Деловая игра "Речь педагога ДОУ"
методическая разработка по развитию речи на тему

Михайлова Елена Александровна

Деловая игра включает в себя ряд практических заданий на усвоение  речевых норм, формирование речевой культуры педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_rech_pedagoga_dou.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Речь педагога ДОУ».

Подготовила: Михайлова Елена Александровна, старший воспитатель МКДОУ «д/с № 14» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сфера профессионального общения педагога представляет собой систему сложных коммуникативных взаимодействий с участниками педагогического процесса, направленных на эффективное решение педагогической задачи, реализуемой с помощью различных коммуникативных средств, и действующих в рамках существующих норм педагогической этики.

Особенность государственных требований к системе дошкольного образования выражается в согласованном взаимодействии окружающих дошкольника взрослых с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. Результат образовательного процесса в детском саду во многом определяется тем, насколько удается педагогу эффективно и целесообразно строить свое речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения с участниками педагогического процесса – коллегами, детьми и родителями.

Современный педагог должен обладать не только педагогическим мышлением, но и владеть искусством профессионального общения, быть носителем накопленных культурой общечеловеческих ценностей и сам являть образец общей, в том числе и речевой культуры. Результативность профессиональной речевой деятельности педагога зависит от его способности конструктивно взаимодействовать с участниками общения.

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания педагогов о культурных и методических требованиях к речи педагога;

2. Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

3. Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название команды.

  1. Конкурс – разминка « Продолжи пословицу».    

Команды поочередно продолжают начатую ведущим пословицу:

«С волками жить –… (по-волчьи выть)».  

«С миру по нитке – …(голому рубаха)».

«Взялся за гуж –… (не говори, что не дюж)».

«Всяк сверчок –… (знай свой шесток)».

«Двое пашут –… (а семеро руками машут)».

«Кончил дело – …(гуляй смело)».    

«Гром не грянет –… (мужик не перекрестится)».

«Кто где родился –… (там и пригодился)».

«Не зная броду –… (не суйся в воду)».

«На всякий роток - … (не накинешь платок)».

«Не ошибается тот, - …(кто ничего не делает)».

«Не место красит человека, - … (а человек место)».

  1. Конкурс «Найди лишнее слово».

   Командам предлагается задание на карточках. Из четырех предлагаемых вариантов ответа нужно найти слово, выпадающее из логического ряда:

  1. а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) Н.А. Некрасов

г) Э.М. Ремарк

(Э.М. Ремарк – немецкий писатель)

   2.     а) вилка

б) ложка

в) нож

г) тарелка

(тарелка – остальные входят в прибор)

  3.     а) пальто

б) шляпа

в) рубашка

г) жилет

(шляпа – головной убор)

4.       а) гопак

б) вальс

в) танго

г) фокстрот

(гопак – народный танец, остальные - бальные)

  5.     а) липа

б) дуб

в) береза

г) сосна

(сосна – хвойное дерево)

6.       а) либерал

б) консерватор

в) разгильдяй

г) демократ

(разгильдяй – имеет купеческие корни, остальные – из политического лексикона)

  7.     а) костер

б) облако

в) дым

г) зола

(слово «облако» не связано с другими словами)

8.       а) лев

б) волк

в) тигр

г) пантера

(волк, остальные – большие кошки)

  9.     а) щука

б) дельфин

в) акула

г) налим

(у дельфина – легкие, у остальных – жабры)

10.     а) очень великолепный

б) очень большой

в) очень прекрасный

г) очень гениальный

(очень большой, с другими словами «очень» не используется)

11.     а) колокольчик

б) роза

в) василек

г) ромашка

(роза, все остальные цветы полевые)

12.      а) орел

б) страус

в) сокол

г) ястреб

(страус, остальные хищные)

13.     а) живопись

б) скульптура

в) архитектура

г) портрет

(портрет может быть выражен в живописи и скульптуре)

14.     а) отец

б) сын

в) мать

г) племянник

(племянник, остальные составляют одну семью).

  1. Конкурс «Придумай текст».

Командам предлагается на выбор из нескольких согласных букв выбрать по одной. Найти и записать по пять слов с данным звуком в начале, середине и конце слова. С придуманными словами  составить рассказ на любую тему, стараясь использовать минимальное количество слов для связки.

  1. Конкурс «Аналогия»

Каждая из команд получает по карточке, на которой написаны пословицы народов мира. Нужно подобрать каждой из них русскую пословицу, подходящую по смыслу заданной. Ответы принимаются в устной форме.

1 карточка

Язык беду приводит (китайская). – Язык мой – враг мой (русская).

Лучше плотва в кадке, чем щука в озере (финская). – Лучше синица в руках, чем журавль в небе (русская).

На бедного сироту все камни летят (афганская). – На бедного Макара все шишки валятся (русская).

Молчаливый рот – золотой рот (германская). – Слово – серебро, а молчание – золото (русская).

2 карточка

Свой рост всегда ближе (финская). – Своя рубашка ближе к телу (русская).

Сын леопарда – тоже леопард (африканская). – Яблоко от яблони недалеко падает (русская).

Верблюда под мостом не спрячешь (афганская). – Шила в мешке не утаишь (русская).

Бойся тихой реки, а не шумной (греческая). – В тихом омуте черти водятся (русская).

  1. Конкурс «Самый догадливый».

Задание: команды получают карточку, на которой указаны 3 предмета. За 1 мин. необходимо ответить, с какой целью они используются. На каждый предмет необходимо дать пять ответов.

Слова: кнопка, гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло.

(засекаем время)

После проведения пяти конкурсов жюри подводит итоги. Во время подведения итогов ведущий предлагает педагогам – участникам  выполнить следующее упражнение.

  1. Практическое упражнение «Загибание листа».

Возьмите лист бумаги и начинайте его сгибать – как вам будет угодно. При каждом сгибании вспоминайте какие негативные, неприятные слова сказаны вами когда-либо в адрес дорогих и близких Вам людей.

А теперь разворачиваем лист и с каждым отгибанием вспоминайте те хорошие, приятные и ласковые слова, которые вы говорите им.

Вы расправили листок, а на нем так и остались эти линии сгибов. Так же как и в душе каждого человека остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Подведение итогов. Поздравление команд-участников.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание"

Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....

Деловая игра педагогов

Деловая игра для педагогов «Права ребенка» Цель: Пропаганда правового воспитания детей Задачи:Закрепить знания педагогов о правах ребенкаФормировать навыки делового общения среди педагогов...

Консультация для воспитателей "Деловой этикет педагога"

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Эффективно форми...

Программа обучения педагогов деловой этике "Деловой этикет современного педагога»

Что такое «этикет»?Какой этикет считается деловым?Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?...

Доклад на тему "Этика делового общения педагогов ДОО с родителями воспитанников"

В современном мире родители все чаще сталкиваются с разными проблемами в воспитании своего ребенка и, к сожалению, не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Бывает сложно добит...

Презентация "Этика делового общения педагогов ДОО с родителями воспитанников"

Цель родителей и педагога одна – воспитание и обучение ребенка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительного результата.«Родители и воспитатели два берега одной реки"...

Деловая игра: «Педагог - ребёнок: модели взаимодействия»

Цель деловой игры: «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества....