Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
методическая разработка по развитию речи на тему

Вавилина Наталья Андреевна

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reka_i_ee_obitateli.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи  «Река и речные обитатели»

Разработала: воспитатель старшей группы  Вавилина Наталья Андреевна

 

Цель: Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке и речных обитателях.

Задачи:

- создать условия для закрепления знаний детей о реке «Таштып» и ее обитателях;

- создать условия для развития речи детей, умение подбирать к словам прилагательные и глаголы;

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- создать условия для развития логического мышления, воображения;

- создать условия для составления коллективной работы «обитатели реки»;

- воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором.

Нагрей ее, и к небесам

Она взлетит тогда,        

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее………вода.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Капли воды накапливаются в тучке. Тучка становится все больше и больше (надувать поочередно щеки, потом обе сразу).
  2. Из тучки проливается дождик  (выпускать воздух изо рта постепенно).
  3. Капельки капают из тучки на землю («Качели»).
  4. Капельки сливаются в тонкие ручейки («Иголочка»).
  5. Из ручейков образуется широкая река («Лопатка»).
  6. Из реки капельки попадают в море, а затем в глубокий океан («Чашечка»).
  7. Подул сильный ветер, в океане появились высокие волны («Горка»).
  8. Покажем, как капельки катаются по высоким волнам(«Катушка»).
  9. И вот над океаном выглянуло яркое солнце («Язычок рисует круг»).
  10. Капельки стали легкими, превратились в пар и потянулись вверх к маме-тучке  (тянем язык к носу).

Воспитатель:  

Вода в природе никуда не исчезает, ее можно встретить повсюду. Ребята, давайте поищем, в каких словах живет слово «вода»? (Педагог демонстрирует картинки с изображением родственных слов).

Дети: Водяной, водоросли, водные лыжи, водолаз, водопад, водопой, наводнение.  (При затруднении педагог помогает детям наводящими вопросами).

Воспитатель : Правильно! Как назвать эти слова, которые похожи  по смыслу и по звучанию?

Дети: Слова-родственники.

Воспитатель : Ребята, а кто живет в воде?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников, а без какого короткого слова не было бы всех этих слов?

Дети: Рыба.

Воспитатель: А давайте посмотрим, какие вы рыболовы? Сыграем в игру

« Поймай рыбку » ( игра с мячом)

Воспитатель:  Самая большая река в Европе -   Волга . Наш народ издавна называет ее Волгой – матушкой. Почему же люди  всегда почитали  реку?

Река  это  – труженица и кормилица. На берегах   многих рек  находятся много заводов и фабрик, которые используют  воду для производства.

На гидроэлектростанциях, расположенных на берегах  крупных рек , производят электрическую энергию.  

Нужна вода и в сельском хозяйстве – для полива, чтобы получать хорошие урожаи

  Огромные суда  перевозят  по крупным рекам  различные грузы.

В наших реках  обитает очень много  видов рыб, таких  как  вобла, окунь, вьюн , лещ, судак, сазан, сом, щука, осетр, стерлядь и др.

  Выход Водяного ( под музыку  « Я водяной , я водяной) ( очень расстроенный  мечется  не зная к кому обратиться)

Воспитатель:   Ой ребята , кто это к нам пожаловал?

Ответы детей.

 Водяной:  Здравствуйте ребята!

   Может быть вы мне поможете?  

- Что – то случилось   с  жителями   нашей реки.   Они  уплывают  и не хотят возвращаться.  А на  воде плавают какие – то  разноцветные пятна , бумага и банки.  

Воспитатель:  Уважаемый  Водяной,   к сожалению многие люди  не берегут  это богатство .  Это масляные пятна на воде, появляются, когда в воду попадает бензин,  машинные масла.  Многие люди бросают в реку мусор. Заводы и фабрики сливают грязную воду в Волгу. В грязной, мутной воде погибают водные растения, рыбы начинают болеть и могут погибнуть.

 Какой должна быть вода, чтобы ее можно было пить и чтобы в ней водилась рыба?

Дети: Вода  должна быть чистой.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы спасти  реки  от загрязнения?

Дети: Не бросать в воду мусор, не оставлять мусор на берегу, экономить питьевую воду, не мыть в воде машины и мотоциклы, поставить очистные сооружения на заводах, чтобы не сливать грязную воду в  реки .

ВоспитательПравильно, ребята! Чтобы сберечь нашу реку , нужно всем и каждому из нас бережно к ней относиться. И тогда в   реках  будет много рыбы.

Ребята  как мы можем помочь  нашему гостю?

Дети:  Очистить водоем от   мусора.

( дети собирают   весь мусор в  мешок)

Водяной :  Ребята , какие вы молодцы !  Спасибо вам огромное .  Может быть  теперь и  рыбки  вернуться домой?!

 Я предлагаю вам сыграть  в игру «Подскажи словечко».

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как …

Дети: Рыбы.

Водяной : Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно …

Дети: Рыбка.

Водяной : Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая …

Дети: Рыбешка.

Водяной : Выплывает, корм ища,

Пребольшая …

Дети: Рыбища.

Водяной: «Эх, сорвался мой улов!»

Рассердился …

Дети: Рыболов.

Водяной: Рыба не клюет никак,

Видно я плохой …

Дети: Рыбак.

Водяной : От обиды чуть не плачет,

Но весь день сидит …

Дети: Рыбачит.

Водяной: Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась …

Дети: Рыбалка.

Водяной :  Вы такие умные!    Мне  пора  домой, я  поплыву  посмотрю , может быть  рыбки уже вернулись?!  До свидания!

Воспитатель:  А сейчас я хочу предложить вам  самостоятельно доделать наших рыб , у них не хватает чешуи, плавников, глаз .  Нужно сделать их с помощью   подручных   матералов .

 А еще  можете   поиграть со мной  в игру  « Отыщи отгадку»

 

  Давайте перед работой разомнем наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.

Погрозить пальчиком.

Медленно сблизить ладони.

Снова показать, как плывет рыбка.

Сделать хватательное движение двумя руками.

Снова показать, как плывет рыбка.

 А сейчас выбирайте  для себя рабочие места.

Воспитатель:  « Отыщи отгадку».

- Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.

«Жить в реке совсем нескучно»,

Скажет вам она беззвучно.

Даже вежливо «спасибо»

Говорит неслышно…. (рыба).

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а... (рак).

У воды она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее — для мух ловушка,

А зовут ее... (лягушка).

Берегись, плотва, уклейка, —

В речке хитрая злодейка!

Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

На охоту вышла... (щука).

Д/игра: «Рассели обитателей»

- Вы видите изображения разных водных обитателей. Вам нужно расселить их в соответствующие водоемы. Назовите этих обитателей? Что ты можешь рассказать об акуле; о крабе; о ките; об осьминоге. Какой водоем остался без обитателей? Что нам нужно сделать? Я хотела бы вам предложить выбрать себе любого речного обитателя, вырезать его и поселить его в речку.

Рефлексия:  

- Чем мы с вами сегодня занимались?

- Что было интересным для вас?

- Что было сложным?

- Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?

- Что нужно, чтобы река не мелела, и чтобы всегда в нем водилась рыба?

- Что будет, если не будет реки?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»

Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение  четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Транспорт»...

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»

Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «ЗВУКИ [C] И [Ш]»...

Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе.

Методическая разработка конспекта по речевому развитию в разновозрастной группе. «ВЕСЁЛЫЕ ПОТЕШКИ».Цель: Воспитание любви к народному творчеству, развивать интонационную выразите...