Главные вкладки

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
    методическая разработка по развитию речи на тему

    Вавилина Наталья Андреевна

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reka_i_ee_obitateli.docx23.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»

    Разработала: воспитатель старшей группы  Вавилина Наталья Андреевна

     

    Цель: Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке и речных обитателях.

    Задачи:

    - создать условия для закрепления знаний детей о реке «Таштып» и ее обитателях;

    - создать условия для развития речи детей, умение подбирать к словам прилагательные и глаголы;

    - продолжать учить детей отгадывать загадки;

    - создать условия для развития логического мышления, воображения;

    - создать условия для составления коллективной работы «обитатели реки»;

    - воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.

    Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку:

    С горы, сбегая без труда,

    Она гремит, как гром.

    В морозный день она тверда –

    Руби хоть топором.

    Нагрей ее, и к небесам

    Она взлетит тогда,        

    Теперь ты мне ответишь сам:

    Зовут ее………вода.

    Артикуляционная гимнастика.

    1. Капли воды накапливаются в тучке. Тучка становится все больше и больше (надувать поочередно щеки, потом обе сразу).
    2. Из тучки проливается дождик  (выпускать воздух изо рта постепенно).
    3. Капельки капают из тучки на землю («Качели»).
    4. Капельки сливаются в тонкие ручейки («Иголочка»).
    5. Из ручейков образуется широкая река («Лопатка»).
    6. Из реки капельки попадают в море, а затем в глубокий океан («Чашечка»).
    7. Подул сильный ветер, в океане появились высокие волны («Горка»).
    8. Покажем, как капельки катаются по высоким волнам(«Катушка»).
    9. И вот над океаном выглянуло яркое солнце («Язычок рисует круг»).
    10. Капельки стали легкими, превратились в пар и потянулись вверх к маме-тучке  (тянем язык к носу).

    Воспитатель:  

    Вода в природе никуда не исчезает, ее можно встретить повсюду. Ребята, давайте поищем, в каких словах живет слово «вода»? (Педагог демонстрирует картинки с изображением родственных слов).

    Дети: Водяной, водоросли, водные лыжи, водолаз, водопад, водопой, наводнение.  (При затруднении педагог помогает детям наводящими вопросами).

    Воспитатель : Правильно! Как назвать эти слова, которые похожи  по смыслу и по звучанию?

    Дети: Слова-родственники.

    Воспитатель : Ребята, а кто живет в воде?

    Дети: Рыбы.

    Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников, а без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

    Дети: Рыба.

    Воспитатель: А давайте посмотрим, какие вы рыболовы? Сыграем в игру

    « Поймай рыбку » ( игра с мячом)

    Воспитатель:  Самая большая река в Европе -   Волга . Наш народ издавна называет ее Волгой – матушкой. Почему же люди  всегда почитали  реку?

    Река  это  – труженица и кормилица. На берегах   многих рек  находятся много заводов и фабрик, которые используют  воду для производства.

    На гидроэлектростанциях, расположенных на берегах  крупных рек , производят электрическую энергию.  

    Нужна вода и в сельском хозяйстве – для полива, чтобы получать хорошие урожаи

      Огромные суда  перевозят  по крупным рекам  различные грузы.

    В наших реках  обитает очень много  видов рыб, таких  как  вобла, окунь, вьюн , лещ, судак, сазан, сом, щука, осетр, стерлядь и др.

      Выход Водяного ( под музыку  « Я водяной , я водяной) ( очень расстроенный  мечется  не зная к кому обратиться)

    Воспитатель:   Ой ребята , кто это к нам пожаловал?

    Ответы детей.

     Водяной:  Здравствуйте ребята!

       Может быть вы мне поможете?  

    - Что – то случилось   с  жителями   нашей реки.   Они  уплывают  и не хотят возвращаться.  А на  воде плавают какие – то  разноцветные пятна , бумага и банки.  

    Воспитатель:  Уважаемый  Водяной,   к сожалению многие люди  не берегут  это богатство .  Это масляные пятна на воде, появляются, когда в воду попадает бензин,  машинные масла.  Многие люди бросают в реку мусор. Заводы и фабрики сливают грязную воду в Волгу. В грязной, мутной воде погибают водные растения, рыбы начинают болеть и могут погибнуть.

