Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)
Образовательная деятельность
Этапы деятельности | Содержание |
I.Организационный этап. 1.Коммуникативная игра - приветствие «Доброе утро!»
Настрой на работу.
2.Сюрпризный момент. Письмо
| Дети стоят на ковре в кругу. - Солнце на небе проснулось Нам, ребята, улыбнулось. Глазки крепко закрываем Ручки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - А сейчас давайте откроем глазки. Повернитесь лицом к соседу улыбнитесь и скажите ему: я желаю тебе добра если тебе будет трудно, я помогу.
Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там. - Это старшая группа? Дети: Да. - Вам письмо. Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята? Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает.
|
II. Организационно - поисковый этап. 1.Вопросы
2. Разминка
3. Рассказ педагога о картине
4. Рассказы детей
5.Физминутка «Ветер и снежинка»
6.Работа за столом. (работа с раздаточным материалом)
7.Дид.игра «Хорошо или плохо» | Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки? Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется. Красный – это лето, все яркое и красное. Желтый – осень золотая. Белый – это зима. Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили? Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины? (дети выкладывают картину) Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей) Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку. - После какого времени года наступает зима? (После осени) - Чем зима отличается от других времен года? (Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д) - Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад). - Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать) - Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная)
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме.
Рассказ педагога. В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый. Ах, хорошо зимой. - Да, ребята зима-чудесное время года. Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей) Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему? Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке.
Физминутка
Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно. Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами -Ребята скажите чем отличаются звуки от букв? -Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем. -Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П) -Какие бывают звуки? (Согласные и гласные) -Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано? (Зонт,Игла,Мишка,Айболит) -Какое слово получилось? (Зима) -Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога) -Сколько всего звуков в слове? (4) -Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий) -Какой второй звук? (и-гласный)) -Какой третий звук? (м-согласный) -А четвертый звук?(а-гласный) -Сколько гласных звуков? (И,А) -Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М) -Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.) -Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему? Зима - «хорошо», потому что: - много снега, можно лепить снеговика; - снег покрывает землю и защищает растения от мороза; - деревья имеют возможность отдохнуть; - можно кататься на санках, лыжах, коньках; - зима дарит нам весёлые новогодние праздники; - Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки. Зима – «плохо», потому что: - снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи; - скользко, можно упасть; - холодно, морозно; - можно простудиться и заболеть; - выпадает много снега, и машины застревают
|
III. Итог
| - Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове. Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» Иван Суриков Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский садик №12 «Жемчужинка»
(ГКДОУ д/с №12 «Жемчужинка»)
Открытое занятие по развитию речи
в старшей группе
Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
Воспитатель: Бугибаева Л.И
2024год
Тип ОД: обобщающее.
Направление: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая.
Форма проведения: перессказ рассказа.
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ.
Задачи приоритетной образовательной области:
- Учить детей рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа.
- Учить составлять описательный рассказ по картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, используя полученные ранее знания и представления.
- Развивать связную речь, речевой слух, мышление, восприятие, творческое воображение.
- Учить проводить звуковой анализ слов, составлять слова и читать.
Задачи интегрируемых областей:
- Познавательное развитие: Обобщить знания детей по теме «Зима»
- Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
- Физическое развитие: Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал:
• Письмо, цветная бумага, картинки о зиме,ребус, буквы, аудиозапись звуков природы, музыкальное сопровождение
Раздаточный материал: буквы, картинки «зима»
Предварительная работа:
• беседа о зиме,
• чтение рассказов о Незнайке, стихов о зиме
• заучивание физминутки, стиов о зиме,
• слушание звуков природы.
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент.
• Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (приветствие «Доброе утро», физминутка, скороговорка, работа с буквами).
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Словарная работа: снегоуборочная машина, зимующие птицы
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.
Методы и приемы:
- Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
- Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
- Словесный: чтение, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
- Наглядно-демонстрационный: совместное исполнение движений, картинки, игрушка кошка, шляпа.
- Практический: игры и игровые упражнения.
- Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
- Рефлексия: метод пяти пальцев.
Технология, используемые в ООД:
- Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
- Здоровьесберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• технология обучения ЗОЖ: физминутка,
• Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.
Образовательная деятельность
Этапы деятельности | Содержание |
I.Организационный этап. 1.Коммуникативная игра - приветствие «Доброе утро!» Настрой на работу. 2.Сюрпризный момент. Письмо | Дети стоят на ковре в кругу. - Солнце на небе проснулось Нам, ребята, улыбнулось. Глазки крепко закрываем Ручки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. - А сейчас давайте откроем глазки. Повернитесь лицом к соседу улыбнитесь и скажите ему: я желаю тебе добра если тебе будет трудно, я помогу. Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там. - Это старшая группа? Дети: Да. - Вам письмо. Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята? Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает. |
II. Организационно - поисковый этап. 1.Вопросы
2. Разминка 3. Рассказ педагога о картине 4. Рассказы детей 5.Физминутка «Ветер и снежинка» 6.Работа за столом. (работа с раздаточным материалом) 7.Дид.игра «Хорошо или плохо» | Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки? Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется. Красный – это лето, все яркое и красное. Желтый – осень золотая. Белый – это зима. Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили? Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины? (дети выкладывают картину) Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей) Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку. - После какого времени года наступает зима? (После осени) - Чем зима отличается от других времен года? (Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д) - Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад). - Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать) - Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная) Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме. Рассказ педагога. В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый. Ах, хорошо зимой. - Да, ребята зима-чудесное время года. Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей) Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему? Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке. Физминутка Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно. Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами -Ребята скажите чем отличаются звуки от букв? -Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем. -Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П) -Какие бывают звуки? (Согласные и гласные) -Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано? (Зонт,Игла,Мишка,Айболит) -Какое слово получилось? (Зима) -Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога) -Сколько всего звуков в слове? (4) -Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий) -Какой второй звук? (и-гласный)) -Какой третий звук? (м-согласный) -А четвертый звук?(а-гласный) -Сколько гласных звуков? (И,А) -Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М) -Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.) -Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему? Зима - «хорошо», потому что: - много снега, можно лепить снеговика; - снег покрывает землю и защищает растения от мороза; - деревья имеют возможность отдохнуть; - можно кататься на санках, лыжах, коньках; - зима дарит нам весёлые новогодние праздники; - Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки. Зима – «плохо», потому что: - снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи; - скользко, можно упасть; - холодно, морозно; - можно простудиться и заболеть; - выпадает много снега, и машины застревают |
III. Итог | - Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове. Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» Иван Суриков Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Божьи дни коротки, Солнце светит мало, — Вот пришли морозцы — И зима настала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814366-1473586696.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-909785-1490633845.jpg)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/11/picture-420676-1565521070.jpg)
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. Тема Составление описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы - «Зимние забавы».
Цель: обучение детей составлению рассказа по картине с использованием мнемотаблиц....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-1157530-1566681523.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".Для детей средней группы В рамках проведения...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."
Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»
Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-979452-1547000957.jpg)
Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»
Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...