Посуда и ее предназначение - логопедическое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Лисичкина Анна Юрьевна

Конспект занятия: «Посуда и ее предназначение» (логопедическое занятие по развитию речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1376

Конспект занятия:

«Посуда и ее предназначение»

(логопедическое занятие по развитию речи)

 Учитель-логопед:

Лисичкина Анна Юрьевна

2018 г.


«Посуда и ее предназначение»

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

  • Сформировать и закрепить обобщающие понятия «посуда», «кухонная посуда», «столовая посуда», «чайная посуда», «столовые приборы»;
  • Уточнить и расширить представление о посуде, ее предназначении, материала из которого она сделана;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и образовывать прилагательные от существительных.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности, мышление, внимание, зрительное восприятие;
  • Развивать связную речь, добиваясь полных ответов на поставленные вопросы;
  • Развивать диалоговую речь и координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • Формировать навыки доброжелательности, инициативности и самостоятельности;
  • Формировать умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • Предметы  посуды  из  металла,  фарфора,  стекла, глины, дерева, пластмассы, соломы, хрусталя;
  • Мяч яркий, красочный;
  • Импровизированная кухня;
  • Два накрытых столика для сервировки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.     Организационный момент.

II.     Беседа и сообщение темы занятия:

Как одним словом назвать предметы, которые мы видим каждый день на кухне на полочках, на плите, в столе, в ней готовят еду, в ней мы  храним продукты, из нее мы едим, пьем…..(ПОСУДА)

III. Игра «Какая бывает посуда»

  • Посуда бывает разная. Каждая посуда для чего-то предназначена. Для чего нужна кастрюля?
  • Готовить.
  • Что готовят в  кастрюле?
  • В кастрюле  готовят еду.
  • Как одним словом называют посуду, которой пользуются на кухне? В этой посуде варят, жарят еду, кипятят воду?
  • Кухонная.

  1. Загадки.

Есть одна игра для вас

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

«На плите стоит горячей,

Вкусноту под крышкой прячет,

Кашу варит в ней мамуля,

Ручки две, одна…….(КАСТРЮЛЯ)

«И оладьи и омлет

И картошку на обед,

А блины – вот это дааа

Жарит все ……» (СКОВОРОДА)

«Среди ложек я полковник,

И зовут меня …..» (ПОЛОВНИК)

Отгадайте загадку-

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела

Пейте чай, вода вскипела» (ЧАЙНИК)

О какой посуде мы говорим, в какой готовим, варим, кипятим?

(КУХОННАЯ)

  1. «Выбери посуду».

Из набора посуды дети отбирают кухонную и выставляют на импровизированную кухню.

  • Вот пришли к нам гости, а мы на стол поставили кастрюлю и всем раздали по половнику…. Правильно мы сделали?
  • Конечно, нет.
  • А что из этих предметов мы поставим на стол? Чашку поставим? И будем из нее есть картошку?
  • Конечно, нет.

  1. Загадки.

Есть всего один ответ,

Кто-то  знает, кто-то нет.

«Из нее обедать буду,

Из глубокой или мелкой,

И такая вот посуда

Называется ……» (ТАРЕЛКОЙ)

«Для питья он предназначен

Хрупок, из стекла, прозрачен.

Можно сок в него налить,

С удовольствием попить.

Можно воду из-под  крана

Нет нужней чего……»(СТАКАНА)

Как одним словом назвать посуду, которой мы пользуемся, накрывая стол? (СТОЛОВАЯ)

Дети накрывают стол, выставляя предметы посуды, используемые во время обеда.

Кухонную посуду мы убрали на кухню, столовую поставили на стол для обеда, что же у нас осталось?

«Захочешь чай,

Любую выбери.

Вот они подружки

Фарфоровые……(КРУЖКИ

«Она всем очень нравится

На блюдечке красивая

С одной рукой милашка

голубенькая …..(ЧАШКА

Посуда для чая называется ….(ЧАЙНАЯ)

Что еще для чаепития нам с вами понадобится?

