Конспект открытого занятия по развитию речи "Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мисник Елена Петровна
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для мишки".
Для детей средней группы 
 
В рамках проведения окружного методического объединения
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx57.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №60 «ТЕРЕМОК»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ: РАССМАТРИВАНИЕ КАСТРЮЛИ И СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА "КАСТРЮЛЯ ДЛЯ МИШКИ"

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

В рамках проведения окружного методического объединения

Воспитатель МБДОУ

детский сад №60 «Теремок»

Мисник Елена Петровна

                                                       

Мытищи

2019 г.

Цель: составление описательного рассказа о кастрюле

Задачи:

Образовательные:

 Содействовать

- развитию связной контекстной речи;

 - обогащению словаря, активизации его в связной речи;

- обогащению представлений об окружающем мире .

Развивающие:

-  развивать логическое мышление и память;                          

-  развивать умение выделять признаки и качества предметов;

-  развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к Мишке;

- воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников.

Словарная работа:

активизировать в речи детей:

имена существительные: дуршлаг, молочник, сковорода, миска, чашка, стакан , дно, размер, вес

глаголы: варить, тушить, жарить

имена прилагательные: удобная, сплошное, яркая, красивая, названия цветов;

предлоги: на, в, около;

Введение в речь слов: прочная, металлическая, пластмассовая, мелкая

Оборудование:

детские стулья по количеству детей, стол, "витрина магазина",кувшин с тёплой водой," лесенка" с опорными картинками.

Материал:

Мишка, одетый в колпак и фартук, посуда:  дуршлаг , сковорода, миска, тарелка, ложка, детская плита для Мишки, кастрюли разных  размеров и расцветок( по количеству детей на занятии), сковороды разных размеров в количестве  2-3 штук, чайники в количестве2- 3 штук, ковши разных размеров в количестве 2- 3 штук,  миски в количестве 2-3 штук.

Предварительная работа:

Рассматривание различной кухонной посуды( кастрюли, миски, чайника, молочника, стакана и других); определение частей посуды и их назначение;

рассматривание иллюстраций, картинок с изображением посуды. Проведение дома опыта по переливанию воды из одного сосуда в другой, рассматривание на своей кухне разных видов кастрюль. Экскурсия на кухню детского сада с целью ознакомления с кухонной посудой.

  Организация детей на занятии:

На ленточных столах около окна (Витрина магазина) стоит разная посуда : сковородка, чайник, молочник, миска, кастрюли разного размера и расцветок. Столы в группе стоят в форме буквы П.

Дети, стоя на ковре приветствуют Мишку. Затем идут в спальню за стульями и рассаживаются на ковре.

Напротив сидит Мишка с дуршлагом, рядом стол, с необходимой посудой: сковородкой, миской.  Далее идут на ковёр, для проведения физкультминутки. Потом  дети  подходят к витрине магазина, выбирают кастрюлю, подходят к столам, стоящим буквой  П ,затем возвращаются на стулья.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

Организационный момент.

"Пузырь"

Раздувайся пузырь

раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут "Лопнул пузырь". Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук "ш-ш-ш"

Сюрпризный момент. На стуле сидит  Мишка , одетый в белый передник и колпак с дуршлагом здоровается с детьми.

Мотивация занятия.

В.: Что, Мишка, хочешь делать?

Мишка: МНОГО супа хочу сварить для медвежат!

В.: В чем же ты будешь варить?

 Воспитатель показывает дуршлаг.

Мишка: Вот у меня есть. много сварю! Помогите воды налить.

Воспитатель проносит дуршлаг мимо каждого ребенка. демонстрируя особенности дна. Выслушивает реплики детей, ( они будут, вероятно, смеяться, это хорошо).

В.: Подожди нас ,Мишка,  нам сейчас нужно помыть руки, позавтракать, потом придем к тебе и все объясним. И что будем объяснять Мишке?

Дети: Нельзя варить суп в дуршлаге.

В.. Да ,правильно сказали. А мыть руки, может, и не надо. Давайте уже есть поскорее есть и выручать Мишку?

Дети: Надо! ( будут доказывать).

 Умывание .Опробование. Завтрак. Общая игра.

В.: Кто нас ждет?

Дети: Мишка.

В.: А вы готовы с ним разговаривать? Проверьте свои платья, рубашки. Идите за стульями.

Садитесь. Будем Мишке помогать.

Мишка, садись удобно, спину поправь. Смотри, как красиво сидят дети.

2. Основная часть.

