Составление описательного рассказа по картине «Зима» С. Манаев
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием мнемотаблицы. Обогащать словарь детей эмоционально окрашенной лексикой, образными выражениями, эпитетами. Закреплять умение отвечать на вопросы о приметах зимы, ее явлениях, активизируя имеющиеся у детей знания и представления об этом времени года. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Предварительная работа: рассматривание пейзажной картины С. Манаев «Зима», чтение стихотворений о зиме, слушание музыки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, чтение художественной литературы о зиме.

Ход занятия: Дети, к нам в группу пришло письмо, а вот от кого оно я не знаю. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель открывает конверт, а там чистый лист, на котором написано белым восковым мелком слово- зима).

-Как вы думаете, кто нам его мог прислать?

- Чем оно написано?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Воспитатель: (предлагает подойти к окну и посмотреть через стекло, подержать над свечой, намочить водой и т.п.)

Загадка: «Кто, угадай-ка

                Седая хозяйка,

                Тряхнет перинки

                Над миром пушинки?» (Зима)

Дети: Так это зима нам прислала письмо.

Воспитатель: Ведь она до сих пор полноправная хозяйка на нашей территории и напоминает нам об этом, чтобы мы не забывали про нее.

Воспитатель: А давайте поиграем в игру: «Кто больше слов скажет о зиме?»

Я буду задавать вопросы, а вы как можно больше давать ответов на них. Готовы?

-Какими словами можно сказать о зиме? Какая она?

Дети: Снежная, красивая, морозная, холодная, волшебная, метельная…

-Какой снег зимой?

Дети: Белый, пушистый, легкий, холодный, липкий, глубокий….

-Какой зимний день? (короткий, ясный, морозный, снежный)

-Какой зимний лес? (спящий, дремучий, густой, таинственный, величественный, заснеженный, непроходимый, глухой)

Воспитатель: Какие молодцы! Сколько определений сказали о зиме. Я думаю, зима будет очень рада этому. А вам хотелось бы попасть в такой лес?

На улице морозно, до леса идти далеко, но это не беда. У меня есть волшебная палочка.

Воспитатель: Чики- чики,  чикалочка

У меня есть волшебная палочка

Палочкой волшебной поведу

И в лес вас чудный приглашу.

(В этот момент рассыпаю снег на детей в виде конфетти, предлагаю детям закрыть при этом глаза)

Раз шажок, два шажок

Мы в лесу с тобой дружок.

Все успели, все зашли?

(Воспитатель предлагает пройти детям на стулья- пенечки присесть)

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». На фоне этой музыки педагог читает стихотворение:

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною-немою

Чудной жизнью он блестит»

Перед детьми картина С. Манаева «Зима».

-Вам нравится эта картина?

-Как бы вы ее назвали?

-Какие краски использовал художник при написании зимнего пейзажа?

-Что изображено на переднем плане?

-Что изображено на заднем плане?

-Какое небо? Что можно сказать о небе?

-Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Воспитатель подводит итог высказываний детей. Предлагает послушать рассказ по картине.

Художник нарисовал заснувший под снежным покровом лес. Лес такой величественный, сказочный. Главное в этой картине- это березовая роща. Кажется, что никто сюда не заходил, не тревожил лесное царство, так как не видно следов животных. Привольно здесь и зверю, и птице. Жизнь идет по своим лесным законам. Березы стройные, вековые, а рядом с ними молодая поросль. А послушайте какая тишина вокруг. Свежо и морозно вокруг, кажется, что и воздух застыл.

Физминутка: «Веселый ветер».

Воспитатель: Дети нарисовать картину можно не только красками, но и словами. Сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по этой картине. Для того, чтобы рассказ получился полным, законченным, интересным нам поможет мнемотаблица.

Обратить внимание на таблицу.

1.       Какое время года изображено?

2.       Что расположено на переднем плане и на заднем?

3.       Какое небо, погода, снег?

4.       Какие чувства вы испытываете. Попадая в этот лес?

5.       Какие краски использовал художник?

(Самостоятельное составление рассказов по картине. Оценка рассказов)

Чей рассказ больше понравился и почему?

Воспитатель: Предлагает детям вернуться из леса в группу и высказать свои впечатления.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление описательного рассказа по картине «Зима» С. Манаев

Программное содержание: Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием мнемотаблицы. Обогащать словарь детей эмоционально окрашенной лексикой, образными выражениями, эпитетами. Закреплять умение отвечать на вопросы о приметах зимы, ее явлениях, активизируя имеющиеся у детей знания и представления об этом времени года. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Предварительная работа: рассматривание пейзажной картины С. Манаев «Зима», чтение стихотворений о зиме, слушание музыки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, чтение художественной литературы о зиме.

