Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа)

Бугибаева Лаура Исаевна

Образовательная деятельность

Этапы деятельности

Содержание

I.Организационный этап.

1.Коммуникативная игра - приветствие

«Доброе утро!»

 

 

Настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

2.Сюрпризный момент. Письмо

 

Дети стоят на ковре в кругу.

- Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки крепко закрываем

Ручки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- А сейчас давайте откроем глазки.

Повернитесь лицом к соседу

улыбнитесь и скажите ему:

я желаю тебе добра

если тебе будет трудно, я помогу.

 

 

Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там.

- Это старшая группа?

Дети: Да.

- Вам письмо.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята?

Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает.

 

II. Организационно - поисковый этап.

1.Вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рассказ педагога о картине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассказы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка

«Ветер и снежинка»

 

 

 

 

6.Работа за столом.

(работа с раздаточным материалом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Дид.игра «Хорошо  или плохо»

Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки?

Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется.

Красный – это лето, все яркое и красное.

Желтый – осень золотая.

Белый – это зима.

Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили?

Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины?

(дети выкладывают картину)

Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку.

- После какого времени года наступает зима? (После осени)

- Чем зима отличается от других времен года?

(Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д)

- Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад).

- Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать)

- Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная)

 

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме.

 

Рассказ педагога.

В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый.

Ах, хорошо зимой.

- Да, ребята зима-чудесное время года.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей)

Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему?

Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке.

 

 

Физминутка

 

Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно.

Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами

-Ребята скажите чем отличаются звуки от букв?

-Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем.

-Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П)

-Какие бывают звуки? (Согласные и гласные)

-Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано?

(Зонт,Игла,Мишка,Айболит)

-Какое слово получилось? (Зима)

-Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога)

 -Сколько всего звуков в слове? (4)

-Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий)

-Какой второй звук? (и-гласный))

-Какой третий звук? (м-согласный)

-А четвертый звук?(а-гласный)

-Сколько гласных звуков? (И,А)

-Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М)

-Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.)

-Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему?

Зима - «хорошо», потому что:

- много снега, можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно, морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают

 

III. Итог

 

- Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове.

Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима»

Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

 

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

 

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zhanny.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский садик №12 «Жемчужинка»

(ГКДОУ д/с №12 «Жемчужинка»)

Открытое занятие по развитию речи

в старшей группе

Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»

                                                                               Воспитатель: Бугибаева Л.И

                                                   2024год

Тип ОД: обобщающее.

Направление: речевое  развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма организаций: групповая.

Форма проведения: перессказ рассказа.

Цель:  Формирование  умения   составлять  описательный   рассказ.

Задачи  приоритетной образовательной области: 

  • Учить детей рассматривать    картину,  формировать  умение   видеть    красоту   пейзажа.
  • Учить составлять    описательный   рассказ   по  картине   из   пяти – шести  предложений,      соблюдая    композицию   рассказа,   используя    в  речи    разные    синтаксические     конструкции,   образные   слова  и  выражения,  используя  полученные   ранее  знания   и  представления.
  •  Развивать связную речь, речевой слух, мышление, восприятие, творческое воображение.
  • Учить проводить звуковой анализ слов, составлять слова и читать.

Задачи интегрируемых областей:

  • Познавательное развитие: Обобщить знания детей по теме «Зима»
  • Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путём работы в группе.
  • Физическое развитие:  Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.

Предпосылки учебной деятельности:

Формировать навыки учебной  деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная. Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал:

• Письмо, цветная бумага, картинки о зиме,ребус, буквы, аудиозапись звуков природы, музыкальное сопровождение

Раздаточный материал: буквы, картинки «зима»

 Предварительная работа:

•  беседа о зиме,

• чтение рассказов о Незнайке, стихов о зиме

• заучивание физминутки, стиов о зиме,

• слушание звуков природы.

Приемы руководства деятельностью детей:

Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.

Для активации деятельности детей в процессе ООД: сюрпризный момент.

Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей (приветствие «Доброе утро», физминутка, скороговорка, работа с буквами).

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.

Словарная работа: снегоуборочная машина, зимующие птицы

Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.

Методы и приемы:

  • Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
  • Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.
  • Словесный: чтение, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
  • Наглядно-демонстрационный: совместное исполнение движений, картинки, игрушка кошка, шляпа.
  • Практический: игры и игровые упражнения.
  • Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
  • Рефлексия: метод пяти пальцев.

Технология,  используемые  в ООД:

  • Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологий:

      •   технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.

      •   технология обучения ЗОЖ: физминутка,

      •   Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка.

Образовательная деятельность

Этапы деятельности

Содержание

I.Организационный этап.

1.Коммуникативная игра - приветствие

«Доброе утро!»

Настрой на работу.

2.Сюрпризный момент. Письмо

Дети стоят на ковре в кругу.

- Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки крепко закрываем

Ручки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- А сейчас давайте откроем глазки.