 (Сахарница, молочник, заварочный чайник)

Посмотрите внимательно чего у нас не хватает на столе?

«Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

но когда несу еду,

мимо рта я не пройду» (ЛОЖКА, ВИЛКА)

 «На кухне нужный, верный друг,

Могу  я резать и кромсать,

Чтоб не порезаться мной, вдруг,

Не следует со мной играть» (НОЖ) (Тунников В.)

Как одним словом можно назвать вилки, ложки, ножи, т.е. все те предметы которые помогают нам за столом? (СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ)

  1.  «Вот предмет, а из чего люди сделали его….?»

  • Посмотрите и назовите, из чего сделана вся наша посуда?
  • (Из дерева, из стекла, из хрусталя,  из фарфора, из металла, из пластмассы, из глины, из соломы)

 Игра «Закончи предложение».

Кастрюля сделана из металла, а стакан из………(СТЕКЛА)

Стакан сделан из стекла, а чашка из ……..(ФАРФОРА)

Чашка сделана из фарфора, а ложка из…..(ДЕРЕВА)

  1. Игра с мячом «Образуй прилагательное»

Стекло – СТЕКЛЯННЫЙ

Железо – ЖЕЛЕЗНЫЙ

Фарфор – ФАРФОРОВЫЙ

Дерево – ДЕРЕВЯННЫЙ

Глина – ГЛИНЯНЫЙ

Пластмасса – ПЛАСТМАССОВЫЙ

  1. Пальчиковая гимнастика.

(на название каждого предмета загибаем по пальчику)

Раз,  два, три, четыре (удар кулачком в ладошку)

Мы посуду перемыли (ладони скользят друг о друга)

Чайник, чашку, блюдце, ложку  

И большую поварешку.                

Мы посуду перемыли (ладони скользят друг о друга)

Только чашку мы разбили (разгибаем пальцы собранные в кулак)

И половник развалился

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть- чуть сломали…

Так мы маме помогали… (удар кулачком в ладошку)

  1. Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник (надуть щеки и живот)

Очень важный, как начальник (одна рука на пояс, другая носик)

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на пояс)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся на месте)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке (потянуться, сомкнуть руки над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес (руки вытянуты вперед)

  1. Игра «Скажи ласково».

Стакан – СТАКАНЧИК

Кастрюля – КАСТРРЮЛЬКА

Чашка – ЧАШЕЧКА

Блюдце – БЛЮДЕЧКО

Ваза – ВАЗОЧКА

  1. Описание предмета.

«Можно 20 тысяч раз

Уронить железный таз,

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на 20 тысяч раз

Надо 20 тысяч ваз» ( А. Кондратьев)

  1.  Соревнование – кто больше подберет слов,

  -Скажи о вазе красивое словечко,

за каждое словечко получишь сердечко.

-стеклянная (фарфоровая)

-прозрачная (раскрашенная, пестрая)

- разноцветная (цветная)

- пустая

- большая (маленькая)

- хрупкая, легкая (тяжелая)

- красивая      и т.п.

Победил тот у кого больше слов получилось.

IV.  Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили? ( О ПОСУДЕ)

Какая бывает посуда? (КУХОННАЯ, СТОЛОВАЯ, ЧАЙНАЯ)

Что такое столовые приборы? (ВИЛКА, ЛОЖКА, НОЖ)

Почему посуду нужно беречь, аккуратно с ней обращаться, мыть ее?

 (МОЖЕТ РАЗБИТЬСЯ, СЛОМАТЬСЯ,ДОЛЖНА БЫТЬ ЧИСТОЙ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей 6 - 7 лет с ОНР Тема « ПОСУДА». Учитель - логопед: Бичёва Ирина Александровна 2021г

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной логопедической  группы по лексической теме "Посуда"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...