Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Из опыта работы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Беркалова Еленам Юрьевна,

    воспитатель,

    МДОАУ д/с № 7, г. Свободный

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    Ребёнок не говорит. Однако если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи, эти проблемы можно успешно решить.

    Работая с детьми раннего возраста отмечаю,  что в последние годы у детей поступающих в детский сад уровень речевого развития детей заметно снизился. Многие дети, придя в сад, ещё не умеют разговаривать. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).

    Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками). Детям нравится переодевать кукол или просто снять с их одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.D:\Документы\23 февраля\Фото_беркалова\фотки\DSCF7226.JPG

    Поэтому важным фактором считаю необходимость проведения работы с детьми по развитию мелкой моторики.

    Для этого стараюсь в группе создать все необходимые условия для получения положительных результатов. С этой целью использую пальчиковые игры и упражнения. Они представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.

    Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами.D:\Документы\23 февраля\Фото_беркалова\фотки\DSCF7155.JPG

    Для оптимизации своей деятельности составила картотеку игр на развитие мелкой моторики и координацию пальцев рук.

    Кроме того, особое внимание уделяю предметно-развивающей среде. С этой целью, весь игровой материал находится в доступных для детей местах.

    В игровой зоне воспитанники с увлечением играют с мозаикой, пирамидками, столовой посудой при этом, общаясь друг с другом, пытаясь помочь правильно расставить предметы, назвать их.

    Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации имеются мелкие игрушки; пуговицы, бусинки, геометрические фигуры. Достаточное количество развивающих игр, различных видов шнуровок, вкладышей.

    Детям предоставлена возможность играть в игры с прищепками, мелкими игрушками.

    В свободной самостоятельной деятельности ребёнок саморазвивается, свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Здесь я действую как партнёр.

    В своей работе применяю разные формы и приёмы организации детской деятельности. Каждая, из них занимает своё место в педагогическом процессе.D:\Документы\23 февраля\Фото_беркалова\фотки\DSCF7156.JPG

    Вместе с детьми мы учимся изображать из пальцев птиц и животных, разучиваем про них четверостишия, например в игре «Курочка и цыплята». Выполняя упражнения, вместе с детьми стараюсь задействовать пальчики обеих рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались с помощью стихов или потешек, например «Сорока-белобока», «Капуста» слушая, дети одновременно пытаемся «инсценировать» содержание прослушиваемого материала с помощью пальчиковых движений и изображения персонажа, их действий.

    Большой интерес представляет конструирование (конструктор ЛЕГО). Работая с деталями конструктора дети общаются друг с другом,  кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Дети научились в быту, в самостоятельных играх налаживать контакты.

    Чтобы активизировать словарь детей предпочтение отдаю фольклору, русским народным сказкам. Сказки более доступны детям дошкольного возраста, дети эмоционально откликаются на них.

    Не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи ребёнка имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые провожу в индивидуальной работе с детьми. Например, шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц. D:\Документы\23 февраля\Фото_беркалова\фотки\DSCF7239.JPG

    Постепенно включаю ребенка в процесс одевания. Они сами застегивают и расстегивают себе пуговицы и молнии. Это не только развивает движения рук, но и приучает ребенка к самостоятельности.

    Кроме этого предлагаю детям, перебирая узелки верёвочки или бусины пальцами, называть по порядку стоящие на столе предметы, картинки или имена детей в группе.

    В контактах с родителями использую наглядно-текстовые средства «Игра с пальчиками», «Играем дома». Провожу консультации, родительские собрания, даю рекомендации, советы.

    Работая над развитием речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук, добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, расширился словарь, дети любят играть в пальчиковые игры.

    Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки провожу ежедневно.

    Для развития мелкой моторики рук использую мозаику, семена, орешки, косточки, крупа. Выкладываем солнышко, домик, цветок.

    Эти действия требуют от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу.  И самое главное - развивает пальцы рук. В этом случае для контроля действия я всегда нахожусь рядом.

    Игры с пластилином также очень важны для развития мелкой моторики. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

    Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

    В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

    «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

    «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

    Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

    Список литературы:

    1. Баженова Н.В. Пальчиковая гимнастика для развития речи детей.   МДОБУ «Сурокский детский сад.
    2. Кочкина Н. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
    3. Петрова О.И. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.

    Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой мот...

    Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей

    О том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвеч...

    Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста

    В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....

    Статья "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста"

    На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в...