Ход занятия: Дети, к нам в группу пришло письмо, а вот от кого оно я не знаю. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель открывает конверт, а там чистый лист, на котором написано белым восковым мелком слово- зима).

-Как вы думаете, кто нам его мог прислать?

- Чем оно написано?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Воспитатель: (предлагает подойти к окну и посмотреть через стекло, подержать над свечой, намочить водой и т.п.)

Загадка: «Кто, угадай-ка

                   Седая хозяйка,

                    Тряхнет перинки

                   Над миром пушинки?» (Зима)

Дети: Так это зима нам прислала письмо.

Воспитатель: Ведь она до сих пор полноправная хозяйка на нашей территории и напоминает нам об этом, чтобы мы не забывали про нее.

Воспитатель: А давайте поиграем в игру: «Кто больше слов скажет о зиме?»

Я буду задавать вопросы, а вы как можно больше давать ответов на них. Готовы?

-Какими словами можно сказать о зиме? Какая она?

Дети: Снежная, красивая, морозная, холодная, волшебная, метельная…

-Какой снег зимой?

Дети: Белый, пушистый, легкий, холодный, липкий, глубокий….

-Какой зимний день? (короткий, ясный, морозный, снежный..)

-Какой зимний лес? (спящий, дремучий, густой, таинственный, величественный, заснеженный, непроходимый, глухой)

Воспитатель: Какие молодцы! Сколько определений сказали о зиме. Я думаю, зима будет очень рада этому. А вам хотелось бы попасть в такой лес?

На улице морозно, до леса идти далеко, но это не беда. У меня есть волшебная палочка.

Воспитатель: Чики- чики,  чикалочка

У меня есть волшебная палочка

Палочкой волшебной поведу

И в лес вас чудный приглашу.

(В этот момент рассыпаю снег на детей в виде конфетти, предлагаю детям закрыть при этом глаза)

Раз шажок, два шажок

Мы в лесу с тобой дружок.

Все успели, все зашли?

(Воспитатель предлагает пройти детям на стулья- пенечки присесть)

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». На фоне этой музыки педагог читает стихотворение: Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною-немою

Чудной жизнью он блестит»

Перед детьми картина С. Манаева «Зима».

-Вам нравится эта картина?

-Как бы вы ее назвали?

-Какие краски использовал художник при написании зимнего пейзажа?

-Что изображено на переднем плане?

-Что изображено на заднем плане?

-Какое небо? Что можно сказать о небе?

-Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Воспитатель подводит итог высказываний детей. Предлагает послушать рассказ по картине.

Художник нарисовал заснувший под снежным покровом лес. Лес такой величественный, сказочный. Главное в этой картине- это березовая роща. Кажется, что никто сюда не заходил, не тревожил лесное царство, так как не видно следов животных. Привольно здесь и зверю, и птице. Жизнь идет по своим лесным законам. Березы стройные, вековые, а рядом с ними молодая поросль. А послушайте какая тишина вокруг. Свежо и морозно вокруг, кажется что и воздух застыл.

Физминутка: «Веселый ветер».

Воспитатель: Дети нарисовать картину можно не только красками, но и словами. Сегодня мы с вами будем составлять описательный рассказ по этой картине. Для того, чтобы рассказ получился полным, законченным, интересным нам поможет мнемотаблица.

Обратить внимание на таблицу.

  1. Какое время года изображено?
  2. Что расположено на переднем плане и на заднем?
  3. Какое небо, погода, снег?
  4. Какие чувства вы испытываете. Попадая в этот лес?
  5. Какие краски использовал художник?

(Самостоятельное составление рассказов по картине. Оценка рассказов)

Чей рассказ больше понравился и почему?

Воспитатель: Предлагает детям вернуться из леса в группу и высказать свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Составление описательных рассказов по картине А.К. Саврасова «Зима»

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию  с целью продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине (пейзаж)....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

конспект открытого занятия «Составление описательного рассказа по картине "Зима"»

Конспект открытого занятия «Составление описательного рассказа по картине "Зима"»...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»

Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап.1.Коммуникативная игра - приветствие«Доброе утро!»  Настрой на работу....