     Какой должна быть вода, чтобы ее можно было пить и чтобы в ней водилась рыба?

    Дети: Вода  должна быть чистой.

    Воспитатель: Что нужно делать, чтобы спасти  реки  от загрязнения?

    Дети: Не бросать в воду мусор, не оставлять мусор на берегу, экономить питьевую воду, не мыть в воде машины и мотоциклы, поставить очистные сооружения на заводах, чтобы не сливать грязную воду в  реки .

    ВоспитательПравильно, ребята! Чтобы сберечь нашу реку , нужно всем и каждому из нас бережно к ней относиться. И тогда в   реках  будет много рыбы.

    Ребята  как мы можем помочь  нашему гостю?

    Дети:  Очистить водоем от   мусора.

    ( дети собирают   весь мусор в  мешок)

    Водяной :  Ребята , какие вы молодцы !  Спасибо вам огромное .  Может быть  теперь и  рыбки  вернуться домой?!

     Я предлагаю вам сыграть  в игру «Подскажи словечко».

    Плавники у нас росли бы,

    Мы бы плавали как …

    Дети: Рыбы.

    Водяной : Я б хвостом махала гибким

    И резвилась словно …

    Дети: Рыбка.

    Водяной : Вот с крючка срывает крошки

    Очень мелкая …

    Дети: Рыбешка.

    Водяной : Выплывает, корм ища,

    Пребольшая …

    Дети: Рыбища.

    Водяной: «Эх, сорвался мой улов!»

    Рассердился …

    Дети: Рыболов.

    Водяной: Рыба не клюет никак,

    Видно я плохой …

    Дети: Рыбак.

    Водяной : От обиды чуть не плачет,

    Но весь день сидит …

    Дети: Рыбачит.

    Водяной: Рыбаку ужасно жалко,

    Что не удалась …

    Дети: Рыбалка.

    Водяной :  Вы такие умные!    Мне  пора  домой, я  поплыву  посмотрю , может быть  рыбки уже вернулись?!  До свидания!

    Воспитатель:  А сейчас я хочу предложить вам  самостоятельно доделать наших рыб , у них не хватает чешуи, плавников, глаз .  Нужно сделать их с помощью   подручных   матералов .

     А еще  можете   поиграть со мной  в игру  « Отыщи отгадку»

     

      Давайте перед работой разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка, озорница,

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла,

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла.

    Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

    Погрозить пальчиком.

    Медленно сблизить ладони.

    Снова показать, как плывет рыбка.

    Сделать хватательное движение двумя руками.

    Снова показать, как плывет рыбка.

     А сейчас выбирайте  для себя рабочие места.

    Воспитатель:  « Отыщи отгадку».

    - Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.

    «Жить в реке совсем нескучно»,

    Скажет вам она беззвучно.

    Даже вежливо «спасибо»

    Говорит неслышно…. (рыба).

    Он всегда гулять идет

    Только задом наперед.

    С ним знаком любой рыбак,

    Хоть не рыба он, а... (рак).

    У воды она живет,

    Громко песенки поет.

    Рот ее — для мух ловушка,

    А зовут ее... (лягушка).

    Берегись, плотва, уклейка, —

    В речке хитрая злодейка!

    Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

    На охоту вышла... (щука).

    Д/игра: «Рассели обитателей»

    - Вы видите изображения разных водных обитателей. Вам нужно расселить их в соответствующие водоемы. Назовите этих обитателей? Что ты можешь рассказать об акуле; о крабе; о ките; об осьминоге. Какой водоем остался без обитателей? Что нам нужно сделать? Я хотела бы вам предложить выбрать себе любого речного обитателя, вырезать его и поселить его в речку.

    Рефлексия:  

    - Чем мы с вами сегодня занимались?

    - Что было интересным для вас?

    - Что было сложным?

    - Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?

    - Что нужно, чтобы река не мелела, и чтобы всегда в нем водилась рыба?

    - Что будет, если не будет реки?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

    Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»

    Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...

    Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе.

    Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе. «ВЕСЁЛЫЕ ПОТЕШКИ».Цель: Воспитание любви к народному творчеству, развивать интонационную выразите...