В: Ну. Мишка, ты не передумал варить суп в дуршлаге?

Мишка: Конечно, не передумал.

В.:А вы как считаете, удобно варить Мишке в дуршлаге?

Дети: Нет.

В.: Почему?

Дети: Все выльется.

В.: Кто Мишке объяснит, почему в дуршлаге много супа не сварить?

Иди , Саша, объясни Мишке.

Саша: Мишка, в дуршлаге донышко с дырочками, все выльется, сварить ничего нельзя. А ещё, дуршлаг сделан из пластмассы. Он пластмассовый, его нельзя ставить на горячую плиту, испортится.

В.: Молодец, согласна с тобой. Мишка, нужно попробовать такую посуду, в которой дно сплошное и посуда металлическая. У тебя есть такой предмет?

Мишка: Конечно, есть.

В.: Ай да , Мишка, ай да молодец! Есть в сковородке сплошное дно!

Сейчас нальем МНОГО воды, чтобы ты МНОГО супа сварил! Помогите мне налить много воды для супа, чтобы всем медвежатам хватило.

Какие  стеночки у сковородки? Можно ли много воды налить? Почему будет мало воды?

Дети наблюдают. Воспитатель  берёт кувшин с водой, отливает в сковородку, дети увидят, что налили мало воды. Они подбегут к столу, будут эмоционально реагировать на объем воды.

В.: Вернитесь на место. Кто же Мишке объяснит? Иди, Святослав, скажи , чтобы Мишке все понятно было.

Святослав: Мишка, у сковородки низкие стеночки. Она мелкая. В ней много супа не сваришь. Дно сплошное - правильно, но стенки низкие.

В.: Правильно объяснил. Послушайте, как можно сказать про сковородку: Она мелкая. Какая сковородка? Повторите все вместе. (Мелкая). Так почему мало воды нальется? Да потому что мелкая. Почему мелкая ? (Стенки низкие). Что Мишка выбрал ? Какое дно у сковородки? (Сплошное, без дырочек). Так почему сковородка не подходит, объясните Мишке.

Поощрять того, кто обращается к персонажу, тогда речь станет- связной, четкой, конкретной.

Мишка: Понял, дуршлаг с дыркой, сковородка с низкими стеночками, мелкая. Возьму тогда... МИСКУ. Дно сплошное, стеночки высокие. Ай да я, молодец!

Воспитатель проносит миску мимо детей, они пальчиком проводят по стенке, показывают высоту стенок.

В.: Помоги мне, Дима, много воды налить, поставить миску на плиту. Смотри, Дима, в супе пальцы не мочи, медвежата не будут есть такой суп.

В." Удобно ли будет суп варить в миске, молодец ли Мишка, что выбрал её?

Дима : Мишка, в миске нет ручек, неудобно держать.

В.: (Как бы случайно роняете в миску ложку): Ой! Совсем суп испортится!

Закрываете миску тарелкой.

В.: Нужно ложку вытащить.

Пытаетесь снять тарелку, делая вид, что обжигаетесь, т.к. миска на плите.

В.: Почему не снять тарелку ?(Горячо, ручки нет). Чем нужно закрывать? (Крышкой).

Мишка: А у миски нет крышки. Что же мне делать? В чем медвежатам варить суп ?

В.: Скажите Мишке, в чем удобно суп варить? Что надо

взять ? (Кастрюлю, в кастрюле...).

Физкультминутка

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,    "надуть"живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник.          другая - изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,                     приседать

Очень хрупкие, бедняжки.                  руки на поясе

Вот фарфоровые блюдца,                  кружиться,

Только стукни - разобьются.            рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,                   потянуться,  руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.              сделать большой круг

В.: Так умеет Мишка хорошо позаботиться о медвежатах? (Нет). Что ему нужно выбрать в магазине? (Кастрюлю). А как её узнать среди других предметов посуды ?

Жестами создаёте образ кастрюли.

В.: Что нужно увидеть сначала? (Показываю двумя руками образ дна). Да, дно. Какое оно должно быть? (Сплошное). А потом? (Показываете стенки, дети называют). А потом ? (Показываете ручки - дети называют). А потом? (Показываете крышку - дети называют).

В.: Так что будете выбирать ? (кастрюлю). Почему ? (Чтобы много супа сварить).

Дети идут (бегут, скачут) к ленточным столам, на которых разложены кастрюли крупного размера и несколько мисок, дуршлагов, сковородок. Каждый выбирает одну кастрюльку и встаёт около столов.

