Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему:"Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

В старшем возрасте у детей существенно обогащается словарный запас детей. Но у детей с нарушениями речи с ЗРР черь развивается сотставанием. На занятиях по развитию речи узнают новые слова, учатся применять их в речи, составлять предложения и описательные рассказы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ

Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе

на тему : «Посуда»

 

                                                                                                 

                                                                                                   Подготовил и провёл:

                                                                                            учитель-логопед

                                                                                                Муллахметова Г.А.

Агидель - 2025

Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Посуда»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять представления о посуде, ее назначении, частях, из которых она сделана;

- совершенствовать грамматической строй речи;

- расширение словарного запаса;

-закреплять навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую речь;

- развивать зрительно-пространственное восприятие и физиологическое дыхание,

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материалы и оборудование:

- конверт с заданиями;

-детский набор чайной посуды;

- детский набор столовых приборов;

- детский набор кухонной посуды;

- поднос;

- два столика;

- дыхательные тренажеры (плоскостные изображения чашек);

Словарная работа: сервиз, сервировать

 

Предварительная работа:

- рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства;

- чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»;

- отгадывание загадок о посуде;

- разучивание стихотворения «Час обеденный пришел»;

- использование дидактических игр: «Найди по описанию», «Четвертый лишний», «Чего не стало?».

  1. Организационный момент

Дети входят в группу садятся на свои места.

Логопед:

Сварила бы баба щи,

Да кастрюли, поди, поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ребята, из какой сказки отрывок?

Дети. Это отрывок из сказки «Федорино горе». А кто автор ? (Корней Иванович Чуковский)

II. Основная часть.

Логопед. Ребята, у Федоры беда. От нее убежали кастрюли, чашки, ложки, сковородки, блюдца, даже самовар. Как назвать эти предметы, одним словом?

Дети. Это посуда.

А что такое посуда? (Дайте определение)

Посуда- это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Артикуляционная гимнастика

 

«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока».

Чья “чашечка” глубже?

Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.

 

«Чашка и блюдце на столе».

Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

 

«Острый ножик и глубокий ковшик».

Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.

 

«Ручка чайника». Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

 

Логопед

 Сегодня к нам в группу пришло необычное видео письмо об адреса и имени. Давайте вместе посмотрим его. (смотрят видео письмо от Федоры, которая просит о помощи в поиске посуды)

Логопед:

- Конечно, поможем. (Открывает конверт и читает)

Логопед:

- Да ведь письмо-то от сбежавшей посуды. Послушайте, что она пишет?

«Вернемся к тебе, если выполнишь наши задания, а найдешь ты их в конверте»

Логопед:

- Ребята, поможем Федоре?

Дети:

- Да, поможем.

Логопед:

- Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда  вернулась.

Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже поздняя осень, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет.

 

3. Дидактическая игра  «Угадай, какая посуда спряталась»? ( Задание №1)

(Логопед приглашает детей сесть за парты и посмотреть на экран , на котором контурное изображение посуды расположено в разных направлениях)

- Итак, первое задание. Внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы посуды здесь спрятались?

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение.

Например: это чашка – чайная посуда, из чашки пьют чай и т.д.)

Логопед:

- Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды.

 

4. Физминутка «Посуда»

- Следующее задание.

«Отдохнуть с пользой для дела. Рассказать стихотворение о посуде и показать его в движении».

 

Вот большой стеклянный чайник,

(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Делают большой круг руками перед собой)

 

 

5. Командная игра «Накрой на стол»

- А вот и третье задание. «Найдите предметы чайной и кухонной посуды»

(поднос с посудой стоит на столе)

Логопед:

- Вся посуда перепуталась на этом подносе. Помогите ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 2 команды.

1 команда – накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда –выбирает предметы кухонной посуды.

(После этого проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании кухонной посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож.)

- Как можно назвать эти предметы обобщающими словами?

(Столовые приборы)

Логопед:

- Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду по-другому?

(показывает на чайный сервиз) 

Дети : Сервиз, чайный сервиз.

Логопед:

- Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Дети:

- Набор посуды

Логопед:

- А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

 Дети:

- Накрывали.

Логопед:

- Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим  новое слово, чтобы  хорошо его запомнить.

Дети:

- Сервировать – красиво накрывать на стол (3-4 ответа). Прохлопывание слова по слогам.

-А это что за посуда? Для чего она?(для мёда) У нас в Башкортостане в каждом доме на каждом столе есть такая посудка, баночка, потому- что именно у нас добывают самый вкусный мёд. А ложат его в баночку для мёда или вазочка для мёда.

 

6. Дыхательная гимнастика «Остудим чай»

- В чайную просуду обычно наливают  чай, да оказался он очень горячий. Давайте подуем и остудим его.

(Раздаются плоскостные изображения чашки каждому ребенку. логопед проводит дыхательную гимнастику)

 

Логопед:

- Ну, что, давай посмотрим в конверт и прочтем следующее задание.

(Заглядывает в конверт)

- Да тут ещё одно задание осталось! Выполним его!

  1. Речевая игра «Из чего?» игра с мячом

Я ем кашу из ... .

Я наливаю суп из.....  .

Я ем суп из .... .

Я наливаю чай из ....

Я накладываю себе жаренную картошку из ...

Я достаю хлеб из ...

Я насыпаю в чай сахар из......

Я беру конфету из ... .

Логопед:

- Мы выполнили с вами все задания . Молодцы!

 Выручили мы Федору!

-Мне кажется нам кто то снова звонит давайте посмотрим.(Смотрим видео от Федоры)

Федора.

Спасибо вам большое ребята.  Пойду домой, проверю, вернулась ли моя посуда. Заодно помою и почищу ее. Спасибо, дети, за помощь!

8. Рефлексия.

- Из какой сказки к нам приходила бабушка? Кто ее автор?

- Что вам запомнилось? 

- Что нового узнали?

9.Оценивание. Вручение смайликов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

МАДОУ детский сад «Родничок»Первомайского района      КОНСПЕКТЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИНА ТЕМУ « ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: "Осень" (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Осень» (старшая группа) Цель - обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Коррекционно-образовательные: Уточнени...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему "Фрукты" в старшей группе детского сада

Данный конспект поможет логопедам и воспитателям в интересной и игровой форме закрепить знания детей о фруктах, развить речь и увеличить словарный запас детей....

Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме "Семья"

Технологическая карта НОД по образовательной области речевого развития на тему «Семья»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме "Профессии"

Технологическая карта НОД по образовательной области речевого развития на тему «Професии»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи на тему: «Зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Зимующие птицы» (старшая группа)...