Повернитесь лицом к соседу

улыбнитесь и скажите ему:

я желаю тебе добра

если тебе будет трудно, я помогу.

Ребята, слышите, кто то в дверь стучится. Давайте посмотрим, кто там.

- Это старшая группа?

Дети: Да.

- Вам письмо.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? (открывает и читает письмо) Дорогие друзья! Отправляю Вам письмо с надеждой, что вы мне поможете. Как то я нашел вот эти разноцветные листочки и картинки. И ничего не смог придумать. Помогите мне со всем этим разобраться. Ваш друг, Незнайка. А кто такой Незнайка, ребята?

Дети: он живет в цветочном городе, его так назвали, потому что он ничего не знает.

II. Организационно - поисковый этап.

1.Вопросы

 

2. Разминка

3. Рассказ педагога о картине

4. Рассказы детей

5.Физминутка

«Ветер и снежинка»

6.Работа за столом.

(работа с раздаточным материалом)

7.Дид.игра «Хорошо  или плохо»

Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти листочки?

Дети: четыре времени года. Весна - земля просыпается и травка появляется.

Красный – это лето, все яркое и красное.

Желтый – осень золотая.

Белый – это зима.

Воспитатель: Здесь еще картинки. К какому времени года мы можем их отнести? Почему вы так решили?

Давайте составим для Незнайки картину и расскажем о ней. А какой фон выберем для нашей картины?

(дети выкладывают картину)

Какая замечательная картина получилась. Вам нравится картина? Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проведем небольшую разминку.

- После какого времени года наступает зима? (После осени)

- Чем зима отличается от других времен года?

(Зимой бывает снег, холодно, лепят снеговика из снега и.т.д)

- Как называется явление, когда идем сильный снег? (снегопад).

- Почему птиц называют зимующими? (не улетают в теплые края, остаются зимовать)

- Как называется машина, которая чистит снег? (снегоуборочная)

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте мой рассказ о картине. Слушайте внимательно, потому что потом вы будете составлять свои рассказы о зиме.

Рассказ педагога.

В Байконуре зима.У нас настоящая зима. Зима морозная, снежная, холодная, веселая, нарядная. Солнце светит но не греет, вся земля под снегом, деревья спят, люди в теплой одежде, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика им хорошо и весело. Птицам зимой холодно и голодно, но птицы не боятся холода им страшен голод, голодная птица быстрее замерзает. Лисе и волку трудно найти себе добычу потому что многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей ,заяц сменил серый мех на белый.

Ах, хорошо зимой.

- Да, ребята зима-чудесное время года.

Воспитатель: А теперь, ребята, мы хотим послушать вас (рассказы детей)

Воспитатель: Молодцы, старались, красиво рассказали. А чей рассказ о зиме вам понравился больше всего? Почему?

Воспитатель: Ребята, вы составили замечательные рассказы и помогли Незнайке.

Физминутка

Сейчасмы с вами поиграем. Мальчики будут изображать ветер, а девочки – снежинки. Ветер дует, а снежинка кружатся. Выдыхаем долго и медленно.

Воспитатель: А теперь давайте сядем и поработаем за столом с буквами

-Ребята скажите чем отличаются звуки от букв?

-Звуки слышим и произносим, а буквы видим , читаем и пишем.

-Я буду называть звуки вы будете выкладывать буквы. (А,О,У,И,М,Р,К,П)

-Какие бывают звуки? (Согласные и гласные)

-Ребята в письме есть ребус, нам надо составить слово по первым звукам. Что здесь нарисовано?

(Зонт,Игла,Мишка,Айболит)

-Какое слово получилось? (Зима)

-Разделите слово «зима» на слоги? (2 слога)

 -Сколько всего звуков в слове? (4)

-Какой первый звук? (з-согласный ,мягкий)

-Какой второй звук? (и-гласный))

-Какой третий звук? (м-согласный)

-А четвертый звук?(а-гласный)

-Сколько гласных звуков? (И,А)

-Сколько согласных звуков в этом слове?(З,М)

-Ребята давайте составим предложение со словом зима.(Зимой очень холодно. Зима чудесное время года.Зимой солнце светит но не греет.)

-Ребята сейчас поиграем в игру «Зима хорошо или плохо?» А скажите Зимой-хорошо Почему?

Зима - «хорошо», потому что:

- много снега, можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом, и животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно, морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают

III. Итог

- Ребята молодцы! Я вас хвалю, вы все очень старались.Погладьте себя по голове.

Очень много рассказов о зиме писали писатели. А поэты воспевали о прекрасном времени года.А сейчас ребята прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима»

Иван Суриков

Зима

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы —

И зима настала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".Для детей средней группы  В рамках проведения...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Домашние животные. Описательный рассказ»

Цели:- Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».- Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.- Учить образовывать составные прилагательные.- Формирова...