В.: (Тоном уговаривания, с улыбкой). Хороший хозяин бережет кастрюльку. Если она побьётся, то невкусная будет еда. Вот так тихо закроем кастрюльку крышкой. Молодцы, заботливые хозяева.

В.: Проверим, выльется вода из кастрюль, которые вы выбрали

в магазине ? (Нет, не выльется, дно сплошное (показывают).

В.: А много ли воды можно налить, если надо много супа сварить?

(Стенки высокие (показывают).

В.: А суп получится вкусным, руки не замочит Мишка в воде?

(Нет, не замочит, ручки есть),

В.: А ложка упадет в кастрюлю ?( Нет. крышка есть).

В.: Крышка горячая, Мишка лапы обожжёт? (Нет, на крышке тоже

ручка есть).

В.: Хорошие выбрали кастрюли, садитесь на стульчики. Дети садятся на свои места.

В.: Мишка, твои друзья - наши дети - выбрали в магазине разные кастрюли.

Мишка: Мне нужна самая красивая!

В.: Мишка, все выбрали красивые кастрюли.

Мишка: Мне нужна самая удобная кастрюля!

В.: Пойди, Ладушка, принеси ту кастрюлю, которую ты выбрала для

Мишки.

Составление описательного рассказа , с помощью опорных картинок. Показывает на каждую часть предмета и тоном убеждения рассказывает, что кастрюля - удобная. Если он про что-то забудет сказать, то от имени Мишки ему нужно подсказать, например, так.

Мишка: Не нужна мне эта кастрюля, из нее вода выльется.

(Нет, не выльется, дно сплошное (показывает). В твоей кастрюле мало воды поместится. (Много, стенки высокие (показывает). Не нужна кастрюля,

потому что руки замочишь в воде, суп будет невкусный, (нет, не

замочишь, ручки есть)

В.: Покажи ручки. Где они находятся ? (На стенках прикреплены).

Мишка: Не нужна кастрюля, потому что ложка сюда упасть

может.  (Нет, крышка есть). Крышку не снять, руки обожжешь. (Нет, на

крышке тоже ручка есть). Теперь понял. Нужно, чтобы дно было сплошное, стеночки высокие, ручки, чтобы удобно носить, крышка с ручкой. Вот Сенину кастрюлю возьму. А другие не нужны...

В.: Умница, Ладушка. Уговорила Мишку.

3. Заключительная часть.

Анализ занятия.

В.: Ребята, мы помогли Мишке выбрать кастрюлю из других видов кухонной посуды?

Дети: Да, помогли. Там было много посуды, но мы рассказали Мишке, что надо выбрать, чтобы сварить много супа.

В: Вы помогли Мишке! Вы всё правильно сделали! Молодцы!

Мишке  понравилась кастрюля, которую Лада ему выбрала. Он улыбается, доволен.

В.: А тебе, Мурад, трудно было выбрать кастрюлю для Мишки?

В.: А ты, Дима, справился? Помог Мишке?

 В.: Надо каждому уговорить Мишку взять и другие кастрюли. Кто захочет его уговорить, подойдите. Если он уйдет, я запишу ваш рассказ, а потом ему прочтем.

 Спасибо. Молодцы, ребята! Дети прощаются с Мишкой.

Воспитатели в течение нескольких дней записывают рассказы о кастрюле.

Организационный момент.

"Пузырь"

Раздувайся пузырь

раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут "Лопнул пузырь". Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук "ш-ш-ш"

Физкультминутка

Посуда

Вот большой стеклянный чайник,    "надуть"живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник.          другая - изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,                     приседать

Очень хрупкие, бедняжки.                  руки на поясе

Вот фарфоровые блюдца,                  кружиться,

Только стукни - разобьются.            рисуя руками круг

Вот серебряные ложки, потянуться,  руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.              сделать большой круг

1. Что это? - картинка кастрюли

2. Для чего нужно ( назначение)? - картинка кастрюли на плите

3. Какого из каких частей состоит? - картинка красного круга

4. Из какого материала? -  картинка деревянных брусков

5. Какого цвета ( расцветка)? - картинка радуги

Мишка, это кастрюля. В ней можно сварить много супа. А еще можно и кашу и компот. У кастрюли сплошное дно - ничего не выльется, высокие стенки -  много сварить можно. Она удобная: ручки есть. Еще есть крышка, тоже с ручкой. Кастрюля из металла. Она металлическая - прочная. Очень красивая, белая. На ней нарисованы совы:  красная, зеленая и синяя. Мишка, тебе нравится моя кастрюля?

