвежат»)

Воспитатель: А на какое произведение похож наш рассказ?( На рассказ В.В.Бианки «Купание медвежат». )

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?( бурая, за шиворот,окунала, знойный и т.д.)

О чём бы вы сегодня рассказали дома  родителям?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии (индивидуальный анализ), я вам в группе оставляю  игру-пазлы по произведению В.В.Бианки «Купание медвежат», по   ней вы тоже сможете  пересказывать это произаедение.

Литература:

  1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.



Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Задачи:

1.Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

2.Продолжать учить детей  составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.

3.Развивать зрительное  внимание и восприятие.

4.Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н.Толстого, Э.Шима, Н.Н.Носова, К.Чуковского; упражнение «Котик», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Заяц и снеговик», «Как ежик яблоки собирал», «Скворцы прилетели», составление рассказов по серии картинок.

Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».

Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами.

Активизация словаря:

существительные: дуб, зверь, ружье, дупло;

прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;

глаголы: отправились, испугались, рассмеялись, решили, выставил, попался,

притаился.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? ( Писатель- это человек,  который пишет рассказы).

-Каких писателей вы знаете? (Л.Н.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.).

-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).

1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение  их в нужной последовательности.

(Педагог предлагает  детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом). Сегодня мы, как писатели   составим рассказ по картинкам.

(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).

-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок к мольберту, выставляет их по порядку).

2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.

1картинка

-Какое время года изображено на картинках? ( Наступило лето).

-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).

-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).

 -Давайте придумаем им  имена. ( Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).

-Как вы думаете,  куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня  отправились в лес).

-Какими другими словами можно сказать что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).

-Зачем они пошли в лес? ( Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).

-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них на руках корзинки).

-Что можно сказать об их настроении?  (Они веселые, довольные, радостные).

 2картинка

-Рассмотрим вторую картинку.

-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели,  чьи - то горящие глаза).

-Где было дупло? (Дупло было под старым дубом).

-Почему им стало страшно? (Потому что они решили,  что там притаился страшный зверь).

3 картинка

-Что  сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).

-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)

-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода.  Одет в плащ, на ногах сапоги, на голове синяя кепка. На плече несет ружье.).

- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…).

4картинка

-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).

-Что делает дедушка? (Он думает что делать).

5картинка

-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались за дерево).

-Как вы думаете дед тоже испугался?

-Как вы это поняли?

-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там вылезай. Кто здесь прячется? А ну, выходи страшный зверь!).

6 картинка

-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).

-Как догадались, что сильно удивился? (У него  приподнялась кепка и чешет рукой лоб).

-Почему Катя и Ваня улыбаются? ( Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка).

3.Физкультминутка. Упражнение «Котик»

Педагог предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и  показать какие бывают кошки.

Вот какой коташка,                     Крадутся по кругу друг за другом на носочках.               Круглая мордашка,                    Останавливаются, изображают обеими руками 

                                                         мордашку, покачивают головой.                                                                       И на каждой лапке,                   Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку.                Коготки- царапки.                       Прыгают на носочках, держа при этом руки на поясе.    Все ему игрушки-                        Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом.       Кубик и катушки.                                                                                                                                  Котик точно мячик,                                                                                                                                     По квартире скачет.

4.Составление рассказа по цепочке.

-Ребята, давайте попробуем рассказать  эту историю от начала до конца.  Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте  внимательны. (Рассказывает 3 человека).

-Как можно назвать рассказ?  ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.).

-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…).

-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети  отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).

-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).

-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.

Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»

5.Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».

Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.

-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).

-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).

-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).

-Кого  вы раскрасили? (Кошку и ежа).

-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж - самое маленькое животное).

 

6.Рефлексия занятия

Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.

-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).


МАДОУ детский сад №14

 

Конспект НОД по развитию речи для старшей группы

Тема: «Составление рассказа по серии картинок»

        

                

                

Составила воспитатель

                                                                                        Филатова Е. В.

Красноуфимск 2018

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: рассказ из опыта с опорой на сюжетные картинки «Как мы сажали овощи».

Конспект составила воспитатель: Крылова Надежда МихайловнаЦель: речевое развитие - закреплять умение составлять рассказ из опыта, с опорой на сюжетные картинки....

конспект занятия по развитию речи на тему: "Составление рассказа по картине "Купание медвежат""

На занятии  дети учаться составлять рассказ по картине "Купание  медвежат"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" (с опорой на графические схемы)

Занятие направлено на решение задач по развитию связной речи с помощью приёмов наглядного моделирования....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. «Рассказ по картине кошка с котятами»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.«Рассказ по картине кошка с котятами&raq...