Мишка, это кастрюля. В кастрюле можно сварить суп, потому что донышко сплошное - ничего не выльется. Стеночки высокие - можно много супа сварить.  Можно всё варить. Ручки есть, удобно держать и горячо не будет. Крышка есть с ручкой, ничего лишнего не попадёт в суп. Кастрюля прочная, металлическая. Белого цвета. Ещё на ней нарисованы совы : красная, синяя и зелёная. Мишка, тебе нравится моя кастрюля? Возьмёшь её?

Самоанализ НОД

Тема занятия : рассматривание кастрюли и составление описательного рассказа "Кастрюля для Мишки"

Образовательная область :  познавательное и речевое развитие.

Длительность          мин. ( соответствует требованиям или нет. причины)

В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

Образовательные:

 Содействовать

- развитию связной контекстной речи;

 - обогащению словаря, активизации его в связной речи;

- обогащению представлений об окружающем мире .

Развивающие:

-  развивать логическое мышление и память;                          

-  развивать умение выделять признаки и качества предметов;

-  развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к Мишке;

- воспитывать умение внимательно слушать своих сверстников.

Для успешного решения обозначенных задач подготовила след. материал:

Мишка, одетый в колпак и фартук, посуда:  дуршлаг , сковорода, миска, тарелка, ложка, детская плита для Мишки, кастрюли разных  размеров и расцветок( по количеству детей на занятии), сковороды разных размеров в количестве  2-3 штук, чайники в количестве2- 3 штук, ковши разных размеров в количестве 2- 3 штук,  миски в количестве 2-3 штук; детские стулья по количеству детей, стол, "витрина магазина",кувшин с тёплой водой," лесенка" с опорными картинками.

Подобранный материал помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на неё я использовала сюрпризный момент ( Мишка необычно был одет) и  создала проблемную ситуацию (В данном случае то, что принес Мишка, зачем и подойдет ли предмет для решения задачи.  Дети знают, что нужна кастрюля, но мишка предлагает предметы, в которых какие - то части отсутствуют для решения задачи). На протяжении НОД у детей поддерживалась мотивация. В процессе НОД  создавались условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата ( советы. напоминания, наводящие вопросы).

Занятие состояло из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия ( вводная, основная и заключительная).

Первая - мотивация занятия .

Вторая - Вторая часть данного занятия- это логическая задача: надо раскрыть необходимость каждой части в предмете. Ребёнок видит предмет как систему. Одновременно идет работа, направленная на развитие речи

Дети отвечают на 3 вопроса, решая 3 задачи.

1 вопрос: определить - ЧЕГО НЕТ в предмете?

2 вопрос: определить назначение этой части - ЗАЧЕМ НУЖНА эта часть?

3 вопрос: сформулировать закономерность - ПОЧЕМУ НЕ ПОДОЙДЁТ предложенный Мишкой предмет.

1 задача - открыть , что необходимо сплошное     дно.(для чего?)

2 задача - открыть, что необходимы  высокие стенки.(для чего?)

3 задача - открыть, что необходимы ручки.(для чего?)

В своих выводах ребята пришли к тому, что предмет (в данном случае- кастрюля) удобен для решения главной задачи, когда все части предмета служат главному назначению. Есть дно, высокие стенки, ручки и крышка. Все, чтобы сварить много супа.

Далее выслушиваем рассказ детей с описанием кастрюли.

Третья - заключительная

В заключительной части был подведён итог деятельности. методом анализа успешности выполнения заданий.

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала след. формы организации детской деятельности :

коллективную и индивидуальную работу.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка, я постоянно следила за посадкой детей.

В процессе занятия дети были активны, сохранялся интерес, были внимательны.

Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему легко ли было им выбрать кастрюлю из другой посуды.. Помогла создать ситуацию успеха.

Заявленная тема соответствовала содержанию занятия.

Однако некоторые ребята не проявляли должного интереса, были менее активны, чем всегда.  В индивидуальной работе с этими детьми запланирую беседу о том, почему ( им что то непонятно, что вызывает затруднение) и составление описательного рассказа вместе с этими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему Составление описательного рассказа по картине Зима...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных» (Средняя группа).

Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов слово...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»

Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...

Конспект открытого ООД по развитию речи на тему: составление описательного рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.Задачи: Образовательные:учить рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг друга, использу...